Гельбах на Сунже

     Также Киссим-Кала, Красная Крепость. В древности это была крепость Чир-Юрт, то есть Крепость с военным гарнизоном.
     Располагался он на Кумыкской равнине между Сулаком и Тереком, где существовало немало древних городов и крепостей, которые в эпоху хазарского владычества на Северном Кавказе, были связаны в единую систему укреплений, обеспечивая безопасность движения торговых караванов от Ворот Чора по Теско-Сунжинскому Междуречью.
     Именование своё город получил только в конце прошлого века. При этом было использовано древнее именование этого места Гулбах, которое город получил от легендарного персидского шаха Исфендияра в конце 5-го века по Рождеству Христову. Город считался в те времена неприступным, о чём и сообщал один из генералов Исфендияра, посланный в эту страну, чтобы покорить его жителей, засевших в крепости. Он писал шаху, чтобы тот сам пришёл и посмотрел. По-персидски это звучало как Гул-бах, то есть приди и посмотри.
     Этот город идентифицируют с городищем Костек на берегу Сунжи недалеко от Дербента вблизи от села Верхний Чилюрт нынешнего Казбековского района на территории исторической Кумыкии.
     Местность, на которой стоял город, отличалась неприступностью для незваных гостей. Здесь много лесов на склон гор, среди гор множество скал, ущелий и пещер, откуда врага ждут копья и стрелы. Земля же здесь плодоносит два раз в год.
     По сохранившимся остаткам древних укреплений, можно судить о том, что у крепости были каменные стены с башнями. Конструкция стен учитывала сейсмические особенности местности вблизи гор.
     Тем не менее город и крепость при нём были подвергнуты неоднократным разрушениям. Однако ввиду стратегического места расположения крепости её восстанавливали.
     Особенности мягкого плоскостного и предгорного климата на Кумыкской платформе позволяли пасти скот на пастбищах круглый год.
     Также горожане занимались земледелием, хлебопашеством, виноделием. Их хлебные растения были пшеница, ячмень, просо, овёс, рис, хлопчатник и шёлк для собственных нужд.
     Помимо решения военных задач, город славен был своими мастерами оружейниками, гончарами, на городище найдено много украшений. Здесь было не менее четырёх церквей. Где-то недалеко отсюда стоял легендарный город Беленджер, прославившийся во времена арабо-хазарских войн.
     Языком общения горожан был кумыкский, который сформировался в 7-м веке по Рождеству Христову в недрах Хазарского государства, по всей видимости, на основе хазаро-булгарской лексики с добавлением чуть позже огузо-кипчакского субстрата.
     Горожане жили в саклях горского экстерьера, но интерьер жилища отличал смешение стилей персидского, византийского, русо-славянского, хазарского, татарского. Это было связано с тем, что воинский контингент, находившийся в городе, а также его купечество, принимали участие во всех военных и торговых мероприятиях Царства Гуннов, Хазарии, Золотой Орды, постоянно привнося в таким образом в свою культуру новшества.
    Недалеко от Гул-Баха была древняя переправа через реку Сулак. В поздние времена была небольшая переправа и в пределах города Гульбах.
     Этот город располагался когда-то на территории, которая ныне зовётся Северная Кумыкия. Согласно преданиям от прадедов местных старожил, тут в конце 16-го века обосновался кумыкский легендарный герой местный шамхал и русский Князь Солтан-Мут. Здесь он задумал и отсюда осуществил свой поход в Эндирей, где основал независимое от России Княжество Эндиреевское.
++++++++++++++++++++++++++


Рецензии