Сценарий Русский путь
Первая часть сценария литературных программ "Подвиг, возводящий к Небесам"
(Посвящается памяти Последнего Русского Царя и Бутовских Мучеников).
1. Вступление.
Вступительное слово преподавателя о трагедии революционного переворота, о расстреле Царской семьи, о Дне Памяти Бутовских Мучеников, отмечаемом на 4-ую неделю по Пасхе и показывает репродукцию картины И.С.Глазунова «Святая Русь».
2. Две дореволюционные столицы.
Преподаватель читает дореволюционные стихи М.И.Цветаевой из цикла «Москва»: «Москва, какой огромный странноприимный дом…» и «У меня в Москве купола горят…» Звучат колокольные звоны
.
Студенты читают стихи А.А.Ахматовой о дореволюционном Петербурге и Царском Селе: «Летний сад» и «Царскосельская статуя». Преподаватель вкратце говорит об этих великих женщинах, о поэтическом диалоге двух столиц, о предчувствии трагических событий.
Преподаватель читает отрывок из 1-ой части «Поэмы без героя» А.А.Ахматовой в сопровождении песни В.Г.Волкова «Православные».
3.Возвращение к первооснове – суть акмеизма. Н.С.Гумилёв.
Преподаватель и студенты читают дореволюционные стихи Н.С.Гумилёва: «Солнце духа» - студ. «Канцона вторая» - препод. «Канцона третья» - студ. Чтение препод. сопровождается Адажио Т.Альбинони.
Препод. вкратце говорит об акмеизме как литер. направлении и показывает репродукцию картины М.А.Врубеля «Царевна - Лебедь» как пример положительного женского образа.
4.Продолжение мыслей в творчестве О.Э.Мандельштама.
Далее речь о другом поэте – акмеисте – О.Э.Мандельштаме.
Студенты читают его дореволюционные стихи, ставшие песнями: «На бледно – голубой эмали…» и «Только детские книги читать…», а также «И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме…» «В игольчатых, чумных бокалах… », « И я выхожу из пространства…». Препод. читает «Бессонница, Гомер, тугие паруса»
Преподаватель вкратце говорит о сути раннего творчества О.Э.Мандельштама и показывает репродукцию картины М.А.Врубеля «Жемчужина» как пример живописи Серебряного Века, т.к. все виды искусства развиваются в единстве.
5. Истоки поэзии Серебряного века. И.Ф.Анненский,
Родоначальником Серебряного Века русской поэзии является И.Ф.Анненский, скончавшийся ещё в 1909г. После краткого рассказа препод. о поэте и его главном сборнике «Кипарисовый ларец» один из студ. читает стих. «Лира часов», а препод. - стих. «Закатный в поле звон» в сопровождении духовного произведения В.А.Моцарта «Ave Verum».
6.Философская мысль и поэзия. В.С.Соловьёв.
Связь поэзии и философской мысли наиболее ярко отражена в творчестве В.С.Соловьёва, дожившего только до рубежа столетий.
Преподаватель читает отрывок из статьи «Византизм и Россия» и стих. «Панмонголизм» в сопровождении духовного произведения П.И.Чайковского «Покаянная молитва о России», а один из студ. читает стих. «Свет с Востока». Студентам для напоминания показывается репродукция образа «Троицы» Андрея Рублёва, и преподав. читает финал статьи В.С.Соловьёва «Русская идея».
7. «Мировой пожар».
Началом русской трагедии стала Первая Мировая война – и этот образ показан в стих. А.А.Ахматовой «1914 год», которое читает препод. под военную песню «За Русь Святую».Преподав. рассказывает о том, что эта песня, как и «Из тайги, тайги дремучей», была украдена большевиками у царской армии, и слова были переделаны.
Снова звучат стихи Н.С.Гумилёва, добровольцем ушедшего на войну и дважды награждённого Георгиевским Крестом: «Наступление» и «Смерть» - читают студенты. Потом препод. читает стих. «Война», и звучит духовное произведение «Спаси, Господи, люди Твоя».
