3. Конопляное масло, деревянное. Кулинарные загадк

3. КОНОПЛЯНОЕ МАСЛО, ДЕРЕВЯННОЕ МАСЛО
         (бабушкины кулинарные загадки)

                «Бабушка, в интернете мне попался
                магазин одежды из конопли и крапивы.
                Да может ли такое быть? Масло из конопли?»



                Как водится, времена ещё не прошли, а уже все забыто.
                Масла с названием «постное» на этикетке или ценнике, ясен перец, в продаже не было и нет. Однако, оно было и есть.

Постное  - значит, не животного происхождения, а растительного,  и предназначенного для еды в дни поста. Казалось бы, любое масло из масличных растений   можно отнести к постному. Впрочем. так и есть.  Но выявилось неожиданно, что некоторые  постные масла, как ни странно,   оказались более постными. (Вроде  этого: все равны, но некоторые равны более).
 Как это выглядит, и попытаемся разобраться, но кажется, напрасный  труд: нужного масла нет.


 Говорим о  постном масле и  понимаем, что речь идёт о любом  растительном.

Словарь В. И. Даля  в статье  «масло» поясняет: - 1. Масло коровье из сливок или сметаны.
 2. Масло постное растительное из семян масличных культур, где лучший сорт – «прованское оливковое», а худший «деревянное» и тоже из маслины (оливок).

 А это ещё что за масло – «деревянное», да худшее? Так-так, надо  рассмотреть, как следует, а то, может, едим «худшее», не подозревая об этом?


Маслины, или оливки  (плоды),  русские купцы  закупали, вывозили из Греции в Россию и на  маслобойных заведениях выжимали, давили, били масло. Второй путь – уже  готовое масло  везли в Россию из Греции.
Словарь представил   большое количество производных от «масла» слов, позволивших сделать вывод  о  развитых в России в старину   масляных  промыслах и торговле.

Среди множества всяких растительных масел привлекает внимание «конопляное»  масло и «конопляна» - молочко для забелки пустых, то есть постных щей. Гораздо шире рассказ об использовании конопли для получения  растительного волокна, тканей. На всякий случай заметим, что в те  времена  одежда   была  только из натуральных, органических материалов – шерсть, шелк, кожа,  и растительных - лён и конопель с крапивой. Потом  и хлопок.

  Верующие и служители в монастырях и храмах в пост носили «ру’бища» и «по’сконь» (посконные штаны и плащи),  из конопли или льна и крапивы, но не из шерсти.  К постам верующие подходили очень серьезно даже в одежде.


Культура древняя и обычная на крестьянском  поле или в огороде.   Это  сохранил язык,  песни,   пословицы и  поговорки. Врагом для крестьянина  по конопле были птички отряда воробьиных – воробьи (вор-воробей, тот, который бьёт конопель и мог оставить  без семян и масла), крапивники, коноплянки. А птиц лет 150 назад  водилось – тьма. На сады и огороды для защиты  накидывали сети, ловушки с погремушками и пугалами, воробьёв  ловили для еды -  жарили, тушили, и все же  нередко  опустившаяся на поле  кочующая стая уничтожала урожаи.
 Куда они исчезли, эти тучи птиц?


«Постное масло» - термин церковный, кулинарный, не ошибёмся, если скажем, что и торговый. 
И сегодня,  говоря «постное» масло, подразумевают любое растительное для еды в любой день. Их выбор богат в супермаркетах. Но вот в словаре В. Даля  находим неожиданное: конопляное масло  - собственно и есть ПОСТНОЕ.

Что же это значит?

А то, что,  вероятно, 100-200 лет назад  для постов и был собственно свой,  определенный,  строго  по сезону, ряд   продуктов,  и  среди них выбитые вручную конопляное масло и молочко\сок,  которыми сдабривали всю  еду.
 Это сейчас  пост  - «чепуха на постном масле» для  многих,  что  «мужика надо кормить мясом». вероятно, эти извращенцы  придумали «постную свинину», «постную ветчинку»,  «постное мясо» - оксюмороны для утешения. Картошка и помидоры с перцами и баклажанами появились на столе ежедневно и  постоянно только в 20-м веке.


Как представишь, и оторопь  берёт, да что же ели  простые люди,  занятые тяжёлым физическим каждодневным трудом? Ни машин, ни электричества тебе.
Мало назвать  продукты для постов, в интернете  для примера  или на потеху  якобы  постная монастырская еда заставляет  схватиться покрепче за кошелёк. Сказано было «В пост без изысков», « Стол прост – на то и пост», но это ж как? Это когда «Господи, обрати порося в карася», и «пост не мост – объехать можно»,  а «фиги с маслом» кому нужны?

ДОМОСТРОЙ хорош в том плане, что он перечисляет все продукты,   что годятся для поста человеку значительному, занятому на службе, ведущему приёмы и,  надо  полагать, не что попало будет на столе. Все остальное население  питалось в пост, исходя из возможностей, сезонов и мест проживания. А церковь зорко следила.


