Министерская отдушина в женскую гримёрку

Москва,май 1917 г
Леонид Собинов, в чьих руках сосредоточилось управление Большим театром после Февральской революции, обратился в Московскую контору государственных театров по не совсем обычному поводу: "Комендант Большого театра донес мне, что в умывальной комнате министерской ложи Большого театра обнаружена балетными артистами на высоте человеческого роста отдушина, ведущая в артистическую уборную, служащую для переодевания артисток оперы и балета". Артист подробно описал отдушину: "Приблизительно 6 кв. вершк[ов], закрытая со стороны ложи медной дверцей с висячим замком, со стороны артистической дамской уборной оканчивается решеткой, до сих пор считавшейся за вентиляционное отверстие". Собинов требовал от чиновников конторы "сообщить мне незамедлительно, имеются ли в Конторе сведения, когда устроена эта отдушина и в чьих руках находится ключ от висячего замка", так как комендант московских государственных театров Н.П. Штер (которого певец в документе не совсем точно называл комендантом Большого театра) "заявил мне, что у него ключа нет и не было, и что он сам не знал о существовании подобной вентиляции"
16 мая последовал ответ Московской конторы государственных театров за подписью управляющего конторой С.Т. Обухова. В документе содержалась ссылка на заявления архитектора конторы В.А. Величкина и архитектора Московского дворцового управления С.А. Ползикова о том, что "за время их службы в конторе театров, т. е. за последние 16 лет, никаких работ по устройству отдушины в умывальной комнате министерской ложи Большого театра, ведущей в артистическую уборную артистов балета и хора не производилось". По мнению В.А. Величкина, "назначение устройства отдушины более-менее определенно может быть выяснено только во время производства работ по заделке ее". Вопрос о ключе от висячего замка также не прояснился, так как, согласно цитированному отношению конторы, "при приемке комендантом театров гвардии подполковником Штер казенного имущества, оставшегося после полицеймейстера театров покойного генерал-майора Переяславцева, такового не оказалось".
Информация о находке потайной дверцы с "отдушиной" в умывальной комнате министерской ложи (имеется в виду ложа, предназначавшаяся для министров императорского двора - крайне правая ложа бельэтажа; после Февральской революции и вплоть до августа 1917 г., когда она была официально передана в распоряжение комиссара над бывшим Министерством императорского двора, ложей фактически распоряжалось руководство Большого театра вскоре попала в прессу. Сообщалось, что "возбуждение в балетной труппе по поводу сделанного "открытия" царит большое"; артистки, по их словам, "никогда не подозревали, что их уборная сообщается с министерской ложей, посредством окошка, проделанного когда-то в стене и служившего для каких-то тайных целей", а само окошко "имело вид самой безобидной отдушины" "Интересно знать: для кого был сделан этот наблюдательный пункт?" - задавались риторическим вопросом в "Петроградской газете", хотя, казалось бы, ответ лежал на поверхности, так как ложа была закреплена за конкретным лицом (что не исключало, конечно, возможности появления "отдушины" при одном из его предшественников по должности). Впрочем, никаких документов, свидетельствующих о желании руководства Большого театра опросить последнего владельца ложи - графа В.Б. Фредерикса, обнаружить не удалось, в связи с чем сообщения журналистов о продолжении розысков "лица, хранившего ключ от потайной двери"выглядели не вполне убедительно.
Этот скандал возникнет в 1917г ,но об этом Котя Штер  по прибытии в Москву в  1908 г конечно же знать не мог.По прибытии в Москву Котя  встретился с губернатором  Владимиром Фёдоровичем Джунковским.Губернатор Владимир Джунковский предложил Коте должность дирижёра в Большом Театре,зная петербургском опыте Штера.Котя  недовольно поморщился."Тебе этого мало?"-спросил губернатор.Котя кивнул головой  в знак согласия."Тогда я тебе советую посвататься к дочке Сергея Трофимовича Обухова Лизе!Думаю,что господин Обухов будет рад твоему браку с его дочкой!"-сказал Джунковский.Котя  Штер не заставил себя долго ждать с предложением руки и сердца госпоже Обуховой.Как  вспоминала Татьяна Аксакова-Сиверс:"Николай Штер и его невеста мало подходили друг к другу и по внешности и по внутреннему складу, что позволяло думать, что брак совершается, если не по расчету, то по разуму. Венчание, на котором я присутствовала, совершалось в домовой церкви Большого Кремлевского дворца. Молодые поселились в Малом Власьевском переулке, но тесная связь Елизаветы Сергеевны с родителями не порвалась. Когда же родился ее первый и единственный сын Николенька, ставший в центре внимания, Котя оказался как бы за флагом, на что он, кстати говоря, ничуть не жаловался. Не имея склонности к «пеленкам» и прочим «тихим радостям», он вполне довольствовался ролью второстепенного члена семьи."
Котя Штер стал полицмейстером в Большом Театре.Получив данную должность,будучи женатым мужчиной,Котя Штер продолжает свои наблюдения за красивыми балеринами.Именно при Николае Штере и появляется та самая злосчастная отдушина


Рецензии