22. Деятельность школы

   Категория деятельность разрабатывалась в науке с античных времен. В современном звучании деятельность - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Коллектив авторов. Версия 1996 года).
 
=== Отождествление деятельности с трудом ===

   К.Маркс отождествлял деятельность с трудом: «Труд есть положительная, творческая деятельность» (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т.23. С.188). Иногда К.Маркс считал, что деятельность и практика одно и то же. Однако: «Главный недостаток всего материализма… заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно» (Marx K. Theses on Feurbach //Writings of the Young Marx on Philosophy and Society / L.D.Easton and K.H.Guddat (Eds.). Garden City (N.Y.): Doubleday; Anchor Books, 1967).

   М.Коул полагал, что  К.Маркс внес терминологическую путаницу в вопрос о том, что такое деятельность (Коул М. Культурно историческая психология: наука будущего. –М.: «Когито-Центр», Издательство «Институт психологии РАН», 1997. С.432. На стр.161). Многие ученые в области антропологии, социологии и культурологии при рассмотрении человеческого мышления используют понятие практики. Следуя по линии деятельности, М.Коул отмечает немецкую традицию (Raethel, 1994), скандинавскую традицию (Hyden,1984; Engestrom, 1993), американскую традицию теорий деятельности (Goodwin, 1994; Nardi, 1994; Scribner,1984), породненных общим подходом к системе деятельности, объединяющих субъекта, объект и инструменты (материальные орудия, а также знаки и символы) в единое целое.

=== Деятельность как категория психологии ===

   В психологии деятельность - понятие, характеризующее функцию индивида в процессе взаимодействия с окружающим миром. Психическая деятельность побуждается потребностью, направлена на предмет ее удовлетворения и осуществляется системой действий. Находясь в развитии деятельность дифференцируется на внешнюю и внутреннюю:

- Внешняя деятельность направлена на реальные предметы.
- Внутренняя деятельность отличается от внешней тем, что оперирует не реальными предметами, а идеальными динамическими моделями, созданными в процессе мышления.

   Если рассматривать категорию деятельность с точки зрения психологии, то бросается в глаза, что психология в отличие от философии, социологии, этики не столь категорична и дает возможность и животным проявить себя в элементарной деятельности ((Философский словарь / Под.ред. И.Г.Фролова. –5-е изд. –М.Политиздат, 1987. С.590. На стр.119).

   Психологическая теория деятельности имеет много последователей, однако развитие отечественных теорий деятельности немыслимо без плавного течения по руслу научной школы Л.С.Выготского. У ее истоков с 1920 года встречаем такие имена как С.Л.Рубинштейн (Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. В 2.т. Изд. 3-е. –М., 1989) и А.Н.Леонтьев (Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:1977).

   Ядро психологической теории деятельности - принцип предметности. Предмет как объект при этом понимается не только как существующий сам по себе, но как объект, на который направлено действие субъекта, к чему тот определенным образом относится и что выделяется им их объекта в процессе его преобразования при выполнении внешнего или внутреннего действия (Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв. В 2 т. –М., 1983. Т.1. С.169).

   Психолог А.Н.Леонтьев общую структуру деятельности видит следующей: потребность - мотив - цель – условия достижения цели. Единство цели и условий составляет задачу. Достижение цели в определенных условиях (или решение задачи) осуществляется посредством выполнения действий. Само действие состоит из операций, соответствующих условиям задачи. Целостная деятельность в процессе реализации постоянно изменяется и трансформируется.

   Если цель меняется, действие может стать операцией (на этот факт мы хотели бы обратить особое внимание и использовать его в дальнейших рассуждениях). Конкретные виды деятельности различаются между собой предметным содержанием. Первичной формой деятельности является ее коллективное или совместное выполнение. Становление индивидуальной деятельности внутри и на основе совместной представляет собой процесс интериоризации. А.Н.Леонтьев подчеркивал социально-исторический смысл деятельности отдельно взятого человека, связь с процессами материального и речевого общения людей (Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.. –М., 1981. С.422).

   Исследования А.Н.Леонтьева продолжили сотрудники В.В.Давыдова в 1970 – 1980 годах (Г.Г.Кравцов, Т.А.Матис, А.Ю.Коростелев, В.В.Агеев и другие).

   Исходной посылкой культурно-исторической школы является то, что психические процессы человека возникают одновременно с новыми формами поведения, в котором люди изменяют материальные объекты (артефакты), используя их для регулирования взаимодействий с миром и между собой.

   Антропология артефакты изучает как проявление материальной культуры и рассматриваются как «продукты истории человечества», включающие идеальное и материальное. За рубежом известен вариант теории деятельности К.Хольцкампа (Holzkamp K. Grundlagen der Psychologie. –Franrfurt; New-York, 1983).

   Современная западная научная культурно-историческая психологическая мысль представляет концепцию деятельности в виде набора взаимосвязанных треугольников (Engestrom, 1987).

   По теории деятельности контексты являются системами деятельности. Подсистема отношений между субъектом, орудием опосредования и объектом существует только в связях с другими элементами системы. Компоненты системы не могут существовать в изоляции. Они постоянно конструируются, восстанавливаются и преобразуются как продукт и причина человеческой жизни. Производство и коммуникации неразделимы (Rossi-Landi, 1983) и всегда содержат подсистемы производства, распределения, обмена и потребления.

