Родина и районы

        Верховная Рада проголосовала за ликвидацию старых районов и создание новых, более крупных. Электронные СМИ муссировали тему не слишком рьяно и не слишком долго. Стоило появиться «луцкому» террористу – бросились «на новенького». «Какие ещё районы?! Терроризм – вот где страсти!».

        Что с них взять? Они рабы сиюминутного, поверхностного. Попробуем копнуть чуточку глубже. Именно на самую малость, так как тема необъятная.

        В средине 90-х я писал о переживаниях многих советских людей, потерявших Родину. То было сложное чувство, появившееся не сразу после эйфории независимости, а по истечении некоего временного отрезка. Причем, судя по словам знакомых, отрезки у разных людей были разные. То есть явление это глубоко личное.
 
        Лично автор испытал ранее неведомые приливы ностальгии по «нерушимому» когда увидел, как в полях под городом Первомайском Николаевской области работают американские гусеничные тракторы «Катерпиллер».

        Работали красиво. Первый - рыл траншею. Идущий следом - наматывал из траншеи на специальную катушку кабеля, ведущие к уничтоженным шахтам стратегических ракет, нацеленных на США.

        Было грустно, досадно, обидно. Полное ощущение, что тебя, твою страну «кинули» и теперь не от кого ждать защиты. До сих пор, как вспомню позорное зрелище, хочется кому–то дать в морду. Знать бы кому…

        С течением времени душевная трансформация в вопросе «Большой Родины» идет у меня в двух противоположных ракурсах: всё возрастает беспокойство за судьбу независимой Украины и всё лучшим кажется утерянный Союз.

        Внутреннее убеждение, что с распадом СССР я потерял «Большую Родину» - непоколебимо. При этом святое чувство любви к Родине для многих людей моего поколения не тождественно восхвалению всего советского. Например, с отвращением вспоминаю нравы аппаратов партийных органов, в которых работал в 70-х годах прошлого века.

        Пройдя путь от восторженного поклонника Великой французской буржуазной революции ХVIII века, через научную разработку военно – исторических вопросов российских революций начала ХХ века, я стал горячим сторонником независимой Украины. К сожалению это не значит, что обрел «Большую Родину». Поскольку Родину не выбирают, то моя Родина – покойный Советский Союз…

        К счастью, созданное природой устроено разумнее придуманного политиками. И природное чувство «малой Родины» у нас точно не отнять никому. Если для постижения понятия «Большая Родина» необходима целая система воспитания и образования, то почувствовать тоску по родному дому можно уже на следующий день после приезда в спортивно – оздоровительный лагерь. Еще даже не подозревая, что ЭТО называется тоской по «малой Родине».

        В одном ряду с понятиями «Большая» и «малая» Родины» стоит понятие «патриот». Человек может быть патриотом страны, области, района, города, поселка, села. Всех вместе или в любых иных комбинациях в зависимости от ситуации. В данной конкретной ситуации я, как патриот своего района, акцентирую внимание на некоторых неэкономических вопросах, которые тревожат патриотов и других упразднённых районов.

        Образованный в начале 20-х годов прошлого века Доманёвский район около тридцати лет входил Одесскую губернию, а затем область. Одесса и до «Советов» была властительницей мечтаний, вожделений, коммерческих интересов доманёвцев. Тут нет ничего удивительного – процветающий, многоязычный «Вавилон» у Черного моря с достоинством и шиком исполнял функции неформальной столицы Юга.

        Магическое влияние и притяжение города только усилились, когда он стал административным центром, равного некоторым европейским государствам, региона. Вместе с одесситами областная «периферия» делила радости и «знала много горя». «НЭП», коллективизация, раскулачивание, пятилетки, голодовки, репрессии, война, послевоенная разруха сплотили выживших, морскими узлами сострадания связали их судьбы порою крепче родственных.

        Возьмем трагедию холокоста. Казалось бы достаточно изученная историками тема. Доманёвский район стал одним из самых страшных мест уничтожения евреев на оккупированной территории СССР. Село Богдановка вообще упоминается в материалах Нюрнбергского процесса. Что тут искать после нюрнбергского вердикта? Но стоило мне переговорить с последней из живых Праведниц мира Доманёвки - Ниной Ивановной Гнатюк (к сожалению, совсем недавно умерла) - как всплыли потрясающие факты: четыре семьи, прятавшие евреев, жили на одной улице, а три Героини были многодетными матерями!!!

