Что ты сделал а, чтобы...

 Часто ли вы встречаете сегодня фразы: «Сегодня тебя ждёт чудо…, Тебе позвонят с предложением…, Ты будешь счастлив…»?
 Я да. (особенно часты такие утверждения в соцсетях и пространстве интернета)
И в тот момент, когда я слышу, читаю эти сообщения, возникает вопрос: А что ты сделал(а) для того, чтобы… (тебе позвонили, ты стал(а) счастливым(ой), нашлась работа, встретилась любовь, появились деньги)?
 Сейчас не моден вопрос: что ты сделал (сделаешь)? Сейчас ждут чуда. Возникает впечатление, что мы живём в сказке, где реально существуют «злые мачехи», «колдуны», «золушки», «принцы» и «волшебники», которые решат все проблемы за «героев». Но, разве, таким образом и таким отношением к жизни мы сами не «отрезаем свои же крылья»? Разве мы сами себя так не лишаем возможностей, мотивов, стремлений?
 Сейчас не модно, а иногда и опасно задавать этот вопрос. Почему? Разве не потому ли, что  он требует не только конкретного ответа, но и конкретных действий?
Однако, в данном случае, хочется сделать акцент не столько на форму вопроса, сколько на его смысл. Давайте попробуем поискать ответы на него с разных ракурсов…
 Так, например, данный вопрос будет рассмотрен не толерантным проявлением, а, иногда, и агрессивным нападением на жертву семейного насилия. В ситуации, когда супруг занимается систематическим рукоприкладством (да-да, не только мужья бьют своих жён, встречаются и обратные ситуации, но о них не принято говорить). Но возьмём для примера классику жанра: муж систематически бьёт супругу.
 «Что ты сделала для того, чтобы побои прекратились?» (не что ты сделала, что он тебя ударил… не что ты сделала, что бы он перестал тебя бить…а именно первый вариант). О чём на самом деле этот вопрос? А не о том ли, что за свою жизнь и её сохранность отвечает, в первую очередь, сама женщина? Не о том ли, что её обязанность перед собой – сохранение и обеспечение собственной безопасности и благополучия? То есть, что она может сделать для себя, чтобы перестать быть избиваемой? И вот в этот момент могут возникнуть варианты ответов, но ответов-действий (уйти, заявить в органы, наказать, получить компенсацию, уничтожить репутацию, ударить в ответ, сбежать, спрятаться, терпеть…). НО! Это будут уже действия по реальному изменению и выходу из ситуации, а не лицемерное сочувствие, оханье, осуждение мужа-мерзавца. Так что, данный вопрос может стать для кого-то реальным спасением.
 Второй пример: Как часто мы слышим жалобы на недостаток материальных средств (денег)?! У каждого в окружении есть один-два человека, которые всегда недовольны своим положением. А, иногда, и мы сами проявляем подобное недовольство.
Давайте зададим вопрос: «Что ты сделал, чтобы стать более обеспеченным?»
И сразу (уверяю! Можете проверить) мы получим массу информации, полезной и интересной информации! Вариантов множество: от возмущённых «я и так работаю как вол/лошадь», до обиженных «отстань» (есть и не цензурные, и они могут встречаться чаще обычного). Ну, а если задуматься и поискать ответ в действиях, то, скорее всего, мы получим: ничего, ною, жалуюсь, лень, страшно что-то менять и «и так сойдёт». Но, иногда, очень редко, данный вопрос может стать стимулом к действию и человек решится действовать. Либо начнёт искать возможности  повышения благосостояния, либо убедит себя (а это, увы, то же действие), что ему достаточно того, что он имеет (и человек получит умиротворение и душевный покой).
Но, главное, что этот вопрос лишает человека возможности ныть и жаловаться, что сохранит силы, эмоции и здоровье оппоненту.
 И третий пример для родителей.
 Ребёнок приходит из школы с очередной двойкой, жалобой на учителей (они, как всегда, имеют маленькие умственные способности и эмоционально черствы, а правила школы сравнимы с концлагерем…) или просто с плохим настроением. После выяснения всех подробностей, спросите его: «Что ты сделал, чтобы избежать подобной ситуации?» и «Что ты сделаешь, чтобы исправить сложившуюся ситуацию?»
 Постарайтесь услышать варианты ответов ребёнка (или помогите ему с ответом) и в результате вы получите (не сразу конечно) человека, способного улаживать спорные ситуации, умеющего брать на себя ответственность, умеющего разрешать сложные и, иногда, конфликтные ситуации, умеющего находить выходы даже там, где вы бы растерялись, взрослого человека! (а вам, как бонус, будет то, что учителя будут вас всё реже приглашать на встречи в стенах школы).
 Так давайте не стесняться и не избегать задавать этот провокационный, неловкий и неудобный вопрос: «Что ты сделал(а) чтобы…?»
 А если ничего (такого просто не может быть) не получится, то с чистой совестью можно будет сказать: «Я пробовал!»


Рецензии