Зло и спасение 15

ЧАСТЬ ВТОРАЯ


ТВОРЧЕСТВО
КАК ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ



§ 1

ВЕЛИКОЕ  ЗАБЛУЖДЕНИЕ

Входя в рассуждение о человеческом творчестве как долженствовании, мы ощущаем необходимость вновь размышлять об основоположных проблемах творчества вообще, ибо чувствуем недостаточность сказанного в первой части.
Итак, творчество, которое мы знаем и мыслим прежде всего, как творчество человеческое, есть созидание нового, ранее не бывшего. В творчестве человек через свободу эротического духа и усилиями труда обретает то, чего ещё не имел в актуальном своём обладании, чего не имел мир до того, как оно реализовалось в человеческих созданиях. Небывшее означает для человека и мира новое, то есть никакой стороной до того не наличествовавшее в порядке тварного бытия. Для твари и тварного мира неналичествующее равно несуществующему. Несуществующее человек может лишь ощущать как зыбь вдохновенных воображений, как нерассеянную ещё дымку, как лишенную конкретики потусторонность, как смутное нечто, взывающее к эротическому восуществлению. Сознавая, однако, что творит он на материале мира, человек понимает, что сотворённое им новое, то самое смутное нечто, реализуется в что-то не из ничего, а из новизны творческих актов человека на материале мира.
Бог в отличие от человека не привязан к материалу мира, ибо Бог творит сам мир. Человек понимает, что акт творения Божия принципиально отличен от акта человеческого творчества, ибо Бог не нуждается для сотворения ни в каком внеположном Ему материале. Отсюда возникает представление, что Бог творит «из ничего». Именно здесь подстерегает человека логическая ловушка (логика – самое неадекватное из средств богопознания!), ибо, правильно понимая, что Бог не творит ни из какого внеположного Ему материала, человек забывает или недооценивает то важнейшее обстоятельство, что Бог творит трансцендентно, то есть по ту сторону всех и всяческих представлений тварного. Само тварное, – всё Творение в целом и в каждой его частичке, – есть первоначально плод творения Божия, сюсторонний результат могущественных творческих актов трансцендентного и неохватимого в своём Всемогуществе Божественного ЭРОСА.
Суждение – «Посмотри на небо и землю, и, видя всё, что на них, познай, что всё сотворил Бог из ничего» /2 Мак. 7, 28/, – уходящее корнями в библейскую древность, есть великое заблуждение человека на путях богопознания. Это нисколько не противоречит богодухновенности Библии, как Книги в целом, ибо Библия, – мы уже говорили об этом, – соединяет в себе абсолютное Слово Божие с неизбежно ограниченными представлениями о Боге древнего человека. Человек же в силу своей граничности, тяжко усугублённой ещё и падшестью, далеко не всегда (честнее были бы сказать – крайне редко!) способен правильно понимать Бога и Божественную Жизнь. Это, кстати, относится и к нам. Мы вовсе не претендуем на окончательность и наших собственных суждений, но лишь стараемся в умозаключениях оставаться в согласии (не столько логическом, сколько духовно-нравственном) с нашей верой.
Христианское богословие и по сей день ещё усмартивает Всемогущество Божие именно в «сотворении всего из ничего». Саму свободу Бога порой полагают в возможности творить из ничего. Этой точки зрения придерживается и Владимир Лосский: «Бог творил не из чего-то, а из того, чего нет, из “небытия”»94*. Любопытная деталь: категорически утверждая творение из небытия, Лосский странным образом само слово небытие помещает в кавычки, как будто бы против логики собственного рассуждения чувствует – не может здесь идти речь о полном и окончательном небытии. Как бы то ни было, представление о творении ex nihilo (из ничего) на наш взгляд ошибочно. Его устойчивость в богословской и фолософской традиции связана с робостью человеческого воображения, с неспособностью до конца додумать и договорить то, что сам же человек мыслит и говорит о Боге. Вглядимся пристальней.