КУЛИНАРНЫЙ СЛОВАРЬ В. Похлебкина говорит о ПОСТНОМ СТОЛЕ и его отличии от вегетарианского. И подчёркивает со свойственным  автору  убеждением в правоте:  главное – в  пост без изысков во всем, даже в технологии приготовления – пищу не жарили и даже не тушили. Зато варили и запекали блюда без мяса и сала, коровьего масла и жиров, молочных продуктов, яиц. Рыба  была разрешена всякая,  кроме жареной
Выходит,  не употребляли масла для жарения,  и правы доктора и ученые, предостерегающие не столько от  жареного,  сколько от масла, в котором жарят?
И категоричный вывод – насколько постный стол  полезен для здоровья на основе  определенного и  проверенного веками подхода, настолько искусственно и  надуманно,  и ложно  вегетарианство. За период поста организм здорово очищался, оздоравливался.


СЛОВАРЬ В.И.ДАЛЯ приводит пример постного стола,  собранного в благодарность односельчанам за помощь в строительстве избы. Вот что поставил на стол хозяин в пост во 2-й половине 19 века. Прежде всего обращают на себя внимание сезонные продукты, осенние, и во-вторых, их разнообразие по значению и составу:
овощи - редька пластами (ломтиха) с постным маслом,
ломтевой картофель с уксусом
жареная картошка
солёные огурцы, солёные грузди и капуста
пареная репа, морковь, свекла в горячем сусле,.
                варёные волнухи (грибы волнушки),
                горох, варёный горох, гороховый кисель с постным маслом

 кулага, блины, шанежки, оладьи
пироги ни с чем,
 пирог заварной с капустой или с грибами
пироги: репник, морковник, свекольник, грибной , с крупой,
пирог с малиной или маковник с мёдом,
заедки – орехи, пряники, изюм, напиток-травник, мёрзлая брусника и клюква с мёдом,
кисель с маслом или суслом. кисели пшеничный и овсяный с сытой (медовой) или с квасом.   Сусло с вишней, черёмухой, клубникой.  костяникой, земляникой, бояркой, брусникой
похлёбка из конопляного сока с груздями (варёные грузди),
 пшённая, ячневая, овсяная или гречневая каша, 

 ( словарь, т.3 -  П-Р,  статья ПОСТИТЬ, СТР 282)

Уверена, что 70-80% кушаний уже неизвестны, и забыты не только способы приготовления, но и вкус, названия, как есть и чем. А некоторые старинные кушанья разве возродишь?

 
КОНОПЛЯ – МАСЛА, СОК, ОДЕЖДА (ПОСКОНЬ ЗАМАШКА)


Конопля на крестьянских  огородах  была непременной культурой для масла и получения волокна. Еще в 60-х годах ХХ вв. можно было встретить ткани из конопли, сохранившиеся от  ушедшего века.

О конопле знали гораздо больше, и бедный, плохо питающийся крестьянин,  на взгляд некоторых историков,  вероятно, не понимал, что позволял себе  - садил для еды конопель, лечил спину и ноги, аллергию и кашель,   вырабатывал  из растения   материал, забытый ныне. До нас дошли  мешковины, попоны, ряднины,  скатерти и покрывала для чистых комнат,   прочные и вечные.


Из воспоминаний бабушки следовало, что о  действии масла  и сока\ молочка знали,   как и об их  мере в питании. Наверное,  и вы  слышали о смерти от морковного сока любителя, он выпил 4 литра и конец. Умирали от совместного приема водки и определенных грибов, знали, но ели. В конце концов можно умереть от любого без меры затолканного внутрь даже самого полезного продукта. А о действии  конопляных продуктов знали.


Масло нерафинированное любое быстро портится – прогоркает -  и приобретает горечь,  становится  почти несъедобным, потому его выбивали понемногу.
Сегодня конопляные отруби и масло  расположены на особых полках и витринах по  прихоти производителей, и названы продуктами сбалансированного и правильного питания, попробуй их отыщи.

А  жмыхи из мака и конопли  были приправами и лакомством в крестьянской семье.
Бабушка вспоминала, что с маком пекли пироги на Маковея, мелкое зерно мака били и размачивали,  маковые и конопляные  сок и молочко шло в похлёбки, на забелку щей, поливали каши и салаты. Ограничивали употребление   детям.


Пост  не был тягостным, так как конопляное масло и молочко успокаивали, улучшали настроение и смиряли, для этого достаточно было 1 ст. ложки  вкусной и полезной приправы (с жирными и важными кислотами группы омега).
 Масло применялось при упадке сил и тягостных настроениях.  И  встретились интересные наблюдения 
Чтобы утки и голуби или гуси, козы не шли от дома и не отбивались, достаточно их покормить семенами или жмыхами конопли. Никогда не придётся искать.

