Карт-Урум

Города призраки Руси, России, СССР.
=====================================
Также Карт-Орум.
     Город этот приписывают одному из Кумукских городищ в местности Гентал близ села Кафыр-Кумух. Место это знаменито ныне своими черешневыми садами.
     По другой версии, версии местных исследователей, Карт-Урум можно идентифицировать с Гент-Орунским городищем на предгорных террасах в 4-х километрах от нынешнего села Карабудахкент в Дагестане. Здесь сохранились остатки крепостных стен, оборонительных валов, каменных оснований под жилища. Судя по всему, стены домов были саманные или сложенными из рванного камня.
     Археологи относят основание этого города к 4-му веку по Рождеству Христвову. Хотя первые поселенцы появляются на этом месте ещё в 1-м веке по Рождеству Христову.
    Город считался одним из самых процветающих на Кумыкской равнине. Это процветание было обеспечено тем, что город вошёл в систему обеспечения безопасного продвижения торговых караванов по Кумыкской равнине в сторону Придонья и дальше, на Византию, в Европу.
     Именование города лексикологи выводят от слов остановка и место. Место, которое Птолемей назвал по-гречески «карт», тюрки Царства Гуннов, а затем Хазарии, называли «урун». Клавдий Птолемей получал информацию о городах и реках в этой части Вселенной от торговцев, ходивших этими дорогами, которые были частью Великого Шёлкового Пути. Эта информация досталась Птолемею ещё со времён военных походов Македонского.
     Площадь города с крепостью и посадами составляла не менее 40-ка гектар. С приходом гуннов древнее поселение приобретает черты протогородского. Здесь появляются несложные укрепления, место для отдыха караванщиков, базар, обслуживающие караванщиков ремёсла.
     В эпоху владычества здесь хазар и их представителей из савир и булгар город не утратил своих качеств. Каганат обеспечил беспрепятственный проход по Кумыкской долине караванов Великого Шёлкового Пути, связав все укреплённые пункты Кумыкской равнины вдоль караванного пути в единую систему обеспечения безопасности для торговцев. Это приносило горожанам немалый доход, поскольку караваны следовало сопровождать по всей территории, подвластной Каганату.
     Климат на Кумыкской платформе всегда предгорной мягкостью, что позволяло заниматься круглый год земледелием и скотоводством, что отмечали путешественники, ходившие здесь дорогами Великого Шёлкового Пути вместе с торговыми караванами.
     Население занималось хлебопашеством, выращивая пшеницу, ячмень, просо, овёс, рис, хлопчатник, даже шёлк.
     Кумыки оформляются как основное этническое автохтонное ядро в недрах Царства Гуннов и проявляют себя важным субъектом стратегических отношений с Хазарскими владыками с конца 7-го века. Впоследствии к этом ядру добавляются слои из кыпчакско-огузско-булгарского межплеменного конгломерата.
      Хазары, золотоордынские ханы, персы всегда привлекали для своих военных и торговых походов кумыкских градоправителей. Они не останавливались на границу своих владений, а уходили далеко за их пределы, покрывая себя славой побед в Закавказье, в Малой Азии.
     Находясь во время своих близких и отдалённых походах в частых сношениях с Азией, и сливаясь на севере со славянскими, хазарскими, туранскими племенами, кумыки становились проводниками культуры между Азией и Европой, при этом впитывая в себя социокультурные новации.
     Культура кумыков, их обычая не отличаются от обычай и нравов местных горцев. Однако для кумыков эти горские нравы не являются обязательными, они легко допускают отступления от них.
     Крепость Карт-Урум была несколько перестроена во время арабо-хазарских войн. В её зодчестве переплелись и персидские, и хазарские, а арабские зодческие элементы.
     Посадские люди занимались изготовлением керамики, поделок из камня, костей животных. Гончарное производство было своё, но на основе салтовского.
     После крушения Хазарии, город на два века замер в ожидании дальнейшей своей судьбы, которая в начале 13-го века снова повернулась к Карт-Уруму своим блистательно-задумчивым лицом. Во время владычества здесь Золотой Орды объёмы караванных перевозок на Кумыкской равнине многократно увеличились. К тому же, для местного ремесленничества появилась возможность торговать на огромной территории Орды.
     Археологи и историки отмечают, что несмотря на многоэтничность города, он ведь стоял на караванном пути, основным этническим элементом Карт-Урума и его округи были тюркизированные кумыки, даргинцы и лакцы.
++++++++++++++++++++++++++++


Рецензии