Язык нельзя форсировать!

Здравствуйте! Хотел бы вот предложить еще размышления по поводу школы, в частности - касательно иностранных языков... Услышал на днях, что и до нас докатилось это нововведение, инновация эта - для меня лично - более чем сомнительная - второй иностранный язык, с пятого класса, как я понял (первый ин.яз. - со второго)...

И вот, хотел бы поделиться раздумьями... Ранее я уже много писал по этой тематике, в том числе и в сообществах города, тем не менее - всегда есть, что вспомнить еще, ситуация всегда развивается...

Коротко обозначу красную нить, основной мотив этого поста - действительно, я уверен - форсировать язык - контр-продуктивно, бессмысленно, даже вредно... Форсировать - это применять силовые решения. "Ты будешь изучать иностранный язык!" - это - уже применение силы!.. "Ты будешь изучать ВТОРОЙ иностранный! Без всяких! Никаких возражений!" Это - насилие в квадрате!..

Как я могу придать вес моим словам этим? Как могу проиллюстрировать их, пояснить? - Очевидно - лишь рассказом о моем собственном личном примере, о моем личном пути в языках... Это - не хвастовство (тем более, всегда говорю и об ограничениях, недостатках текущих), это - просто логика в действии, ибо человек может поделиться с другими лишь СОБСТВЕННЫМ личным опытом, тем, что сам он (или она) прошел, осознал...

Итак, моим первым иностранным языком был и остается немецкий.... Пятая школа, замечательная учительница Людмила Николаевна Зуева (Царствие небесное ей! Светлая память...)... Язык немецкий мы начинали учить тогда не во втором классе, как теперь, а в ПЯТОМ - когда весь мыслительный аппарат, все навыки даже в родном русском языке уже более-менее развились, когда ученик подготовлен!..

Учительница преподавала строго, но справедливо! Золотое сочетание качеств! Никто никогда не чувствовал себя как-то ущемленным, всё - строго по справедливости было... Вообще - всё преподавание - по любому предмету - шло тогда, я бы сказал, без суеты, без всяких лихорадочных "инноваций" - СПОКОЙНО НЕСПЕШНО РАЗМЕРЕННО...

Немецкий язык я очень любил (да и вообще учился очень серьезно)... Можете себе представить? - Приходит ко мне, например, на выходных друг в гости (Толя Барсуков, впоследствии - один из первых психологов в городе - когда эта профессия лишь начала входить в будничную жизнь наших школ...) - и мы зачастую начинаем с ним играть в немецкий язык - викторины, конкурсы разные придумываем между собой на знание слов, разных правил...

Иными словами - мы были энтузиастами языка - и остаемся таковыми теперь... Так вот - при всем при этом - ДАЖЕ при всем при этом - после окончания школы я не мог практически говорить по-немецки! Пробовал в Университете - к нам приходили студенты из Германии (ГДР тогда еще) - я не мог ни о чем поговорить с ними - они просто переходили на русский...

Один из выводов - ДАЖЕ ОДИН ЯЗЫК - это МНОГО! Это - ОКЕАН! Это - целое дело! Даже один язык требует настоящего ЭНТУЗИАЗМА, УПОРСТВА, требует МНОГО ВРЕМЕНИ! И все равно - придется изучать его и дальше, всю жизнь - чтобы пожинать благие плоды, удовлетворять свои личные потребности в общении - говорить, писать, понимать, смотреть фильмы...

Сейчас - с годами - мой интерес к немецкому языку лишь окреп, более осознанно я стал подходить вообще к немецкой КУЛЬТУРЕ, стал размышлять об этом, читать, смотреть немецкие фильмы, например, чудесные сказки братьев Гримм мне очень понравились!..

Прошу прощения - волей-неволей ограничиваю многие воспоминания и впечатления - иначе вообще длинные посты выйдут!...

