Граница. пьеса

Север. Заснеженная тайга, сопки. Видна сторожевая вышка.
На вышке солдат часовой на нем овчинный тулуп, большие валенки. Высокий воротник поднят.

-Вот, замполит, зараза! Ну подумаешь - прикемарил на политинформации. Из нарядов и так не вылезаем, часть то маленькая! Неет! Загнал меня в караул вне очереди! И в самый Новый год! Наши уже, должно быть, вокруг стола собрались! Тепло! Повариха, баба добрая, какой-то пирог испечь собиралась! Ведь сожрут все, даже попробовать не получится. Тьфу.

Замечает кого-то по ту сторону забора из колючей проволоки вдоль контрольной полосы

-Это еще что за хрень? Тут никого не может быть. С той стороны и жилья-то на много километров нет: медведи одни бродят. А это человек, вроде. Эй! Стой! Стрелять буду!
-Не стреляй! Я без оружия!
-Да мне то что! Это граница! Ты что, совсем одурел — прешь через полосу? А ну назад!
-Я не могу назад. Не дойду уже. Я замерз совсем.
-А чем те помочь могу? Ты в своем уме? Это Граница! Граница! Мне тебя уже завалить давно пора и сообщить в часть!
-Я стою. Только замерзну насмерть же. Пропусти, будь человеком!
-Ты чё? Это незаконный переход границы. Меня самого под трибунал отправят. Вали откуда пришел.
-Так, я аккуратно пролезу, а снег следы заметет и никто не узнает!
-Это что? Проверка? А ну руки вверх! Сейчас позвоню в часть, пусть наряд шлют!
-Не звони! Умоляю. Никакая это не проверка! Мне действительно надо пройти! А назад мне пути нет. Я точно погибну!
-А ты о чем думал, когда сюда шел!! На границу! Что здесь тебе проходной двор?
-О Боге думал!
-О ком? Вот еще, фанатик какой-то или сумасшедший на мою голову! Ты бы лучше о реальности думал! Погоди, а как ты с той стороны границу прошел??А?
-Пропустили. Мир не без хороших людей.
-Ты меня этим не зацепишь. Хорошие люди. А я плохой? Я сейчас при исполнении, понятно? И действовать должен по Уставу!
-Многие по уставу действуют. А ты пробовал по-человечески?
-А что, Устав не люди что ль писали?
-Устав писали обстоятельства, в которых были люди. Но обстоятельства у всех же разные. Мне вот надо через границу...
-А мне на праздник! Я же тут стою. Потому, что если каждый чё хочет делать будет, то это бардак будет! Все поубивают друг-друга.
-Только ты сейчас по Уставу меня застрелить хочешь, а не по желанию. Может желания не так и страшны?
-Эка, ты вывернул! Ну, а вот, если я хочу сейчас за столом сидеть и пироги есть? Возьму, и брошу пост. Это меня, точно, под трибунал. И на кой мне такие желания исполнять, если мне потом только хуже будет? Не. Давай назад!
Снова поднимает автомат.
-Да, погоди ты! Мне правда нужно! Ты в своей жизни еще за столом посидишь не раз, а я, если сейчас не перейду, то все - замерзну. Ты пойми — обстоятельства! Это машина только по уставу работает, по программе, и из собственных границ выйти не может. У нее даже такой мысли возникнуть не может - что есть границы! А человек-то человеком должен оставаться! У него же не только программы, еще и душа есть! Он эти границы нутром чует, если не очерствел совсем.
-Да, о чем ты такой умный думал, когда на границу пер? Я тебя спрашиваю!
-Так, я же знал, что с людьми встречусь, а не с машинами! А человек....
-Все хватит! Я солдат, а не человек, и действую по уставу!
-Ты сначала человек, а потом солдат!
-Еще секунду и если не свалишь — стреляю!


Неожиданно из леса за спиной незнакомца появляется медведь шатун. Он замечает человека у заграждения и направляется в его сторону. Человек оборачивается. Приблизившись, медведь резко встает на задние лапы, втягивает носом воздух и, неожиданно взревев, кидается на человека. Выстрел... Еще... Медведь медленно заваливается на человека и проволочное заграждение, поминая их под себя. Солдат опускает автомат и спустившись с вышки подбегает к ограде. Из под убитого зверя вылезает человек.
-Эй, ты как? Живой?
-Да вроде, трясет только... Спасибо тебе!
-Фух! Я сам перепугался. Черт, откуда он взялся то! И тихо подошел как.
-Да уж, я думал, что все — сожрет он меня! Столько шел и на границе...
-Да, на границе...
-А ты говоришь устав! Вот, меня то ты спас не по уставу. Не обязан был.
-Да что я, совсем зверь что ли?
Незнакомец достает из-за пазухи сигареты, долго не может выудить из пачки одну. Потом, все же достав, протягивает пачку солдату. Тот берет сигарету тоже. Закурили, присев на тушу медведя.

-Вот, и я о том! Что ты хотел меня спасти... А как он рыкнул. Я потому спасся, что когда он на меня попер, у меня ноги от страха подкосились. Я и упал. Тут ты стрелять начал.
-А я, главное, вижу он встал, здоровенный такой! Хорошо я затвор раньше передернул, когда тебя увидел. Думал нарушитель! Потому и успел, только на курок нажать осталось, а мог не успеть. Вот, видишь как устав помог.
-Да, так и в жизни, устав помогать должен, а решение сам принимай. Человек ты или машина?
Молчат.

-Слушай, сейчас я должен в часть звонить, докладывать что случилось — я же стрелял, забор вон сломан, медведь этот...
Смотрят друг другу в глаза.

-Короче, у  тебя пять минут. Это что? Я тебя от медведя спас, а на верную гибель в тайгу отправлю? Вон, лапник наломай и следы замети. Я скажу, что никого кроме медведя не было. Я его завалил потому, что он через полосу попер.
-Спасибо! Эх, спас ты меня два раза, считай!
-Давай быстрее, пока я не передумал.
Солдат поднимается на вышку. Незнакомец заметает следы и перейдя полосу на границе леса,  машет рукой.

-Спасибо!
-Прощай!
Солдат на секунду задумывается и произносит, -  Хм, Человек на границе. Вот оно как!
Берет трубку аппарата связи, — Алло! Караульная! Сержант Сидоров!


Рецензии