Люди давно уже как будто бы сжились с определениями Бога-Творца, как предвечного, беспредельного, несотворённого, потустороннего. Но отдаём ли мы себе подлинно отчёт в том, что означают эти определения в применении к Всеведущему СУЩЕМУ (особое ударение на слове Всеведущий!), к Тому, без Которого «ничто не начало быть, что начало быть» /Иоан. 1, 3/ ? Бог есть АБСОЛЮТНАЯ и абсолютно ведающая СУЩНОСТЬ, средоточие всех и всяческих относительных тварных сущностей, Творец всего и вся. «Всё через него начало быть» /Иоан.1, 3/. В сочетании с безначальностью, то есть несотворённостью, а также с Всеведеньем, то есть предваряющим веденьем всего и всяческого, это означает, что всё сущностное неким рационально непостижимым, но для веры нашей очевидным образом, безначально содержалось и содержится в Боге. Сущностное просто не могло быть привнесено в тварность ни из какого внеположного Богу источника, не могло и содержаться («быть») нигде, кроме как в Божественном Сверхбытии. Под «всё» мы разумеем не хаос потенций, а универсум сущностей, ибо хаос потенций, –  этот безначальный и неразрешимый эро-танатический коллапс, – содержится, как раз, не в Боге, а во тьме безначального и безвольного мэона с его безысходно неподвижной омнипотенциальной свободой. Бог, как мы уже показали, есть прямая противоположность мэонической омнипотенциальности. Он есть абсолютная  монопотенциальность, то есть безграничная мощь единой потенции, потенции к сущности и единой воли, воли эротической. И потому в противоположность мэону, который своею омнипотенциальной свободой (хаосом воль) без-волен зачать какую бы то ни было, даже наималейшую, сущность, Бог есть именно волевое зачинающее начало всех сущностей, предвечный Руах – любовное желание, несотворённый ЭРОС. Таким образом, Бог есть и безначальное средоточие сущностей и волевое начало их тварного бытия, бездонный кладезь Веденья и творящего воображения, которое предвечно содержит в себе и тварно очтоживает все и всяческие сущности. ЛОГОС – Слово, которое было в начале у Бога, которое и было Бог /см. Иоан. 1, 1/ – есть универсум не только тварно актуализированного (всесодержательность актуальная), но и тварно неактуализированного (всесодержательность потенциальная) сущего, то есть и космос уже тварно реализованного и бесчисленное множество возможных тварных реализаций.
Подавленный властью материи, падший человек в своих умозрениях чаще всего опирается именно на мысль о материи, подразумевая, что до сотворения мира материи не было, и таким образом Бог создал её из ничего, а уже вслед за тем из неё образовал весь материальный мир. Но даже о материи, из которой сотворён космос, мы не можем мыслить как о возникающей из ничего. Как первичная сущность94**,  – ведь от Бога не исходит бессущностное, – материя мира, тварная плоть, тоже Логосна, она есть что, то есть как всё и всяческое безначально содержится в ЛОГОСЕ, в АБСОЛЮТНОЙ СУЩНОСТИ Творца. Если Бог беспределен, а мы веруем, что Бог беспределен, и если Бог есть средоточие и творящий источник всех и всяческих сущностей, а мы веруем, что это именно так, значит нигде, кроме как в Боге, никогда (безначально) не было, нет и не может быть никаких сущностей и ничего сущего. Всеблагая монопотенциальность Божией Воли к сущности есть залог того, что ЛОГОС будет вечно раскрывать себя в Творении. Здесь вновь следует предостеречь от путаницы между природой Бога и ЛОГОСОМ. Природа Бога есть и вечно остаётся лишь в Пресвятой Троице. Она не дробится и не множится в тварном.  Т в о р е н и е – это Волей Бога произнесённое Слово, ЛОГОС, раскрывающийся через ЭРОС. Божие Творение не есть творчество из ничего, потому что ни природно, ни сущностно, ни духовно в Боге нет ни крупицы НИЧТО. Веденье зла, как мы уже показали, не проникает в Природу Бога-Троицы и не становится частью Божественной СУЩНОСТИ, ибо Всеведенье таинственно предзнает, а Всеблагость таинственно просветляет в Боге зло. 
