Восточная повесть

(Театр “S.T.E.R.”, режиссёр Алексей Гусаров. ДК «Таганка»)

«Чертоги пышные построю
Из бирюзы и янтаря;
Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе все, все земное —
Люби меня!..»
(М. Ю. Лермонтов. «Демон»)

Как можно поставить спектакль по «Демону»? Ну, например, понастроить на сцене разного великолепия: дворец Гудала; декорации нарисовать с рекой и горами. Одеть артистов в яркие одежды, украшенные драгоценными камнями и причудливой золотой вышивкой...

У театра “S.T.E.R.” обстановка на сцене отличается минимализмом. Старинный кувшин, с которым княжна Тамара идёт за водой; старое, потрепанное издание «Демона»... Красивый, фиолетово-коричневых оттенков занавес дополняется двумя листами «суровой» оберточной бумаги: такое отделение авансцены от «задника» очень нужно для появления и исчезновения персонажей. Ну, а позади приоткрытого занавеса... нарисованная Вселенная, куда должны были отправиться Тамара с Демоном.
Вот такие декорации. И их в данном случае вполне достаточно. Ибо опыт подсказывает: все великолепие, нагроможденное на сцене, может обернуться напрасной тратой времени и средств, если артисты окажутся «так себе».

А с артистами, к счастью, театру “S.T.E.R.” сказочно повезло. Ведущая актриса, Надежда Гусарова-Исаева, меня в очередной раз поразила, несмотря на то, что я уже имела счастье видеть, как умело перевоплощается эта талантливая молодая женщина. Правда, в отличие от спектакля «Что делать?» по роману Чернышевского, где Надежде пришлось играть превеликое множество ролей, в «Восточной повести» она играет лишь одну — княжны Тамары. И, представьте себе: при первом же появлении княжны на сцене, исчезает опасение того, что постановка сия окажется лишь очередным изложением скучного школьного учебника или чтением давно знакомых стихов.

Чего-чего, а скуки вчера явно не планировалось! В княжне Тамаре скрывается необыкновенная страсть и буря чувств. Вот она идёт за водой, и все люди, вся природа любуются грациозностью ее походки... Вот ждёт своего жениха, втайне грустя о потерянной свободе... Вот замирает в ужасе, увидев убитого разбойниками суженого...
Поёт под аккомпанемент гитары нежную и грустную песню:

«И вот уже вхожу в такую реку,
Что самый дальний берег омывает,
Где человек прощает человеку
Любую боль, которая бывает.

Пускай река всему меня научит,
Пока плыву по этой самой глади,
Где человека человек не мучит,
Не может мучить человека ради...»

А вот, скучая в монастыре, Тамара соблазняется сладкими речами Демона и его обещанием не делать больше зла... И она танцует с ним танец страсти, пробуждающий женскую природу и желание жить и любить. Поверьте, это грандиозно. Эту роль нужно не просто играть, а проживать на сцене... А Надежда по-иному и не привыкла.

И другим артистам сегодня пришлось непросто: им досталось по несколько ролей каждому. Так, стройный и подвижный Антон Ощепков, побыв на время суженым Тамары и доблестно пав в борьбе с разбойниками, перевоплощается в Демона. И смущает невинную деву своими ласковыми речами и красочным описанием их прекрасного будущего в «надзвёздном мире», свободном от людских горестей и проблем, да и от смерти самой.

Артист Михаил Салин представал вчера перед нами то грустным Гудалом, отцом Тамары, то монастырским сторожем, то светлым Ангелом, пытающимся спасти от падения если не тело княжны, то ее душу.

Давным-давно, проходя педпрактику в одной «продвинутой» Московской школе, мы с подругой, накануне с выражением прочитавшие восьмиклассникам отрывки из «Демона», были поражены логичными, в общем-то, вопросами подростков. Один мальчик, например, спросил: «А зачем Тамаре этой вообще умирать было? Жила бы себе, и жила! Ведь Демон любил ее и честно обещал ей исправиться и не делать больше зла! Разве лучше было бы выдать ее замуж за человека, которого она не знала и не любила?»

Конечно, мы с подругой тогда ребятам на все вопросы ответили... как могли. Но вчера, глядя на такую живую пляшущую Тамару, у которой вновь возродилась жажда жить и любить, мне очень захотелось, чтобы спектакль не кончался так, как поэма у Лермонтова.
Ну пусть Тамара ещё покружится в своём танце, и не раскаивается в совершённом! Ведь она действительно верила и любила в этот момент, а значит, чиста была перед людьми и Вечностью.

Вот такие интересные мысли и воспоминания вызвала во мне эта постановка.
В заключение своего обзора мне хотелось бы поблагодарить режиссёра Алексея Гусарова за приглашение на спектакль. И, конечно, театр “S.T.E.R.” — за то, что он искренний, живой, дышащий. И за то, что все три просмотренные мною его постановки — разножанровые и очень интересные.

А ещё я рекомендую учителям литературы в нашем безвирусном будущем обратить внимание на этот спектакль. Не секрет, что по-настоящему талантливые постановки подвигают к чтению и осмыслению прочитанного даже тех учеников, кто привык копировать домашние сочинения из Интернета.
У меня так было с Достоевским. Один поход в театр — и любовь на всю жизнь! И к Фёдору Михайловичу Достоевскому, и к Его Величеству Театру.


Рецензии