Испанский язык - его изучал в Университете Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы... (Всегда пишу с гордостью - тогда Университет носил еще это славное имя!..) ТЫСЯЧА ДВЕСТИ ЧАСОВ. Таков объем изучения языка в УДН - и это ведь только в аудитории! Как минимум половину - 600 часов (думаю, больше!) занимает домашняя работа... Естественно - замечательные преподаватели - о них я писал в других очерках...

Не хвастаюсь, просто хочу сказать опять же, что ДАЖЕ ОДИН ЯЗЫК - это ОЧЕНЬ МНОГО И ТРУДНО! Вот в УДН, например, преподаватели посчитали, что надо заложить 1200 часов в изучение... Учтем к тому же - мы были все уже не 7-летними, а 18-20-летними тогда! Мы были все МОТИВИРОВАНЫ!. И при этом - свидетельствую - к нам относились максимально БЕРЕЖНО, МЯГКО, с пониманием! Индивидуальный подход, несомненно...

И то, признаюсь - я бы не сказал, что я мог даже после такого обучения всегда с легкостью переводить!.. Нет - нередко я испытывал затруднения, когда работал переводчиком с испанского... Опять же, снова и снова - ДАЖЕ ОДИН ЯЗЫК - ЭТО МОРЕ РАБОТЫ!

Так КАКОГО ЖЕ ЛЕШЕГО ВСЕМ ДЕТЯМ ПИХАЮТ ВТОРОЙ???

НАУЧИТЕ ХОТЬ ОДНОМУ МАЛО-МАЛЬСКИ!!!..

Ну что же? - Даже не знаю - длинным уже становится пост! Еще и про мой путь в английском языке мог бы и хотел бы сказать - для иллюстрации этого же принципа - что не надо пытаться брать языки силой, тем более - навязывать такой силовой подход детям!..

Мог бы - но много уже для одного поста выходит!.. Будет в сообществе желание продолжать эту тему - с удовольствием принял бы участие в разговоре...

Что делать? К сожалению, трудно отменить приказы из министерства образования.. Что можно хотя бы попробовать сделать - это максимально СМЯГЧИТЬ ДЕТЯМ эту ситуацию с языком!..

Поймите - для многих детей все эти нестыковки, несоответствия, несообразности выливаются в совершенно конкретное болезненное ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТРАВМИРОВАНИЕ!

Понимаете? - У ребенка не получается - иначе и быть не может при всем подходе таком - а сделать он или она ничего не может! Просто нельзя взять язык силой! Нельзя!.. Невозможно - никак.

Как можете - смягчите ситуацию детям - все - и родители, и учителя в школе!.. Приложите все ваши силы для этого...

Видео - три замечательных примера из культуры трех языков, которые я люблю и изучаю...

Немецкий язык - "Лорэлай". Стихотворение Генриха Гейне... Как сейчас помню, как учил этот стих дома в школьные годы, мама еще удивлялась тогда - ну как это вообще можно выучить? Выучил - и до сих пор помню...

Испанский язык - El Pueblo Unido... Народ объединенный не будет побежденный!.. Чудесная знаменитая песня, разошедшаяся давно по всему миру... Группа "Инти Илимани" прекрасная...

Английский язык - Just A Dream - "Только Мечта"... Посмотрите, послушайте - это - пример просто свободного творчества молодых людей - юношей и девушек - как они сами стараются петь, писать песни и музыку, организовывать студии, записывают сами свои композиции... Пусть не очень мне близок их стиль - но вижу талант несомненный!..

Девушка, что поет на видео - Кристина Гримми... Ранее я давал посты о ней... Трагедия случилась... Была злодейски убита прямо после своего концерта - когда раздавала автографы... Царствие Небесное, Кристина! Светлая память в сердцах...


PS В случае сайта многоуважаемого Проза.ру заменяю ссылки на эти видео картиной к стихотворению Генриха Гейне "Лорэлея"... Картинка из коллекции Яндекса. К сожалению, автор не обозначен...


Рецензии