Капиталист

Смелость, инициатива, предприимчивость –
как много они значат, да еще везенье вдобавок.
Теодор Драйзер, «Финансист»

   Один мой давний знакомый любую историю начинал издалека и очень обстоятельно. Например, хочет сообщить о том, как купил в супермаркете просроченный майонез, а начинает со своего детства, да с того, какая тогда преобладала погода. Тут, прицепом, и о природе антициклонов обязательно расскажет. А мне вам лечить мозги незачем. Начну с главного.


   Описываемые действия разыгрались в те стародавние и весьма интересные времена, в которых наотрез отказываются жить китайские философы. Да только кто их спрашивает? Нашим мнением тоже не поинтересовались. Время то называлось «Перестройкой», хотя, по факту его следовало бы назвать «Разрухой». Все мои знакомые, прошедшие через эти годы, ругают их всевозможными идиомами. Я готов подписаться под этой нецензурной бранью. Но, всё-таки, какая-то ностальгия осталась. Во-первых, я был моложе. Во-вторых, тогда в воздухе витал дух опасности, свободы и безграничных возможностей. Именно в этой атмосфере жил другой мой знакомый – Александр.


   Саша работал слесарем КИПиА на заводе, который в то время на ладан дышал, а сегодня на его месте красивая контейнерная площадка. Прогресс на лицо. Зарплата у Саши была мизерная, да и ту задерживали, бывало, по три месяца. За это время деньги заметно успевали похудеть в своей стоимости. Многие мои читатели смогут рассказать об этом более красочно, а не многие, те, кто задерживал эти выплаты – с улыбкой промолчат. Впрочем, станут ли читать уважаемые и занятЫе люди мои писульки?


   Тяжело жилось Сане даже одному, без семьи. В смысле, с семьёй, но с родителями, которые уже не работали. А пенсии… сами понимаете. Но он не унывал. То шабашками подкармливался, то продавал перекупщикам на городском рынке ворованные на заводе кабеля, автоматы и прочую мелочь. Осуждать его за это сложно, ибо некоторые в это время воровали целые заводы, иногда по пять-шесть штук за раз. Обычная жизнь, даже с девушками встречался. Тогда у него была, кажется, Лена. Красивая такая, с формами и гладкими безупречными ногами. Мне она не нравилась. В смысле, нравилась, но для Сашки она не годилась. Почему я решаю, кому какая женщина годна? Потому что товарищ мой жениться планировал, а баба эта несколько раз и ко мне клеилась с намёками недвусмысленными. Тут даже слов не надо, по взглядам всё понятно. Тогда мои высокоморальные качества позволили устоять. Потом я, признаюсь, жалел об этом, уж больно симпотная тёлка эта Ленка. Но сегодня, я хоть и не горд своим выбором, но ни капли не жалею. Чем больше женщин, тем они преснее и однообразнее. А чистая совесть – это чистая совесть, ну, в смысле, почти чистая. Я, конечно, пытался предупредить Сашка, однако мои слишком интеллигентские и смутные намёки он не уловил, а если бы понял, то, наверное, морду бы набил.


   В том году, как раз, приключилось у этой Лены днюха. Она с Александра, замечу, ничего не требовала. К банде дутогубых разбойниц, обирающих богатеньких буратино, она не принадлежала. Хотя внешние данные позволяли. Видимо, достаточно было плотских утех. А что дарить в таком случае, особенно, если денег кот наплакал? Поскрёб Саня по сусекам и в выходные поехал духи выбирать. В каждом кооперативном магазинчике, киоске, сарайчике перед ним красовались тяжёлые витрины парфюма. Только Саша в этих пахучих жидкостях разбирался, как свинья в апельсинах. Кроме того, элегантный пузырёк вполне мог быть наполнен тройным одеколоном или ослиной мочой. Но в результате этих изнурительных двухдневных походов мой друг стал уже неплохо ориентироваться в зарубежных духах и туалетных, извиняюсь за выражение, водах. На тяжёлый тягучий «Vanderbilt» у него просто не хватало лаве. Да и, французы эти, сами понимаете, хуже кого. Поэтому пришлось пойти на компромисс в форме какой-то английской или немецкой жижи с приятным легким фруктовым ароматом. Ленка ведь молодая девчонка, а не сорокалетняя дама. Только, компромиссы эти… С другой стороны, те, кто идёт (или кого ведут) на компромиссы, чаще добиваются своих целей, а те, кто не идёт – следуют на эшафот.


