Олег 6

Военный выпуск
Надежда Хисметова
Сокращённый вариант очерка.

РОССИЙСКОЕ СЧАСТЬЕ
ВОЕННЫЙ ВЫПУСК

Я увидела эту женщину, легкой птичкой порхающую под звуки стремительного вальса в туфельках на очень высоком каблуке, в элегантном брючном костюме и белой ажурной кофточке. Легкокрылая фея летела в танце. Стан, как бы сотканный из воздуха в лучах солнца казался невесомым, локоны разливались упругими волнами. Но несмотря на легкость движений и безмятежное выражение лица, чувствовалось, что за плечами плясуньи сложная, полная потерь и испытаний жизнь, так как поразили глаза, зрячие, мудрые, бездонные, необычного кофейного цвета, смотревшие одновременно мягко и твердо. Но, главное, что меня потрясло - глаза были всепрощающие. Стихи написались мгновенно, без единого в дальнейшем исправления:

Светла, воздушна, вдохновенна и поступью, как эльф, легка.
Ее ваяла сокровенно Святая Господа рука.

Всевышний просто умилялся, сдержать восторг никак не смог,
Когда в девчушке зарождался души заветный огонек.

        И, восторгаясь совершенством, её так Ангел обожал.
        С благоговением, блаженством цветочек нежный охранял.

        Страшна, тверда её дорога. Опасен был и труден путь.
        Но не позволила девчонка себе на том пути свернуть.

        Прошли, как тучи, злые годы войны над девичьей душой,
        Но солнце счастья и свободы внесли в жизнь девушки покой.

        Она работала, растила с любовью нежною детей.
        И Бог давал ей столько силы в минуты горькие потерь!

        Все пережито: перестройка, удары возраста, судьбы,
        Но никогда в ней не терялся огонь упорнейшей борьбы.

        Борьбы над горечью и болью. И в бое жутких перемен
        Она слывет средь нас героем, не ставшим жертвою проблем.

        И с удивительною лаской, с любовью, радостью живой
        Она живет принцессой в сказке и королевою святой.