Потом растение запретили во многих странах, но не во всех.  У конопли есть много добрых сторон. Как водится, с плохим выкинули и золотое.  Веками в пост население использовало  в основном масло льняное и конопляное .   И неоспоримый факт, это были традиционные продукты, полезные и необходимые, пострадавшие и изгнанные из русской кухни сегодня, хотя и масло и отруби редко, но встретить можно.

 И ведь запреты в еде, гласные или нет,  по закону или  надуманные, были не раз.


Крестьяне выращивали  безопасную разновидность – конопель посевной,  и  мак пищевой. Бабушка же  до середины 80-х годов  не выдирала с огорода мак-самосейку,  но после того, как вытоптали гряды с овощами  ночью и кто, наркоманы-соседи, она строго следила и выпалывала несчастный мак без жалости.


И  если продукты появляются, значит, определены параметры употребления – для сбалансированного и грамотно выстроенного питания. Сегодня много последователей этого направления в еде, высок интерес к изучению его.

  МАСЛО ПРОВАНСКОЕ  И МАСЛО ДЕРЕВЯННОЕ

Лучшим маслом для еды, как и 200-500 лет назад, считают   оливковое - прованское.  А  худшее оливковое - деревянное  - получено  тоже из оливы, но последним отжимом.

Покою не давало название «деревянное», почему так говорили? На бутылках не написано. И все же тайна разгадана. 

Деревянным маслом, как низкосортным, освещали  жилища, храмы и мечети,   на нем готовили  церковное масло  МИРО - отправляли   обряды - помазание елеем. В России  с традициями  красного угла в избах с иконами,  божницами  и лампадами   для освещения  использовали масла  деревянное и льняное с конопляным и их смеси. И продавцы как тогда, так и сейчас, безбожно врали с маслицем.

 Грубое, не рафинированное,  использовали  в мыловарении. Рецептами,  как самому варить то или иное мыло, были забиты календари,  альбомы со стихами и кулинарные тетради барышень.   

В «Образцовой кухне», кулинарном сборнике образца последней четверти 19 века, полкниги занимают   рецепты кремов и мыла, которые приготовить  мог каждый, что сегодня интересно, как история.

Помогли художники, они подсказали - деревянное масло, а также льняное, закупали  церковники   и богомазы-художники для писания образов -  грунтовка холстов и досок, растирка красок.   А так как святых   изображали  в основном на досках, дерево обрабатывали маслом,  выходит, термин  отражал  и назначение и  применение
Доски для икон  были самым дешевым и доступным  материалом.
В России церквей и приходов, часовен и монастырей  было много, святых  тоже, в каждом доме в красном углу висели иконы.  Их требовалось огромное количество.   Был ли доходным промысел писания  образов, неизвестно, но  богомазы без работы не сидели.   

 Понятно, что  кулинарные секреты масла постного кроются в  натуральности, пользе (в меру) и свежести продуктов. Хотя некоторые  утверждают,  будто народ прежде  не ведал об этом.

Но вся русская старинная кухня была именно такой: натуральной, всегда свежей и полезной ( в голод и моры,  неурожаи в неклимат уже не жизнь, а выживание, там другие подходы). 


Однажды в гипермаркете  с удивлением обнаружили  крошечный стограммовый пузырёк с надписью   «Конопляное масло». Он стоил сказочно,  100 граммов 400 руб. Купили, во-первых, для интереса, а также для заправки каши  и салатика, согласно поста и его блюд. Ну как же – своя национальная и забытая кухня. Ну-ка, ну-ка!
Открыли и что же? Прогорклость  сказала о несъедобности  из-за горечи и  отвратительном вкусе продукта. Нашли,  кто делал – одни аббревиатуры и адрес - соседняя страна.  Запоздало  разглядели  дату изготовления –  давность,  недопустимая  для любого  масла – где оно гуляло почти 3 года?




2017-2020г.

-------


«Парижское», «растовое», «белый лебедь» -  это сорта сливочного масла? И куда делись?


Рецензии
Не побоюсь показаться старым занудой, но... Чтобы хорошенько и очень образно понять и прочувствовать внутри себя, что значит, точнее - значил, для человека тот самый пост, для которого предназначалось постное масло, надо прочитать самое начало книги И.Шмелёва "Лето Господне". Очень ярко и очень образно описывается самый обычный повседневный уклад жизни самых обычных людей, входящих в Великий Пост.

С уважением ко всем пятерым,

Элем Миллер   03.12.2020 12:27     Заявить о нарушении
Добрый день, Элем Миллер! От имени всех пятерых Благодарю вас за содержательный отклик. Ну какой вы зануда? Вы правы.

А я могу добавить, что по вере и пост был, вероятно.
А художник тем более ностальгировал по ушедшей русской жизни. И. это было У моих бабушки и прабабки и частично затронуло и нас, живущих сейчас.
Можно конечно ориентироваться на высокие уровни художников, но мы все пятеро уважаем обычаи поста в нашей православной крестьянской семье, где много работали, И жили по обычаям тоже русского народа и что я очень и очень ценю .
с почтением и премногим уважением к вам!

Наталья Гончарова 5   04.12.2020 03:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.