   Когда финансы поют романсы, то каждую копейку приходится считать. Поэтому, друг мой, выбрав подарок, решил пройтись по другим торговым точкам и посмотреть, нет ли того же, но с перламутровыми… тфу, ты, то есть, дешевле. Ни в одном из ранее посещенных храмов торговли и покосившихся вагончиков под вывеской «Supermarket», такого товара не наблюдалось. Тогда он поехал на окраину, в когда-то промышленной зоне, где был один пропущенный магазинчик. И там его ждал сюрприз. На полках стояли именно те духи, но с половинным ценником. Я бы обрадовавшись удаче, купил бы пузырёк, на оставшееся бабло – пузырёк с другой жидкостью, и полном удовольствии отправился домой. Но Санёк, как раз, являлся человеком нового склада, именно тем человеком, который олицетворял своё время.


   Любите ли вы деньги так, как их люблю я? Кто-то усмехнётся с утвердительной фразой: «Кто ж их не любит, родимых!». Кто-то, гордо вскинет подбородок и ничего не ответит. Но вопрос не о силе чувства, а о качестве. Прислуживать своему богатству, заботиться, растить и лелеять его, не спать ночами, как родителю больного ребёнка, от страха потерять. Этого я желал бы менее всего. Я понимаю, что ни банального счастья, ни даже свободы не купишь за эти презренные тугрики. Власть? Власть сама по себе – тяжёлое бремя. Однако деньги могут дать некоторую лёгкость бытия. Банально, можно остановить свою, пусть, не роскошную, но очень солидную машину у придорожного ресторанчика, в сторону которого раньше вы даже боялись смотреть и заказать что-нибудь вкусненькое, ни капли не заботясь о ценах и пузатости своего кошелька. Деньги даже могут помочь проявить такое приятное утончённым натурам благородство собственной души. Именно так. Вы можете пригласить в тот же ресторанчик симпатичную юную особу, угостить её изысканным вином и вкусной закуской. И… отвести к дому, не попросив телефона, не потребовав за жрачку орального секса. Я уже млею от своего возвышенного великодушия. Но, к сожалению, быть великодушным мне не по карману.


   Александр узнал у работников заветного магазина, что духов этих у них немеряно – весь склад забит окаянными. И решил мой дружок провернуть аферу, вернее, столь распространённое и поощряемое в наше время дело – купить дешевле, а продать – дороже. Потому, как все эти политэкономии и разные марксы давно устарели, а современная наука знает один закон: Много денег лучше, чем мало денег. И иному не бывать! Аминь.


   Саша был человеком продуманным и осторожным, сразу выворачивать мошну не стал – купил одну бутылочку и поехал на рынок. Там он показал её местным финансовым воротилам с предложением купить. Попросил чуть-чуть более своей закупочной цены, но чтобы монету сразу на бочку. Жадность в таком деле вредна, важно чтобы деньги крутились. А те возьми и согласись! Туда-сюда смотался – и в кармане уже приятно топорщится пачка бумаги почти с месячное жалование. Обратно в заветный магазин он уже ехал не на троллейбусе, а на такси. Ехал и нетерпеливо мечтал о том, как вскорости приступит к подготовке своего могильщика. Вообще-то в оригинале могильщик предназначался не капиталисту, а капиталу, но Саня толстых книжек не читал. Он снова закупил товар на всю выручку и отправился на том же моторе обратно в другой конец города, где заранее договорился о сбыте.