Я хотела при первой встрече подойти к этой женщине, показать ей свои стихи, написав посвящение, подарить их. Но это было сложно, так как она постоянно была окружена толпой. Через год мне удалось ее сфотографировать и договориться об интервью. Беседа состояла из нескольких фраз и была прервана приглашением к танцу.
Но интервью с Назией Камелдиновной Ядыгаровой-Мустафиной всё же состоялось и было стремительное, как и всё в этом человеке:
- Родилась 18 декабря 1923 года в селе Елхово Озеро Цельнинского района. В тринадцать с половиной лет поступила в Ульяновское педагогическое училище. 22 июня 1941 года в четыре часа узнала о начале войны. Директор Долотказин включил репродуктор. 18 выпускников-мальчиков в этот же день, написав заявление, ушли на фронт. Назия Камалдиновна Мустафина, как и другие 13 девочек ее выпуска, уехала по распределению в район. 20 августа она приехала в Буинский район и сразу со школьниками включилась в уборку урожая. С 1 сентября, не прерывая сельхозработ,  в школе приступили к занятиям по 6-7 часов день занятия проходили, не прерываясь. В декабре 1941 года с учениками 7-10–х классов рыли противотанковые рвы. С 1-го января до мая учила ребят. В начале мае 1942 года призвали на фронт. Её и трёх мальчиков старшина сопроводил до Киевского вокзала города Москвы. Затем её передали другому старшине и повезли в Нарофоминск в школу шофёров.. Над Москвой и Подмосковьем как черные тучи весели аэростаты. Приехав в Нарофоминск, впервые попала под бомбёжку, испытав шок, так как после бомбежки в городе остались только трубы. В штабе с раздражением сказали: «Что за детский сад, сколько лет?» Мне было восемнадцать, весу во мне 48 кг, рост - 154 см. Выдали мне обмундирование: ботинки 45 размера, 56 размер гимнастерки, брюки-галифе с карманами около ступней. Всего в школе было 15 женщин. Правда, все кроме меня, были ростом под метр восемьдесят, начальное образование. Меня назначили в группе старшиной. Я категорически возвратила начальству, сославшись на маленький рост. Училась с большим интересом: 2 часа – топография, 2 часа – военная подготовка, 6 часов – материальная часть. Потом дежурство по подразделению или на кухне. После стажировки, включающей в себя материальную часть, электрооборудование, ремонт, накачивание шин, - в конце августа получила права и была направлена в авиационную часть. Шли бои за Клин, Вязьму, Гжатск, короче Смоленское направление. Весь полк обслуживали три старика и я, так как все шоферы были забраны под Смоленск и Сталинград. За мной было много машин: бензозаправщик, водовозка, маслозаправщик, санитарка (на ней я возила раненых в эвакогоспиталь), стартер и полуторка (на ней я возила снаряды для бомбардировщиков авиаполка). В течение суток я постоянно сидела за рулем какой-либо из машин под непрерывной бомбежкой. Страшнее всего было ездить на бензозаправщике и возить снаряды. Хорошо, что дорога обычно шла через лес. Но потом от усталости стало притупляться и чувство страха, так как я не только возила, но и выгружала сама. Я же заправляла самолеты из бензозаправщика, маслозаправщика, подводила снаряды под постоянным огнём противника. В начале 1943 года полк разбомбили и уничтожили до основания. Я осталась жива и была направлена в автобат. Батальон возил снаряды на передовую. Я пересела на «ЗИС-5» - 3-хтонную машину. Возить боеприпасы было страшно, так как на протяжение всего пути были непрерывные бомбежки. В августе 1943 года попала в окружение под Смоленском. Выходили 12 дней. Дневной паек – 50 г сухарей, пили воду из болот, зачерпнув пилоткой. 2 сентября освободили Смоленск, благодаря чему мы вышли из окружения. Немцы опять заняли Смоленск. Мне пришло работать с тремя разведчиками до окончательного освобождения города, которое, наконец-то, наступило 15 сентября. Бои были жестокие. 6 ноября освободили Киев. Переправу через Днепр я пережила. Чем дальше продвигались наши войска, тем упорнее было сопротивление фашистов. Город Сычовка трижды переходила от противнику к нам. Местность, которую освобождали Центральный и 3-ий Белорусский  фронты, была гористая. Мне нужно было срочно проскочить по бревенчатому мосту быструю речку. Отказали тормоза, машина тяжелая. Думаю проскочу мост, и остановлюсь на следующей горе для ремонта тормоза. Но бревна моста расползлись, машину занесло, и я вместе с машиной вылетела в бурлящую пучину. Очнулась я в госпитале… Кто достал меня из водоворота, так и не узнала. Были сломаны три ребра, вывихнуто плечо и левое колено, а долго не приходила в себя из сотрясения мозга. Целый месяц пролежала в госпитале. Кто спас меня не знаю. Потом вернулась в свою воинскую часть. Я тогда и не знала, что главные испытания меня ждали впереди...
Взяли Брест. Я уже ездила на "Студебеккере", американской машине со стартёром. Тяжело была ранена под Кенигсбергом.
До августа 1945 года принимала участие в военных операциях против армии "Лесные волки".
А 9 Мая в День победы погиб мой любимый капитан Советской Армии, с которым я долгое время поддерживала переписку.
В 1943 году на войне спасла жизнь своему будущему супругу, спасла тяжело раненным, вытащив на шинели его с другом с поля боя под жуткой бомбёжкой. Увидела их из кабины машины, когда везла снаряды на передовую. Смотрю сам раненный и тащит на шинели другого уже без сознания. Тащила до шоссе сто пятьдесят метров (мой рост 154 см, вес 48 кг), доставила в госпиталь. Один открыл глаза и прошептал: "Паренёк! Дай адрес! Если выживу - напишу!!!" Ничего не объясняя, сунула в карман гимнастёрки адрес полевой почты...
После войны спасённый парнишка нашёл Назию и пригласил на работу в Ульяновск на ТЭЦ, где она проработала до шестидесяти лет.
Рано овдовела. Муж умер от ран в 1964 году. Одна подняла дочь и сын, и ещё двоих сирот овдовевшей и рано ушедшей из жизни двоюродной сестры.
Награждена двумя боевыми медалями: "За взятие Кенингсберга" и "За боевые заслуги".


20.04.2006.            


Рецензии