Божие Творение – это грандиозное творчество из ВСЁ, черпание Богом из Своего абсолютного ЧТО, которое и есть предвечный ЛОГОС, эротически, то есть в абсолютной Любви, содержащий неисчерпаемость дотварно сущего – того, что начало, начинает или когда-либо начнёт тварно быть.
На всё – расположение Божье. На всё тварно сущее – Божия Воля. По Воле Божией мы есть и по Воле Божией мы благодатно имеем в тварности всё то и только то, что Бог желает даровать нам из Своей сущностной беспредельности. Что мы имеем не от Бога, то безблагодатно, то сущностно не-есть и умаляет наше собственное есть, ущербляет нашу бытийность, калечит нашу сущность, демонтирует нас как бытие, ничтожит.
Необходимо сделать дополнительный акцент на трансцендентном различии между бытием в человеческом масштабе и Божественным Сверхбытием. Для человека быть – означает быть тварно, то есть актуализироваться, реализоваться в тварном космосе. В Боге же это граничное человеческое понятие бытия невероятно усложняется. Неактуализированное тварное, которое в некий момент воплощается Богом через свободную Его Волю к Творению, не есть для Бога не-бывшее, но есть ЛОГОС – Слово-Бог, то есть Его – Бога – собственная сущностная беспредельность. И как таковое, Слово уже есть полноценное Бога-бытие, Сверхбытие, ибо великая мистерия Пресвятой Троицы заключается в том, что не только все три Лица Её есть целое Бога, но и каждое из них в нераздельной неслиянности – Отец, Сын и Дух – есть целостный Бог. Сын есть Слово, ЛОГОС, АБСОЛЮТНАЯ СУЩНОСТЬ, и как АБСОЛЮТНАЯ СУЩНОСТЬ Сын есть Бог, то есть полноценное Бога-бытие, сверхтварное и дотварное. Прежде своего воплощения в тварном космосе, всё сущностное уже содержится в Боге-Слове, то есть имеет предвечное и совершенное бытие – абсолютное бытие или Сверхбытие Абсолюта.
Слово произнесённое, например: «...да будет твердь посреди воды...» /Быт. 1, 6/ или «...да будут светила на тверди небесной...» /Быт. 1, 14/ – то есть некое Логосное содержание, вольно (по Воле Божией) раскрывшееся в тварность, – ничего не теряет от своего сверхтварного совершенства. Оно лишь начинает по Воле Божией своё свободное качествование в тварности. Свободное здесь не означает независимое от Бога, ибо всякое тварное бытие сохраняет свою укоренённость в Боге и сущностную зависимость от Него. Свободное качествовавние тварного есть дарованная возможность осуществлять свободу к сущности, то есть духовно-эротическую волю к творческому акту. Постоянно повторяющееся библейское «И стало так» /Быт. 1, 6/ свидетельствует о соответствии тварных раскрытий ЛОГОСА дотварным Логосным содержаням, предвечно сущим в Боге. То, что в тварном космосе «...стало так», означает, что и в несотворённой АБСОЛЮТНОЙ СУЩНОСТИ Бога-Слова, в ЛОГОСЕ «было так» – «было» не в аспекте относительного тварного бытия или времени, а в аспекте абсолютного и вечного духовно-сущностного Сверхбытия, ибо кроме как из всесодержащего ЛОГОСА вообще больше неоткуда явиться никаким сущностям. Указания на это святых отцов-богословов мы находим у В.Н. Лосского: «У каждой твари есть свой “логос”, свой “сущностный смысл”. Следовательно, говорит святой Григорий Богослов, может ли существовать что-либо, что не утверждалось бы на Божественном Логосе? Нет ничего, что не основывалось бы на “ смысле всех смыслов ” – Логосе. Всё было создано Логосом; именно Он сообщает тварному миру не только тот “порядок”, о котором говорит само Его имя, но и всю его онтологическую реальность. Логос – это Божественный очаг, откуда исходят те тварные лучи, те присущие каждой твари “логосы”, те “непреходящие” словеса Божии, которые одновременно вызывают к бытию всю тварь и призывают её к Богу. Таким образом, каждое тварное существо имеет свою “идею”, свой “смысл” в Боге, в замысле Творца... Божественные мысли – это извечные причины тварных существ»95.
