Тайна пещеры Актун-Туничиль-Мукналь в горе Тапира

Тайна пещеры Актун-Туничиль-Мукналь в горе Тапира (Белиз)

Пещерная система Актун-Туничиль-Мукналь (АТМ), археологический памятник цивилизации майя, находится на территории природного заказника Гора Тапира, в предгорьях хребта Майя. Пещера расположена недалеко от города Сан-Антонио в округе Кайо на западе Белиза. С 1998 г. АТМ — популярный туристический объект. Для древних майя Актун-Туничиль-Мукналь рассматривалась как Шибальба (вход в ад, преисподнюю). АТМ являлась сакральным центром, в котором индейцы приносили своим богам  жертвы, в т.ч. человеческие. Пещера входит в десятку лучших пещер мира по версии Национального географического общества. National Geographic.

* * * * *

Надо полагать, что пещеры есть во всех горах. Гора без пещеры — вроде как уже и не гора. Чем больше пещера, тем значительнее гора, даже если она невелика ростом. Если же пещера еще связана с историей исчезнувшего народа, полна тайн и артефактов — ей (и, естественно, горе) вообще цены нет. Именно такой, потрясающей и загадочной, предстает сегодня пещера Актун-Туничиль-Мукналь как перед людьми, владеющими специальными знаниями, так и перед обремененными одним лишь любопытством. В переводе с языка майя Актун-Туничил-Мукнал означает «Пещера хрустального гроба (хрустальной усыпальницы)».

Пещера находится на склоне горы Тапира. Гора названа так по тапиру («горной корове»), национальному животному Белиза. К пещере через влажный широколиственный и бромелиевый (ананасовый) лес ведет горная дорога, которую пересекают три мелкие речушки. Вход в пещеру, имеющий форму песочных часов, затоплен подземной рекой, вытекающей из горы. Попасть вовнутрь можно только вплавь. Главный коридор длиной 4,8 км, просторный, но местами настолько низкий, что надо проползать по нему, ведет всё время вверх, к вершине горы, через анфиладу камер, нагромождения массивных валунов, скопления сталактитов и сталагмитов. Две трети пути надо брести либо плыть по реке, и только треть идти посуху, по т.н. «темной зоне», заваленной обрушившимися глыбами и представляющей собой чередование гигантских комнат. Главный зал в конце темной зоны носит название «Собор». Из АТМ есть еще один «верхний» выход — тесный, ведущий на край огромного карстового провала, окруженного тропическими джунглями. В пещере обитают выдры, агути, «хлыстовые» пауки, большая популяция летучих мышей, в реке водятся сомы, раки, пресноводные крабы.

Как образовалась пещера? 66 млн лет назад в место сегодняшнего Мексиканского залива упал метеорит Чикшулуб диаметром более 10 км, перепахавший территорию и сформировавший в скалистом грунте полуострова Юкатан (территория сегодняшней Мексики, Гватемалы и Белиза) кратер диаметром 284 км, вокруг которого появились бесчисленные пещеры, трещины и пустоты. Со временем пустоты заполнились дождевой водой и превратились в подземные озера, реки и колодцы-водостоки — сеноты. Сеноты и крупные змееподобные пещеры, в т.ч. АТМ, майя считали порталами в подземный мир, вратами в Шибальбу.

По верованиям индейцев, умершему человеку попасть в Шибальбу можно лишь после жесточайших испытаний. Прежде, чем обрести вечный покой, на пути в преисподнюю надо суметь увернуться от летающих обсидиановых ножей демонов, спастись от голодных ягуаров и от огромной летучей мыши-вампира и т.д.

А вот живущих людей 12 божеств Шибальбы поражали болезнями, избавиться от которых можно было только умилостивив их пожертвованиями. Но Шибальба была для майя не только загробным миром и местом страха, она была для индейцев и гарантией их благополучного существования, связанного, в первую очередь, с дождями. Только от обилия небесной влаги зависел урожай и заготовка воды на предстоящий период засухи, когда за полгода не выпадало ни капли дождя. Дождями, грозой и молниями распоряжался бог дождя Чак (Тлалок). Он тоже жил в Шибальбе. Пожалуй, это был самый жестокий бог. От него зависела жизнь всех майя, а еще он «питал особую слабость к существам небольшого размера, поэтому основную часть жертвоприношений, согласно найденным в раскопках останкам, составляли дети от 3 до 11 лет» (https://nlo-mir.ru/all-categories).

АТМ находилась в центре густонаселенного района, Вокруг нее в трех крупных городах Копане, Тикале и Караколе проживало свыше 400 тыс. человек. Для жителей пещера являлась священным местом, где они молились богам и приносили жертвы.
Археологи открыли пещеру в 1980 гг., но серьезными исследованиями в ней впервые занялась в 1996 г. группа американских ученых под руководством Холли Мойес.
Несколько экспедиций Мойес обнаружили в «светлой зоне» Актун-Туничиль-Мукналь горы раковин улиток, множество керамических горшков, музыкальных инструментов, зеркал, драгоценных украшений, пиритовых ритуальных статуэток. По вырубленным в камне лестницам можно было подняться в помещения второго яруса. Стены украшала искусная резьба по камню, сделанная, скорее всего, в кромешной темноте. Около 1000 артефактов относились к периоду от 250 г. до IX в.

В «Соборе» находился алтарь для жертвоприношений, обсидиановые лезвия, керамика, которую используют для церемониальных целей, останки животных и людей. Среди останков выделялся скелет 18-летней девушки — «хрустальной Девы», чьи кости были обызвествлены до сверкающего, кристаллизованного вида. Когда археологи впервые увидели ее в свете фонаря, она сияла, как горный хрусталь.

Исследовав останки, ученые датировали их VIII—IX вв. Получалось, что приносить в жертву людей майя стали только перед тем, как в IX в. они навсегда покинули эти места. Специалисты долго гадали, по какой причине индейцы исчезли, пока ученый-майянист Дж. Ричардсон не опубликовал свою книгу «Вода, жизнь и смерть» о великой засухе майя, случившейся в начале IX в. и погубившей цивилизацию.
Холли Мойес связала выводы Ричардсона со скелетами АТМ и пришла к выводу, что напрасные жертвы в пещере были принесены во время этой великой засухи безжалостному и безответному богу Чаку.

В 2012 г. Х. Мойес на основе своих 17-летних исследований более 50 пещер Белиза, в первую очередь АТМ, опубликовала книгу «Священная тьма: Глобальный взгляд на ритуальное использование пещер». Главный вывод ученого состоял в том, что во всем мире со времен палеолита пещеры, как правило, имевшие статус священных, использовались для ритуалов, связанных с принесением жертв (в т.ч. человеческих) местным богам. «Я верю, что правители в древнем обществе Майя кооптировали пещеры, чтобы достичь и поддерживать политическую власть, завоевывая благосклонность божеств через жертвоприношения» (Х. Мойес). Научным сообществом эта работа археолога признана выдающейся.


Рисунок из Интернета https://masterok.livejournal.com/2876512.html


Рецензии
Очень интересный материал. Творческих вам успехов и счастья в жизни. Анатолий.

Анатолий Байков   01.11.2020 18:33     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Анатолий!
Рад, что понравился очерк.
Исполнения всех задумок, всего доброго!
С уважением,
Виорэль.

Виорэль Ломов   03.11.2020 20:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.