Послесловие к эпилогу. Глава вторая

             
                2.Вердикт

  "Вы не имеете права на победу!
  Эти слова витали в воздухе Израиля после Войны Судного дня. Таково же было повеление, молчаливо исходившее от обеих сверхдержав. Окружив Третью египетскую армию, Израиль оказался на пороге полной и окончательной военной победы. Но эту победу отобрали. Две сверхдержавы наложили на нее вето, причем одна из них была союзницей Израиля",- вспоминает о тех драматических событиях 1973 года Коннор О*Брайен.
  Драматические события начались раньше, 6 октября 1973 года, когда в два часа дня в Израиль внезапно вторглись египетские и сирийские войска.
  Правительство Голды Меир не приняло всерьез поступавшие до этого сигналы о том, что Египет и Сирия  готовятся к нападению.
  Был Судный день, когда израильтяне не работают, а молятся или размышляют над своими ошибками, просят прощения у тех, кого обидели, и -простить, в свою очередь их, чтобы "получить хорошую запись в Книге Судеб".
  День этот египтяне и сирийцы посчитали самым подходящим для нападения. И они не ошиблись. Брайен пишет, что за три дня войны Израиль потерял пятьдесят самолетов и сотни танков.
  Через двадцать два часа после начала войны только на северном фронте две израильские бригады, имевшие 157 танков, и принявшие на себя удар более 1100 сирийских, потеряли девяносто процентов своих офицеров.
  Египет(8000 военных штурмовых подразделений) тем временем пересек Суэцкий канал и смял линию обороны Израиля и здесь.
  Всё предвещало не просто поражение Израиля, но его полное уничтожение.
  В армию срочно были призваны резервисты, многие из которых только недавно прибыли в страну.
  Было решено не воевать на два фронта, а сосредоточиться на северном фронте, где сирийцы успели значительно углубиться на территорию Израиля.
  Через пять дней после начала вторжения сирийцы были выбиты из страны, а израильские войска вошли в Сирию, угрожая занять Дамаск.
  Вот тут-то и забеспокоилась одна из сверхдержав - Советский Союз.
  Хотя СССР сыграл одну из решающих ролей в создании Израиля, дружбы между ними не получилось. Израиль стал сферой влияния США, хотя и не сразу, Советский Союз завязал тесную дружбу с арабскими странами, прежде всего, Египтом и Сирией.
  Он помогал им перевооружать армии, готовить кадры, держал в этих странах своих советников.
  Правда, это не уберегло арабские страны от разгромного поражения во время Шестидневной войны 1967 года, но теперь, в 1973-ем, они наделись взять реванш.
  И все к этому шло.
  И вдруг израильские войска у Дамаска! А 14 октября, спустя восемь дней после вторжения египтян, израильские войска после ожесточенного танкового сражения(2000 танков), которое военные историки по накалу битвы сравнивают со сражением на Курской дуге, перешли Суэцкий канал, закрепились и разрушили египетские ракетные батареи.
  В этой битве Египет потерял 264 танка, Израиль - десять.
  16 октября в Египет прибыл председатель Совета Министров СССР Косыгин. Тогдашний президент Египта Садат просил его помочь остановить войну.
  Заинтересованы в этом были и США. Страны Персидского залива заявили о повышении цен на сырую нефть, о ежемесячном сокращении ее  на пять процентов, пока Израиль не выведет свои войска из территорий, оккупированных еще в 1967 году, "пока не будут восстановлены законные права палестинцев".
  На продажу нефти США было наложено эмбарго.
  И 20 октября Госсекретарь Кисинджер полетел договариваться в  Москву.
  Тогда-то  и был вынесен общий вердикт:Израиль не имеет права на победу.
  Казалось бы, дела давно минувших дней, и СССР уже давно нет. Но они многое объясняют в дне сегодняшнем.
  Раньше мир был, условно говоря, самолетом с двумя равнодействующими крыльями. С исчезновением Советского Союза он все больше начал падать на одно крыло и постоянно входить в штопор.
  США все еще полагает, что "самолет" настолько силен и устойчив, что может лететь и на одном крыле.
  Какое-то время летал. По инерции. Но все чаще не получается.
  Особенно тушить конфликты в разных точках мира, и при этом нередко становиться и их зачинщиками, как в Ираке.
  Ну а в пору Советского Союза Израилю пришлось уйти и из Сирии, и из Синая, на чем особенно настаивал Египет.
  Торг об условиях выхода шел не один год, Израиль успел за это время построить на Синае город Ямид, который сам же потом вынужден был и разрушить, на чем настаивал Египет.
  Но этот длительный, "не победный" процесс в конце концов закончится мирным договором между Египтом и Израилем, который стал образцом его выполнения.
  Каждая сторона очень дорожит им, и как только какие-либо тучки грозят появиться на горизонте, немедленно предпринимаются дипломатические усилия с обеих сторон.
  Может, не стоит сожалеть об утерянном в 1973 году праве на победу, раз так все в конечном счете обернулось?
  Это, скорее, вопрос из области философии. Человеческие чувства не всегда подчиняются рациональному мышлению.
  Судный день 1973 года, когда Израиль оказался не готов к вражескому вторжению и был на краю гибели, стал родовой травмой для израильтян.
  Таковой она остается и поныне в их сознании. Поэтому о нем вспоминают, даже обсуждая меры по борьбе с коронавирусом, упрекая правительство в неспособности эффективно бороться с ним.
  С Сирией же у Израиля мирного договора по-прежнему нет. Она требует возвращения Голанских высот, потерянных во время той войны.
  Сирия теперь находится под опекой России. Нынешний Асад продолжает дело и традиции своего отца и дружит с русскими.
  Россия, в отличие от СССР, сохраняет хорошие отношения и с Израилем.
  Ныне это называется многовекторным фактором во внешней политике.
  Двувекторный был эффективнее?
 
 
 















 




 






































 
   


Рецензии