Когда мы говорим о Божием Замысле, это нельзя понимать так, будто в какой-то «момент» Своей вечной Жизни Бог замыслил (в значении «изобрёл») нечто такое, чего до того не имел в Своей АБСОЛЮТНОЙ СУЩНОСТИ. «Бог замыслил» означает лишь – «Бог пожелал даровать тварности», ибо в АБСОЛЮТНОЙ СУЩНОСТИ безначально уже содержится всё и всяческое. Вечность (а Бог вечен!) есть всесодержание. Всеведенье (а Бог всеведущ!) есть всеобладание, ибо ведать значит духовно обладать, что и есть, собственно говоря, обладание для Бога-Духа. Замысел Божий о Творении лишь (это Божественное «лишь» есть альфа и омега Творения!) знаменует Волю Бога, Руах, ЭРОС Творца, волеющий воплотить в тварном некую часть Своего всесодержания и всеобладания, Своей сущностной неисчерпаемости. Творение, которому Бог повелел быть, существует в Боге и дотварно, существует безначально, вечно. Так вечносущностно пребывают в сверхтварной абсолютности ЛОГОСА (в беспредельном ЧТО Бога), небо и земля со всем живым и всею тварью, и человек. Очень точно это схвачено у Тиллиха: «…в Боге как таковом не существует различия между потенциальностью и актуальностью»95*.
Этого не увидел Николай Лосский (выдающийся русский религиозный философ, отец В. Н. Лосского), писавший в своей книге «БОГ И МИРОВОЕ ЗЛО», что Бог творит мир: «и по форме и по содержанию как нечто совершенно новое, отличное от Него и раньше не существовавшее никакою своею стороною»96. При такой интерпретации Творения Бог уже не есть всесодержание и всеобладание, не есть Абсолют, не есть беспредельность, но – некоторая, пусть и громадная предельность, творящая нечто, для неё совершенно новое, непредсказуемое (или не вполне предсказуемое), подлежащее познанию a posteriori, то есть  лишь после того, как уже сотворено. Но в таком случае Бог и не Всеведущ. Ведь если Он сотворяет такое, что раньше никаким образом («никакою своею стороною») не существовало, то, попросту говоря, Он не ведает, что творит, ибо ведать о чём-либо – означает некоей стороною уже иметь в себе то, о чём ведаешь. Очень относительной тварной аналогией этому может быть художник или изобретатель, в котором его будущее творение присутствует не одним вдохновением, но и неким предваряющим духовным созерцанием, смутно воображаемым -нечто-. Но (и тут мы расстаёмся с относительной аналогией!), если люди имеют это веденье лишь как туманное -нечто-, которому предстоит реализоваться в отчётливое и полностью внятное что лишь в результате творческих вдохновений и трудовых усилий, то Всеведенье Божие, в которое мы твёрдо верим, предполагает абсолютное предваряющее веденье Бога обо всём и всяческом что, а тем самым уже и наличие в Боге всяческого что в предвечной Логосной форме и содержании: «ибо Господь есть Бог веденья» /1 Цар. 2, 3/. ЛОГОС для Бога есть не туман неопределённых, смутных воображений, а абсолютное и исчерпывающее Знание, ибо ЛОГОС и есть сам Бог.
«Дивно для меня ведение (Твое), высоко, не могу постигнуть его» /Пс. 138, 6/, – вот восклицание человека, как нельзя лучше выражающее суть абсолютного Божия Веденья, Всеведенья, столь восхитительного и запредельного разуму человеческому.
 Веденье сущности, знание, есть одна из глубочайших форм обладания ею даже для такого духовно-плотского существа как человек, а Всеведенье Бога, если мы не хотим (а мы не только не хотим, но по вере нашей и не можем!) его отрицать, означает абсолютное знание, все-обладание, предвечное владение всем сущностным, всеми «непреходящими словесами», всеми «тварными лучами», всеми частными «логосами». Бог-Дух обладает всем! И потому Он всегда ведает, что творит! Бог и есть абсолютное ЧТО, поскольку в ЛОГОСЕ, Боге-Слове, безначально содержится (Им обладается в Веденьи) всяческое относительное, частное что: «И нет твари, скровенной от Него, но всё обнажено и открыто пред очами Его» /Евр. 4, 13/.
