Сценарий Русский путь

             Сценарий литературной программы «Русский путь»
Первая часть сценария литературных программ "Подвиг, возводящий к Небесам" 
   (Посвящается  памяти  Последнего Русского Царя и  Бутовских Мучеников).
               
                1. Вступление.
Вступительное слово преподавателя о трагедии революционного переворота, о расстреле Царской семьи, о Дне Памяти  Бутовских Мучеников, отмечаемом на 4-ую неделю по Пасхе и показывает репродукцию картины И.С.Глазунова «Святая Русь».               
               
               
                2. Две дореволюционные столицы.
 Преподаватель читает дореволюционные  стихи М.И.Цветаевой из цикла «Москва»: «Москва, какой огромный странноприимный дом…» и «У меня в Москве купола горят…»  Звучат колокольные звоны
                .    
Студенты читают стихи А.А.Ахматовой о дореволюционном Петербурге и Царском Селе: «Летний сад» и  «Царскосельская статуя».  Преподаватель вкратце говорит об этих великих женщинах, о поэтическом диалоге двух столиц, о предчувствии трагических событий.               
Преподаватель читает отрывок из 1-ой части «Поэмы без героя» А.А.Ахматовой в сопровождении песни В.Г.Волкова «Православные».
          3.Возвращение к первооснове – суть акмеизма. Н.С.Гумилёв.
Преподаватель  и студенты читают дореволюционные  стихи Н.С.Гумилёва: «Солнце духа» -  студ. «Канцона вторая» - препод. «Канцона третья» - студ. Чтение препод. сопровождается  Адажио Т.Альбинони.
               
Препод. вкратце говорит об акмеизме как литер. направлении и показывает репродукцию картины М.А.Врубеля «Царевна - Лебедь» как пример положительного женского образа.
               
           4.Продолжение мыслей в творчестве О.Э.Мандельштама.
         Далее речь о другом поэте – акмеисте – О.Э.Мандельштаме.
Студенты читают его дореволюционные  стихи, ставшие песнями: «На бледно – голубой эмали…» и «Только детские книги читать…», а также «И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме…» «В игольчатых, чумных бокалах… », « И я выхожу из пространства…». Препод. читает «Бессонница, Гомер, тугие паруса»
               
Преподаватель вкратце говорит о сути раннего творчества О.Э.Мандельштама и показывает репродукцию картины М.А.Врубеля «Жемчужина» как пример живописи Серебряного Века, т.к. все виды искусства развиваются в единстве.
               
         5. Истоки поэзии Серебряного века. И.Ф.Анненский,
               
Родоначальником Серебряного Века русской поэзии является И.Ф.Анненский,                скончавшийся ещё в  1909г. После краткого рассказа препод. о поэте  и его главном сборнике «Кипарисовый ларец»  один из студ. читает стих. «Лира часов», а препод. -  стих. «Закатный в поле звон» в сопровождении духовного произведения В.А.Моцарта «Ave Verum».
               
         6.Философская мысль и поэзия. В.С.Соловьёв.
Связь поэзии и философской мысли наиболее ярко отражена в творчестве В.С.Соловьёва, дожившего только до рубежа столетий.
               
  Преподаватель читает отрывок из статьи «Византизм и Россия» и стих. «Панмонголизм» в сопровождении духовного произведения П.И.Чайковского «Покаянная молитва о России», а один из студ. читает стих. «Свет с Востока». Студентам для напоминания показывается репродукция образа «Троицы» Андрея Рублёва, и преподав. читает финал статьи В.С.Соловьёва «Русская идея».
               
           7. «Мировой пожар».
    
Началом русской трагедии стала Первая Мировая война – и этот образ показан в стих. А.А.Ахматовой «1914 год», которое читает препод. под военную песню «За Русь Святую».Преподав. рассказывает о том, что эта песня, как и «Из тайги, тайги  дремучей», была украдена большевиками у царской армии, и слова были переделаны.
               
Снова звучат стихи Н.С.Гумилёва, добровольцем ушедшего на войну и дважды награждённого Георгиевским Крестом: «Наступление» и  «Смерть» - читают студенты.  Потом препод. читает стих. «Война», и звучит духовное произведение  «Спаси, Господи, люди Твоя».
               