   В детстве я мечтал поступить на службу в кавалерийский полк. Только не мог решить для себя: всадником или лошадью. В конце концов, решил стать всадником, так как на лошадь долго учиться. Но и на этом поприще меня ждало фиаско. И так всю жизнь. Поэтому меня всегда удивляли люди успешные и удачливые, у которых любое начинание достигает своего апокалипсиса. В смысле, что у всего есть свой конец. А у многого мы можем наблюдать и начало. Тогда я был свидетелем начала карьеры новоявленного богача Сашки.  Цельную  неделю он не ходил на работу, уже думая о ней, как о далекой и трудной молодости, о которой вспоминают с тоской, но вернуть не хотят. Нужда – подруга не симпатичная и не эротичная. Она похожа на гирю, которая тянет на дно холодного страшного омута. Спастись от неё возможно двумя способами. Первый боевой приём – это наступить на кадык собственной хотелке. В результате, когда тебе ничего не нужно, то и нужды ни в чём нет. Александр выбрал другой способ. Способ не легкий и не всегда эффективный, но  более доступный для большинства. Саша решил разбогатеть. Новоявленный буржуин со сладкой улыбкой в душе мечтал, как станет отбирать прибавочную стоимость у рабочего класса, к которому сам сегодня принадлежит. Но эта ошибка судьбы будет в ближайшее время исправлена! А про Ленку свою он и забыл уже. Вот что проклятые деньги с людями делают!


   Как я упомянул, стал наш ловкий бизнесмен прокручивать бабло в течении недели. Сумма возникла внушительная. Но Саша понимал, что этого недостаточно для кардинального изменения жизни. Риск – дело благородное, всем известно. Договорившись с хозяином волшебного магазинчика о приобретении по настоящему крупной партии ароматной жидкости, Александр батькович призадумался об источниках финансирования сделки. Но эти думы уже не были унизительными мыслями нищего о способе выживания.  Да и сами переговоры о «поставке товара» грели самолюбие. Но деньги, всё таки надо было доставать. Когда ты уже почти хозяин жизни, а не жалкий холоп, то и решения приходят соответствующие. По совету и рекомендации хозяина магазина, нового бизнес-партнёра, Саша обратился к местному авторитету Рябому, который держал городской рынок, контролировал наркоторговцев и отделение милиции,  и метил в зятья к мэру. Влиятельный человек, одним словом.


   Рябой благосклонно ссудил будущему дельцу кругленький капитал наличными, под небольшой процент, но под залог квартиры. Всё тут же оформили и уже через три дня Сашина комната, которая формально ему уже не принадлежала, была загромождена ящиками с духами. Наверняка, знакомый мой, неуютность какую-то от этого чувствовал, поэтому сразу направился по точкам, где была договорённость разместить товар. Это я в бизнесе шарю, как свинья в апельсинах, а у деловых людей всё схвачено. Но когда он с нескромным достоинством нувориша вошёл в первую кооперативную палатку, то сразу остолбенел.  На витрине с парфюмом стояли знакомые флаконы, и под ними значились безжалостные цифры. Цена была даже меньше той, которую  Александр заплатил с оптовой скидкой. В панике он обошёл множество лавок и буквально везде нашёл признаки своего финансового… жизненного краха. Когда через некоторое время он отошёл от шока, то стал уговаривать взять злополучные духи хоть за какие-то деньги. Но город уже был затоварен.


   Куда делся Сашка -  никто не знает. Старенькие родители его, вроде бы, не остались под забором, а, по слухам, возникли в какой-то трущобной малосемейке. Искать их мне было лень, а спрашивать о сыне, почему-то, стыдно. Рябого и мэра застрелили в злых разборках. Не знаю, расстроило ли это кого-то? Наверняка да, но представить такое сложно. Ленка вышла замуж за толстого, но очень эффективного менеджера, родила ему трёх мальчиков и растолстела сама. Когда я видел её в последний раз, загружающей своё семейство в огромный Мицубиси мужа, она выглядела счастливой. А в конце любой повести следует написать короткое резюме и обозначит мораль. Я бы выразил всё это двумя пунктами: Не в деньгах счастье! И зря я всё таки не трахнул Ленку!


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.