Николай Лосский пишет: «Бог... создал мир посредством абсолютного (подчеркнуто авт.) творческого акта, т.е. не внося в его состав своего бытия и своей сущности... между Богом и миром нет отношения тождества, ни полного, ни частичного»97. Ошибка тут даже не в том, что утверждение «не внося в его состав... своей сущности» противоречит мнению, например, Григория-Богослова, что «сущностный смысл» каждой твари есть не что иное как божественный «логос»,  поскольку и отцы-богословы были людьми, и наряду с божественными озарениями могли впадать в человеческие заблуждения. Но ведь абсолютный творческий акт, вообще любой абсолютный акт, может совершить лишь Существо Абсолютное. И действительно, мы веруем в Бога не только Всеблагого и Всемогущего, но также и Всеведущего, то есть не только абсолютно благого и абсолютно могущего, но и абсолютно ведающего. Это значит, что Бог абсолютно (превечно) со-держит (держит в Веденьи Своём) всё и всяческое сущностное: «ибо Господь есть Бог веденья» /1 Цар. 2, 3/. (Мы показали уже, что все-ведать значит духовно все-обладать!) Абсолютное Существо и есть Абсолютное, потому что абсолютно во всех качествах: во благости намерений, в могуществе возможностей и полноте веденья. Если бы Бог не был абсолютен и по веденью (обладанию), в Нём была бы уже относительность, неполнота, причём неполнота безначальная и бесконечная. И сущностно такой Бог был бы относительным, бесконечно пополняющейся и бесконечно невосполнимой сущностной неполнотой. А так как творящие акты Бога есть акты Логосные, то есть действия Воли, раскрытвающей в тварность некие Логосные сущности, то, как сущностно неабсолютный, Бог не был бы способен к абсолютному творческому акту. Но мы верим, что Бог абсолютен абсолютно, в том числе и сущностно, Логосно.
Между миром и Богом нет тождества и подобия только по природе, (об этом мы неоднократно говорили и не устаём напоминать!), однако есть, хоть и не тождество, но подобие по сущности. ЛОГОС, – Бог-Слово, Бог-СУЩНОСТЬ, – предвечно содержит в себе сущностное ВСЁ и ВСЯ, в том числе и тварную сущность человеческую, поскольку абсолютен. Есть между Богом и миром также и подобие по духу, ибо «дыхание жизни», вдунутое Богом в человека, – это частица Руах, Божественного ЭРОСА, дающая человеку духовно-творческую волю, хоть и неизмеримо уступающую абсолютной Воле Бога, но относительно подобную Его всемогущему Духу. Человек – центр тварного мира – сотворён не как нечто совершенно отличное от Бога, и не с чертами случайной, непреднамеренной схожести, но напротив, как намеренный Образ и Подобие Божие по сущности и по духу. Между Творцом и Его Творением есть подобие, ибо такова Воля Творца в отношении твари. В мире есть нечто от Духа Божия и от сущности Бога поскольку ЛОГОС – Бог-Сын, СУЩНОСТЬ, а равно и Руах – ЭРОС, Святой Дух Любви, – суть Ипостаси троичного Божественного Сверхбытия.