           8. «Заблудился я в небе. Что делать?...»
               
Тема русской трагедии продолжается в стихах О.Э.Мандельштама: «Сусальным золотом горят…» и   «Сохрани мою речь..»,которые читают студенты, а  в это время звучит духовное произведение Пахельбела
Потом препод. читает стихи 30-х годов: «Век» и «Ленинград» - и говорит о приходе поэта к Православию, о его подвиге, о ссылке, о  гибели в пересыльном лагере и стихах, написанных в заключении и обращённых к вечности. Препод. читает стих «Воронеж», а студ. Стихи: «Небо Вечери в  стену влюбилось…»и 2 стихотворения, начинающиеся словами «Заблудился я в небе. Что делать?...» Завершается разговор об  О.Э.Мандельштаме  чтением препод. стихов: «Я скажу это начерно, шёпотом…»                в сопровождении Херувимской песни и  «Как облаком сердце одето…» в  сопровождении духовного произведения «Ныне отпущаеши…».       
               
              9. «Силу подлости и злобы одолеет дух добра».
Далее речь идёт о творчестве Б.Л.Пастернака.
Один из студ. читает стих. «Гамлет», а препод. – стихи: «Нобелевская премия» и                «Единственные дни», которое является последним в жизни поэта. Это стих. сопровождается ноктюрном Ф.Шопена – любимого композитора Б.Л.Пастернака.
В преддверии следующей части студ читает стих. И.А.Бунина «Слово»
        Заключительные части посвящены тому, что называют               
                «Русский Апокалипсис».
               
                10. Сбывшиеся пророчества.               
               
                Н.С.Гумилёв, убиенный большевиками
Препод. рассказывает о героической гибели  Н.С.Гумилёва и о предсказании им собственной смерти в стихах.
Один из студ. читает стих «Слово», а преподав.- стихи: «Рабочий» и «Память».
         
           11. «И с тобой, как Лазарь, встать из гроба».
               
       
    Звучит краткий рассказ преподав. о  М.А.Волошине.
               
Один из студ. читает стих «Демоны глухонемые», а преподав.- стихи: «На дне преисподней» и «Неопалимая Купина» в сопровождении духовного произведения «Господи, спаси благочестивыя».               
               
                12. «Белизна -  угроза черноте».
 Снова звучат стихи М.И.Цветаевой, но послереволюционные из книги «Лебединый стан». Студенты читают трёхчастный цикл «Москве», в это время препод. показывает репродукцию картины И.С.Глазунова «Разгром большевиками храма в пасхальную ночь»  т.к. начало любой революции – отречение от Бога. 
               
               Преподаватель читает  стих. «Белизна» и звучит начало «Страстей по Матфею» о.Илариона
Песня иеромонаха Романа «Молитва Царственным Мученикам» сопровождает краткий рассказ о Царственный мучениках

Преподав. рассказывает о трагедии в Екатеринбурге и Алапаевске. Звучит песня В.Г.Волкова «На Крест Святой две голубицы прилетели… » о Св.Мученицах – Елизавете Фёдоровне и Варваре.
                13. «Скорбный дух».
Снова звучат стихи А.А.Ахматовой – последнего поэта Серебряного Века.
  Преподав. читает  стихи: «Когда в тоске самоубийства…» и «Не с теми я, кто бросил землю…», а студ. -  стихи «Предсказание» и  «Молитва». Звучит песня «Двуглавый орёл» на стихи поэта Серебряного Века – С.Бехтеева.
               
                14. «Реквием».
Звучит отрывок из «Поэмы без героя» А.А.Ахматовой
Финалом является чтение преподавателем одного из главных произведений. А.А.Ахматовой – «Реквиема».
Чтение сопровождается музыкой «Реквиема» В.А.Моцарта.       
               
Начало произведения чтения сопровождается началом из «Реквиема» В.А.Моцарта;  глава «Приговор» частью «Слёзный день этот…»; глава «Распятье» частью «Судный день»; эпилог финалом «Реквиема» В.А.Моцарта.
                Новомученики и Исповедники Российские.
Под эту музыку все встают в память всех жертв безбожной власти.    Минута молчания.


Рецензии