Гяур-кала

Города призраки Руси, России, СССР.
====================================
     Это город, первые крепостные укрепления которого были построены ещё шахиншахом Кавадом, идентифицируют сегодня с городищем вблизи Алхаджикента.
     Крепость стояла на вершине невысокой горы с плоским плато наверху.
     Город располагался на платформе, называемой Кумыкской, где зимы не бывает, что позволяет заниматься скотоводством круглый год, не запасаясь сеном на зиму.
     Первые поселения постоянного типа с элементами укреплений на месте будущего города появляются во 2-м веке до Рождества Христова, когда через Кумыкскую равнину потянулись караваны Великого Шёлкового Пути. Это были последние волны арийского движения с предгорий Урала в Малую Азию. В это время государство Персов берёт под свой контроль караванный путь по Кумыкской платформе.
     С приходом во 2-м веке по Рождеству Христову савроматов, смешанного арийско-тюркского происхождения, двигавшихся со стороны Танаиса, откуда их вытесняли гунны, персы начинают укреплять своё присутствие на Кумыкской платформе, строя новые укреплённые пункты и усиливая старые, возводя неприступные каменные стены. Гяур-кала получает первые оборонительные укрепления в виде небольших валов.
     Население здесь занимается животноводством, коневодством, земледелием, выращивая пшеницу, ячмень, просо, овёс, рис. Некоторые земледельцы научились даже выращивать хлопок и делать шёлк. Эти культуры они наверняка переняли у караванщиков.
     Начиная с 4-го века по Рождеству Христову гуннское присутствие на Кумыкской равнине усиливается. Они пытаются взять под свой контроли Кумыкский Тракт. Персидские Шахиншахи укрепляют свои таможенные пункты, строя на этих местах Крепости, которые скоро обрастают посадами, где селятся ремесленники. Основным и самым престижным ремеслом считалось оружейное, поскольку в оружии нуждались солдаты военного гарнизона крепости.
     В конце 6-го века на Кумыкскую равнину приходят савиро-булгары, остатки Царства Гуннского. Несмотря на то, что они были иной расы, говорившие в тюркской лексике, савиро-булгарский этнический экстракт вполне мирно и гармонично вписывается в арийско-квкасионный социокультурный ландшафт народов Кумыкской платформы.
     В конце 7-го века наступает эпоха хазарского владычества на Северном Кавказе. Местное население активно привлекается к участию в торговле по всей хазарской территории, а также в военных походах по Северному Кавказу, Придонским степям и по Закавказью, чего не было при персах. В это время в социокульте Хазарского государства начинает складываться новый этнический элемент Терско-Сулакского этнического ландшафта, кумыки, формирование которого полностью завершается к 8-му веку. Этот этнический элемент был основан на автохтонном горском населении, которое смешивалось с пришлым булгаро-савирским субстратом.
     Начиная с 8-го века Гяур-Кала находится в общей линии крепостей и городов Кумыкского торгового тракта, который хазары использовали и для решения своих военно-стратегических задач, поскольку они в согласии с Византией ежегодно осуществляли гунно-хазарскую экспансию в Закавказье и Придонье.
     Участие в решении стратегических задач международного значения выработало в среде населения, занятого обслуживанием совместных с хазарами военных и торговых походов, культуру дружинного воинства, которое передавалось из поколения в поколение, когда с малолетства дети участвовали в сборах своих отцов на военные ристалища.
     Основным мотивационным ядром этого нового социокульта на Кумыкской платформе становится кумыкский этнос, именно он привносил в горскую среду множество социокультурных новаций северных славян, Руси, туранских племён, что позволяло кумыкам выделяться среди горских народов.
     Новые обычаи привносились и в земледельчество, и в животноводство, и в технологию строительства жилья, и в быт, и в героические легенды, и в одежду, где традиционная горская одежда дополняется элементами платья азиатско-европейского покроя.
     Местный фольклор впитывает эти новации и в течение многих веков создаёт особую этико-нравственную основу, которая отличается рассудительностью, готовностью к длительным походам, философически-созерцательной наблюдательностью, мудрыми понятиями чести и слова, готовностью прийти на помощь, умением радоваться жизни во время народных празднеств. Именно разнообразие социокультурных качеств вызывало всегда уважение местных горских племён к обычаям кумыков.
     В эпоху хазарского владычества на Северном Кавказе крепость с посадом относились к уделу Хамрин и были встроены в единую систему укреплённых торгово-ремесленнических пунктов на торговом караванном пути из Китая в Европу, а также на путях, соединяющих Византию с Русью.
     Во времена арабо-хазарских войн за контроль над Кумыкской равниной крепость Гяур-Кала, являлась одной из наиболее укреплённой в этом районе. Его защитники начиная с конца 7-го века оказывали ожесточённое сопротивление арабским армиям. Только в 739-м году хитрый Мерван сумел взять эту крепость.
++++++++++++++++++++


Рецензии