Абсолютность творческого акта Бога заключается вовсе не в том, что Он творит нечто, для Самого Себя абсолютно новое или Себе равное. Бог есть Абсолют и всякий акт Его, – сколь бы ни был он грандиозен, – меньше Его Самого. Бог есть предвечный абсолютно СУЩИЙ, то есть сущностно всесодержащее Сверхбытие. Новизна творимого Богом абсолютна не для Бога – а для Творения, которое по определению неабсолютно. Акт сотворения относителен для Бога-Творца. Но тот же самый акт абсолютен для самого Творения, целиком возникающего в результате этого гигантского творческого акта. И первоначальный и все последующие акты Бога абсолютны для Творения. Раскрытие вечных сущностей ЛОГОСА есть абсолютная новизна тварного и для тварного. Это тварь знает пути Господни, как неисповедимые, это для Творения Слово есть загадка до тех пор, пока Оно не произнесено, ЛОГОС остаётся тайной, пока Он не раскрылся в тварный космос. У Бога же Слово было предвечно, ибо сам Бог и есть Слово. Для Бога-Слова все пути абсолютно исповедимы. Бог, повторяем, всегда ведает, что Он творит.  Абсолютность творческого акта Бога означает для Творения и твари абсолютность эротической Воли Бога, абсолютность Любви к вечности, то есть к творению (не к сотворённому миру только, но и к самому творчеству). Абсолютность творческого акта Творца – это Руах, всепобеждающее любовное желание и наслаждение раскрывать Свою безначальную и АБСОЛЮТНУЮ СУЩНОСТЬ, – где ВСЁ и ВСЯ уже есть, – в относительном, в тварном, где этого ещё нет. Абсолютный творческий акт Бога есть Божественный ЭРОС, вызывающий к жизни Творение и почиющий на твари, – высшее постижимое для нас наслаждение Творца, неукротимая светлая Воля Сверхбытия даровать от Своей АБСОЛЮТНОЙ СУЩНОСТИ тварное бытие и  тварному бытию.
Концепция Николая Лосского стоит в ряду традиционных библейских интерпретаций, целостно отделяющих Бога от Его Творения в подтверждение идеи сотворения мира «из ничего». К этой же традиции примыкает и взгляд В. Н. Лосского: «Когда Бог вызывает не из Самого Себя новый «сюжет», сюжет свободный – это апогей его творческого действия. Божественная свобода совершается в сотворении этого высочайшего риска – в сотворении другой свободы»97;. На наш взгляд такие интерпретации ошибочны и укореняют то великое заблуждение, которое гипостазировано в первой Книге Макавеев. Додуманные до конца эти интерпретиции не возвеличивают, а умаляют Бога, порождают сомнение в Его безначальности и вечности, ставят предел Его Всеведенью, делают Его сущностно неполным и возрастающим, обусловленным неведомыми Ему результатами собственного творчества. Прав В. Н. Лосский, есть риск в Божественном Творении. Но риск не в том, что Бог творит «из ничего» и не в том, что сотворяется «другая свобода», а в том, что монопотенциальной Божией свободой облекается тварь, то есть существо неабсолютное, и, как следтвие, не абсолютно благое.
Бог есть безначальная АБСОЛЮТНАЯ СУЩНОСТЬ. Он не возрастает тварно сущим, но лишь раскрывается им, удовлетворяет Свой ЭРОС, Свою Волю наслаждаться, давая бытие и давая наслаждение бытию, ибо предвечно содержит в Себе все и всяческие Логосные (сущностные) содержания, все совершенные «божественные словеса». Всякое Логосное содержание есть предвечная духовная сущность, и как таковая дотварно в;дома Богу, держится ЛОГОСОМ, Богом-Словом. Она и после тварного своего воплощения остаётся безущербно сущей в Боге, но со-держится отныне и тварным миром как его достояние, как смысл и изобилие тварности.
Сотворение Богом мира есть акт Божественной Воли и касается это акт не Природы, а СУЩНОСТИ Бога. Это очень ответственный момент, требующий ясности. Вот как уясняет это В. Н. Лосский: «Ещё Афанасий Великий утверждал, что рождение Сына есть действие по природе, а святой Иоанн Дамаскин в VIII веке различает действие по природе – рождение и исхождение, от действия по воле – сотворения мира. Впрочем, действие по природе не есть действие в собственном смысле этого слова, оно есть само бытие Бога, ибо Бог по своей природе  есть Отец, Сын и Дух Святой»97;;.
Акт Творения есть абсолютный для твари и всего тварного творческий акт Божественной Воли98. Так удовлетворяется ЭРОС Творца, так манифестируется безграничная и Всеблагая монопотенциальность Его Воли. Так, по крайней мере, мы это видим. Слава Божия, то есть вечность СУЩЕГО, открывается духовному созерцанию твари, как вечность Творящего, как универсум тварно воплощённых и воплощаемых содержаний ЛОГОСА, Бога-Слова.


Рецензии