Человек с дозиметром - часть 4 - Эксперимент

Предыдущая часть:
http://proza.ru/2020/10/19/1630
================
-Доктор! А редиску можно есть?
-Да! Можно!
-А, щавель?
-И щавель ешьте!
-А, бананы?
-А бананы – нельзя!
-Почему же, Доктор?
-Испортите чистоту эксперимента!
    (Народный анекдот)

    Слухи, конечно, ходили самые разные. Раздуваемые незнанием, они доходили до абсурда. Говорили, что врачи на симпозиуме в Москве, постановили, что всё население подвергшихся радиоактивному загрязнению территорий больно лучевой болезнью, и что жить нам всем осталось не более 5 лет. «А что будет потом?»- спрашивали мы друг друга. И, сами себе отвечали: «Наверное, вымрем, как мамонты и динозавры…» Из аптек пропала вся аскорбиновая кислота (витамин С) и поливитамины, такие, как Трибемин (группа В) – все их повсеместно и чрезмерно употребляли, не интересуясь результатами, и без никаких анализов, «просто так» и «для профилактики», а чаще, следуя бытовавшему мнению, «что это помогает выводить радиацию».
 
    Повсюду, даже на городских рынках, был введён радиоактивный контроль, обязательный для всех продуктов питания. Без справки торговать было нельзя, и можно было «загреметь», да и покупающие постоянно спрашивали надлежащий сертификат. Со временем выяснилось, что зелень (укроп, петрушка, салат, щавель, ревень) накапливают большие дозы, так как подвержены осадкам, содержащим соли радиоактивных металлов, которые замещали соли щелочных элементов, обычно требовавшиеся для роста растений. Людей можно было оставить без зелени, но не коров, дававших молоко и мясо. С молоком вопрос был частично решён- при его переработке (при нагреве до 60-70 градусов) хорошо испарялись легкоплавкие радиоактивные нуклиды (цезий-Cs, стронций-Sr, йод-I, и др.). С мясом этот номер не проходил, и многие десятки тонн его было захоронено в специальных могильниках. Но, даже после обработки, молоко ещё «фонило», как и многое другое, и поэтому в магазинах ввели разделение на продукты «для взрослых» и «для детей». Теперь взрослые могли «спокойно» есть свои продукты. Так, в районном супермаркете, в котором я закупал продукты, был отдельный холодильник «для детей» с молоком в маленьких бутылочках «под соску» и варениками с творогом, привезёнными из-за пределов зоны загрязнения. Честно говоря, для взрослых, не желающих поглощать радиоактивность, выбор был невелик. С местной рыбой и грибами дело обстояло ещё хуже: уровень загрязнения в них превышал 10-100 тысяч раз фоновые значения.
 
    А теперь и о фоновых значениях. В некоторых общественных местах, на многоэтажных зданиях, снабжённых электронными часами, были установлены также и дозиметры, показывавшие значения радиоактивного фона в воздухе, наряду с точным временем и температурой. Показания эти весьма и весьма разнились между районами. В Центральном районе (где всё постоянно мыли машинами) значения были намного ниже, чем в Железнодорожном, где в тепловозном ДЕПО, в топках, сжигался торф с «Чернобыльских» болот. В прессе и по радио объявляли значения фона, замеренные в разных районах города. Для сравнения, в Центре: 0,002-0,012мР/ч, а на Гомсельмаше: 0,038-0,072мР/ч. Значения фона также зависели и от направления ветра (дует с загрязнённой территории) и состоянии лесов (при пожарах на загрязнённой территории, часто случавшихся тогда, эти значения также подскакивали).

    В прессе также участились сообщения о различных патологиях среди животных (цыплята и телята, родившиеся с двумя головами, раздвоенные хвосты у мышей, кошек, собак и т.д., и т.п.) Про людей тогда мало писали, но тоже не обошлось. Участились случаи заболевания раком, увеличилась общая заболеваемость. У нашего школьного учителя Физики, к всеобщему сожалению, родилась внучка без иммунитета. У папы на работе (п/о «Гомсельмаш») произошла «эпидемия» - у многих людей поднялась температура, всех отправили по домам на несколько дней, а крыши цехов мыли дезактивирующей жидкостью.

    И таких примеров было множество. Хорошо передано состояние людей в следующем анекдоте. Встречаются двое на том свете. Один у другого спрашивает: «Ты от чего умер?» «От радиации...» «А, ты?» «От информации…»

    Народ поговаривал, что все эти дозиметры на видных местах врут, а над нами проводят эксперимент по выживанию. Реальные значения фона – в следующей части.

   P.S.: Ко всему этому следует добавить запрет на употребление кофе всех видов (задерживает радионуклиды в организме), который я соблюдал впредь до 2000 года, а также рекомендации по сокращению флюорографий населения.

================
Следующая часть:
http://proza.ru/2020/11/05/1831


Рецензии