Студентческие годы. глава 4. Латынь
К иностранным языкам я относилась спокойно, они меня не увлекали, хотя учёба в школе давалась легко. Брат учил немецкий, а я английский, его предмет изучения я схватывала на лету, но, честно сказать, мне он не нравился грубостью звучания.
После школы, мне пришлось изучать латынь. Латынь мне казался родным языком. мои недалёкие предки, по отцу, жили в Австро-Венгрии. И только в начале 20 века вернулись В Россию. Я часто слышала диалект.
Этот язык меня заинтересовал своей тайной, хотя он был скучноват, не имея живой струны. На лекциях, мне казалось, что я нахожусь в средневековье Парацельса, Авицена и богослова Фомы Аквинского, или в древней Римской империи. В наши дни латинский язык является официальным языком Святого Престола Мальтийского ордена и города-государства Ватикан, а также, отчасти, Римско-католической церкви. На лекциях я узнала, что латынь должны были знать дворяне России.
Мировая и наша российская медицина пользуются услугами этого языка, как говорится – Non est medicina sine lingua Latina , что в переводе – нет медицины без латинского языка.
Это профессиональный язык, используется при чтении названий болезней, лекарственного сырья, химических соединений и особенно в фармации – выписывание рецептов. Студентам нравилось выражение на рецептурном бланке: (Rp: quantum satis – квантум сатис - сколько нужно), мы перефразировали – СКОЛЬКО СХВАТИШЬ!
Конечно, язык мёртвый, он не развивается: если латинское слово «aquа» означало «вода» 3000 лет назад, то и сейчас оно «вода».
Чтобы как-то оживить лекции, преподаватель завораживали нас крылатыми выражениями и словами, типа:
Vеni. Vidi. Vici. — (Вэни. Види. Вици) - Пришел. Увидел. Победил .
Omnia mea mecum portо (омниа мэа мэкум порто) – Все свое ношу с собой.
Noli me tangere!(Ноли мэ тангэрэ!) – Не тронь меня!
Нам это нравилось, мы знали наизусть несколько десятков высказываний. Я их использовала, по своей методике, для запоминаний многих медицинских терминов. Не отставали мои подруги, они штудировали словари и лекции и мы часто, когда шутили, ими перебрасывались.
В главе «Атеизм» мною было изложено, что группа делилась на ячейки по 5-6 человек. Трое из нашей ячейки жили рядом, и мы, почти всегда, попадали в интересные истории. Как-то наша троица возвращалась домой после усиленных занятий по латыни. На оной из остановок в салон автобуса вошли ребята-студенты как мы потом узнали, они были в спортивной одежде.
Хохотушка Татьяна не переставала шутить и смеялась, завораживая всех энергетикой. Ей не везло с ребятами, парня у неё не было. Природа-мать иногда намеренно ошибается – кому-то даёт все прелести Афродиты, а кому-то ничего. Нашу подружку она обделила, бросив ей в корзину килограмм рыжих конопушек, но мы её любили за позитив и считали симпатичной, как сейчас говорят "клёвой"
И вот в автобусе наша Танюшка решила заинтересовать интеллектом ребят. Пассажиров она не стеснялась, да и было их два или три человека. Я и Наталья с интересом наблюдали за ней, и в самый трудный момент её поддерживали.
– Ну-с, что, ребята? – Мens sana in corpre sano! ( в здоровом теле — здоровый дух), – выпалила она, и её завораживающая улыбка растянулась до самых ушей, обсыпанных коричневым крапом.
Но, каково было наше удивление, когда один из них, прилизанный бриолином, ответил чётко на латыне:
– "Ita, аquila non captat muscas" – ( Да,орел не ловит мух).
– "Te bene intellego" -(Я вас хорошо понимаю.)
В ходе дальнейшего разговора мы узнали, что они будущие врачи. Один из ребят предложил:
– Может, пойдём, вibmus! ( выпьем!)
Танюха не растерялась и парировала:
– Non!O tempora! O mores!- «Нет!О времена! О нравы!», и тут же добавила, посматривая на нас:
– Еrunt omnia autem non statim – (Всё будет, но не сразу). Её желто-зелёные глаза хитро заискрились. Ей хотелось услышать, что же ответит прилизанный парень.
Но тут разговор прервала кондуктор, объявив нашу остановку. Осмотрев студентов с головы до ног, Танюшка на прощанье выдала:
– Acta est fabula.(Представление окончено).
Наша троица с хохотом вышла из автобуса.
Свидетельство о публикации №220102700233