8. «Заблудился я в небе. Что делать?...»
Тема русской трагедии продолжается в стихах О.Э.Мандельштама: «Сусальным золотом горят…» и «Сохрани мою речь..»,которые читают студенты, а в это время звучит духовное произведение Пахельбела
Потом препод. читает стихи 30-х годов: «Век» и «Ленинград» - и говорит о приходе поэта к Православию, о его подвиге, о ссылке, о гибели в пересыльном лагере и стихах, написанных в заключении и обращённых к вечности. Препод. читает стих «Воронеж», а студ. Стихи: «Небо Вечери в стену влюбилось…»и 2 стихотворения, начинающиеся словами «Заблудился я в небе. Что делать?...» Завершается разговор об О.Э.Мандельштаме чтением препод. стихов: «Я скажу это начерно, шёпотом…» в сопровождении Херувимской песни и «Как облаком сердце одето…» в сопровождении духовного произведения «Ныне отпущаеши…».
9. «Силу подлости и злобы одолеет дух добра».
Далее речь идёт о творчестве Б.Л.Пастернака.
Один из студ. читает стих. «Гамлет», а препод. – стихи: «Нобелевская премия» и «Единственные дни», которое является последним в жизни поэта. Это стих. сопровождается ноктюрном Ф.Шопена – любимого композитора Б.Л.Пастернака.
В преддверии следующей части студ читает стих. И.А.Бунина «Слово»
Заключительные части посвящены тому, что называют
«Русский Апокалипсис».
10. Сбывшиеся пророчества.
Н.С.Гумилёв, убиенный большевиками
Препод. рассказывает о героической гибели Н.С.Гумилёва и о предсказании им собственной смерти в стихах.
Один из студ. читает стих «Слово», а преподав.- стихи: «Рабочий» и «Память».
11. «И с тобой, как Лазарь, встать из гроба».
Звучит краткий рассказ преподав. о М.А.Волошине.
Один из студ. читает стих «Демоны глухонемые», а преподав.- стихи: «На дне преисподней» и «Неопалимая Купина» в сопровождении духовного произведения «Господи, спаси благочестивыя».
12. «Белизна - угроза черноте».
Снова звучат стихи М.И.Цветаевой, но послереволюционные из книги «Лебединый стан». Студенты читают трёхчастный цикл «Москве», в это время препод. показывает репродукцию картины И.С.Глазунова «Разгром большевиками храма в пасхальную ночь» т.к. начало любой революции – отречение от Бога.
Преподаватель читает стих. «Белизна» и звучит начало «Страстей по Матфею» о.Илариона
Песня иеромонаха Романа «Молитва Царственным Мученикам» сопровождает краткий рассказ о Царственный мучениках
Преподав. рассказывает о трагедии в Екатеринбурге и Алапаевске. Звучит песня В.Г.Волкова «На Крест Святой две голубицы прилетели… » о Св.Мученицах – Елизавете Фёдоровне и Варваре.
13. «Скорбный дух».
Снова звучат стихи А.А.Ахматовой – последнего поэта Серебряного Века.
Преподав. читает стихи: «Когда в тоске самоубийства…» и «Не с теми я, кто бросил землю…», а студ. - стихи «Предсказание» и «Молитва». Звучит песня «Двуглавый орёл» на стихи поэта Серебряного Века – С.Бехтеева.
14. «Реквием».
Звучит отрывок из «Поэмы без героя» А.А.Ахматовой
Финалом является чтение преподавателем одного из главных произведений. А.А.Ахматовой – «Реквиема».
Чтение сопровождается музыкой «Реквиема» В.А.Моцарта.
Начало произведения чтения сопровождается началом из «Реквиема» В.А.Моцарта; глава «Приговор» частью «Слёзный день этот…»; глава «Распятье» частью «Судный день»; эпилог финалом «Реквиема» В.А.Моцарта.
Новомученики и Исповедники Российские.
Под эту музыку все встают в память всех жертв безбожной власти. Минута молчания.
Свидетельство о публикации №220102800100