Чакавуркент в Дагестане
===================================
Чакавуркент
Город возникает в эпоху владычества на Восточном Кавказе Хазарского Каганата. По общему уверенно установившемуся мнению археологов и историков, этот город можно идентифицировать с городищем Чакавуркент в бассейне реки Гамри-озень на восточном склоне хребта Чакавур. Это неподалёку от села Каякент в Дагестане.
Первые поселения постоянного типа здесь появляются в 6-м веке до Рождества Христова. Это были поселения скифского юртового зодчества.
С приходом сармат во 2-м веке по Рождеству Христову со стороны Танаиса, откуда их вытесняли гунны, поселение получает первые оборонительные укрепления в виде небольших валов. Чакавуркент получает статус протогорода.
В 4-м веке наступает эпоха Царства Гуннов, которые впервые организуют систему укреплений на трассе Великого Шёлкового Пути по Кумыкской равнине. В эту систему обеспечения безопасности движения торговых караванов в Терско-Сулакском междуречье включается и Чакавуркент.
В 6-м веке персы возводят в городе крепость, при которой пристроились ремесленные преселки. Город выполняет функции придорожного таможенного пункта, а также пристанища для уставших караванщиков.
Крепость возведена была из необработанного камня. Внутри стен находится цитадель, в которой проживала семья владельца крепости, за пределами стен раскинулся обширный шахристан, где жили персы.
На посаде люди занимались гончарным производством, здесь делалась керамика с первых веков Новой Веры.
Наибольшего развития и расцвета город получает с приходом сюда хазар, при которых значительно увеличился поток караванов. В это время его общая площадь достигает 18-ти гектар.
Местность Чакавур отличалась мягкостью своего плоскостного, предгорного климата. Это позволяло населению города и присельев круглый год пасти скот и заниматься земледелием. Они выращивают пшеницу, ячмень, просо, овёс, рис. На дальних участках культивировались также хлопчатник и шёлк, принесенные сюда торговцами караванов.
В городе почти триста лет находился воинский гарнизон, который постоянно нуждался в добротном оружии и выносливых конях. Очень скоро местное население освоило производство оружия и коневодство.
С приходом хазар в недрах хазарского многоплеменья начинает формироваться новое племенное ядро на основе автохтонного населения местных горцев с пришлым гунно-савирским субстратом, получившее название кумыки.
Кумыки пользовались авторитетом среди горцев, поскольку их владыки всегда откликались на приглашения Хазарии принять участие в торговых или военных походах в Азию, или Закавказье.
Во время этих походов кумыки входили в близкие отношения с азиатами на востоке, с Русью на севере, с туранскими племенами, воспринимая при этом многие элементы их культуры, которые с успехом применяли у себя на Кумыкской платформе. Всё это позволяло им выделяться среди горских наров.
Городской кумык дополняет горскую одежду элементами платья европейского покроя. Кумыкский народный хорус отражает рассудительность, наблюдательность, со строгими понятиями о чести и верности данному слову, отзывчивого к чужому горю, любящего свой край, склонного к созерцанию и философским размышлениям, но умеющего и повеселиться с товарищами. Как народ более культурный, кумыки всегда пользовались большим влиянием на соседние племена.
Кроме обеспечения движения торговцев, город решал и военно-стратегические задачи, обеспечивая дополнительные возможности для хазар в годы арабо-хазарских войн, а также совместных с Византией компаний в Закавказье.
В это время город при крепости разрастается на площади до 20-ти гектар, что очень солидно для городов и городцов первого тысячелетия.
После крушения Хазарии в 10-м веке крепость опустела, караванный путь изменил свою трассировку, однако поселение продолжало существовать.
В 13-м веке с приходом Золотой Орды жители поселения отошли дальше в горы, не пожелав подчиниться новым порядкам.
++++++++++++++++++++++++++++
Свидетельство о публикации №220102801579