   С какой бы стороны мы не подходили к категории деятельность, нам не избежать включения этого понятия в педагогическое бытие и воспитательная реальность. Причем хотелось бы обратить внимание на сказанное выше о том, что деятельность начинается с потребности в ней, а равно не является деятельностью то, что не соответствует внутренней необходимости ребенка. То есть деятельностью следует признать лишь то, что осознанно и необходимо.
Деятельность в развитии

   В.В.Давыдов считает, что теория деятельности недостаточно разработана в силу двух причин. Первая причина заключается в том, что ученые экспериментально изучают деятельность вне историко-культурного контекста. Вторая причина состоит в том, что деятельность подлежит экспериментальному изучению в основном в детском возрасте, но отсутствие широко поставленных сравнительных исследований детства у разных народов с позиций теории деятельности углубляет ущемление изучения ее историко-культурных аспектов. “Преимущественная ориентация на конкретно - экспериментальное исследование деятельности средствами психологии приводит к игнорированию комплексного изучения ее истории по материалам различных гуманитарных наук» (Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. –М.: ИНТОР, 1996. С.544. На стр.505).

=== Деятельность как категория ====

   Философия определяет деятельность как специфически-человеческий способ отношения к миру – «предметная деятельность» (Маркс); представляет ее как процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая себя деятельным субъектом, а явления природы – объектом деятельности.

   В деятельности человек относится к каждому предмету не как носитель чуждой этому предмету потребности и цели, а адекватно его природе и особенностям, осваивает предмет, делает его мерой и сущностью своей активности. При этом человек, взаимодействуя с природой, постепенно включает ее саму в состав своей материальной и духовной культуры (Философский словарь / Под.ред. И.Г.Фролова. –5-е изд. –М.Политиздат, 1987. С.590).

   Философы считают, что деятельность - исходное понятие определяющее специфику, сущность общественно-исторического бытия людей: «В отличие от законов природы законы общества обнаруживают себя только в деятельности и через деятельность людей» (Плетников Ю.К. Место категории деятельности в теоретической системе исторического материализма //Деятельность: теория, методология, проблемы. –М., 1990. С.96).

   При этом деятельность является «присущей только человеку формой отношения к действительности …, которая, в отличие от поведения, не ограничивается приспособлением к существующим условиям - природным или социальным, - а перестраивает, преобразует их» (Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2 ч. Ч.2 / Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С и др. -М.: Политиздат, 1988. С.639).

   Деятельность существует только в системе объективных и необходимых общественно-производственных материальных отношений, которые возникают независимо от воли и сознания людей.

   «Суть деятельности - в созидании человеческого мира человеком, в творении собственных общественных отношений и самого себя (это составляет и сущность культуры). … Преобразующий и целеполагающий характер деятельности позволяет ее субъекту выйти за рамки любой ситуации и встать над задаваемой ею детерминацией, вписывая ее в более широкий контекст культурно-исторического бытия, и тем самым найти средство, выходящее за пределы возможностей данной детерминации» (Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. –М.: ИНТОР, 1996. С.544. На стр. 14-15).

   Весьма изящной и современной нам представляется теоретическая посылка о том, что «деятельность имеет культурно-историческую природу, что деятельностью является лишь общественно-воспроизводимая система. Поэтому деятельность - это не произвольно-искусственное, а естественно-искусственное образование. Воспроизводство деятельности происходит в общественной форме и не может осуществляться искусственно-манипулятивно» (Там же на стр.507).

   Учитывая факт, что категория деятельность имеет важное значение как мировоззренческое, так и методологическое значение, мы особо привлекаем внимание к данной мысли, позволяющей глубже понять суть философии школы.
Деятельность как категория социологии

   Социология рассматривает деятельность как «способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. Деятельности присущи сознательность (целеполагание), продуктивность, общественный характер» (Краткий словарь по социологии / Под общей редакцией Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина; Составитель Э.М.Коржева, НФ.Наумова, М.: Политиздат, 1988, -479 с.).

   Социология обращает наше внимание на многоплановость деятельности и подразделяет ее в зависимости от характера отношения человека к окружающему миру на взаимодополняющие части практическую и духовную.

=== Деятельность как категория этики ===

   Этика обращает внимание на духовную сторону вопроса:
«Деятельность (моральная) - категория этики, при помощи которой во всем многообразии общественной практики людей выделяется нравственная сторона, из всех видов побуждений (материальных интересов, привычек, склонностей и т.д.) - специфически нравственные мотивы: желание совершать добро, подчинение чувству долга, стремление осуществить определенные идеалы» (Словарь по этике / Под редакцией А.А.Гусейнова и И.С.Кона. –6-е издание. –М.: Политиздат, 1989. – 447 с.).

   В педагогической литературе встречаем любопытный способ выявления этической стороны деятельности: «Каждый поступок, каждое действие человека должно оцениваться по трем важнейшим показателям: что сделали – практический результат, чему научились - интеллектуальный результат, и как проявили себя - нравственный результат» (Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников: Книга для учителя. –М.: Просвещение, 1988. С.206. На стр.107).

   Однако между сознанием, как необходимо поступать и привычным поведением обычно существует противоречие: «Между ними есть какая-то маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом» (Макаренко А.С. Коммунистическое воспитание и поведение //Пед.соч.:В 8 т. –М.: Педагогика, 1984. –Т.4. –С.329.).

   Мысль А.С.Макаренко становится особенно понятной в наше смутное время. Неприспособленные к ветрам перемен опытные люди старшего поколения сегодня в состоянии дать пример нравственности, несмотря на унылое, прочное и незыблемое советское воспитание, в то время как неопытная молодежь, чувствуя себя в современной обстановке, как рыба в воде, оказалась отброшенной назад в нравственном плане едва ли не в каменный век.

   Казалось бы, другое время, другие люди, и широка канавка. Однако данное обстоятельство не освобождает педагогов от необходимости, воспитывая личность, будить совесть учеников. Совесть же есть свойство духа.


Продолжение:
http://proza.ru/2020/12/03/384


Рецензии