        Вдумайтесь, в опустевшем, ставшем «матриархатным» селе, где все обо всех знают, женщины, рискуя жизнью своих детей, спасают евреев, подавляющее большинство которых было из Одессы… При этом Екатерина Евсеевна Лелеко имела семерых сыновей и дочерей, Ольга Павловна Диордиева – троих сыновей, Анастасия Константиновна Цехоцкая – двоих сыновей и дочь. Утверждаю – деятельность Праведников мира в Доманёвке носила МАССОВЫЙ характер!

        Родившись в Одесской области, с раннего детства усвоил, что передача нашего района «под Николаев» - плохое решение. Во время застолий, где дети традиционно присутствовали, тема горячо обсуждалась взрослыми.

        Став подростком, побывав в Одессе и Николаеве, понял, что рождение в Одесской области престижнее. Казалось бы – какая мелочь! А не скажите. Разве нет разницы, для самоутверждения, родился ты в Киеве или в Кацапетовке? Поэтому при случае я всегда с гордостью говорил: «Родился в Доманёвке Одесской области».

        Интересно, что сильная «проодесская» культурно – административная ориентация наблюдалась в Доманёвке как минимум двадцать лет после смены (в 1953 году) областной «прописки». Так, большинство выпускников райцентра до средины 70-х годов ещё поступало в ВУЗ-ы не Николаева, а Одессы.

        Что касается воспитания местного патриотизма, исторической памяти, то хочется возвратиться в Доманёвку 1973 – 1975 годов, где я работал инструктором отдела пропаганды райкома партии, а затем вторым секретарем (по идеологии) райкома комсомола.

        Подготовку к празднованию 30-летия Победы мы начали больше чем за год до юбилейной даты, отрепетировав многие мероприятия во время празднования 30-летия освобождения района, в марте 1974 года. На торжественном митинге комсомол района взял обязательство принять активное участие в строительстве нового стадиона в Доманёвке. И «активное участие» в этот раз не стало обычным паразитом партийно – комсомольской фразеологии на деле. Без комсомола райком партии облажался бы точно! Почему? Потому, что за огромные объемы ручного труда «шабашники» затребовали какие-то безумные деньги, а комсомольцы устелили поле будущего стадиона дерном БЕСПЛАТНО! На энтузиазме.

        Думаете, это просто? Ранней весной, в слякоть и по бездорожью сотни парней и девушек с лопатами в руках шли за несколько километров от райцентра на не тронутые плугом склоны балок и нарезали кубики дерна. Осторожно, как минёры, несли, ПО ОДНОМУ(!), кубики к ближайшему месту, куда пробивались буксируемые гусеничным трактором грузовики.

        Медленно – медленно, чтобы не раструсить хрупкие фрагменты «дикого поля», ползли «газоны» до места будущего стадиона. Там их, боясь дышать, разгружали, но не складировали, а сразу же укладывали в ложе будущего футбольного поля. Каждый укладывал свой кубик ЛИЧНО. Аккуратно, ответственно. Вот он - не символический, а реальный кирпич в здание общего дела!

        До сегодняшнего дня нет-нет да и волнуют мне душу участники того трудового подвига: «Помнишь, как мы строили стадион?». И каждый вспоминает свой, сокровенный, только ему известный эпизод. Из этих осознанных мгновений рождается историческая память, без которой невозможен никакой патриотизм. То есть, чтобы быть истинным патриотом «малой Родины», очень желательно знать её историю. А если истории просто нет, как у вновь образованных громад? Значит, надо её создать многолетним упорным трудом.

        Вообще, приятная штука – местный патриотизм. Я с удовольствием, с гордостью рассказываю, где только предоставляется возможность, что Доманёвскую школу закончил Моисей Шварцман - один из полутора сотен евреев – фронтовиков удостоенных звания Герой Советского Союза. Один из, ВСЕГО ЛИШЬ, около полутора сотен на весь Советский Союз! И из Доманёвки! Горжусь.

        …Рассказываю, что с двукратным (1977, 1978 гг.) чемпионом СССР по тяжелой атлетике в весе до 110 кг. Валерием Кузниченком ходил в детский сад, что мой сосед Анатолий Евгущенко был в первом отряде космонавтов, что рядом с Доманёвкой будущий писатель Юрий Олеша увидел загадочный «зеленый луч», о чём упомянул в главном своём произведении «Ни дня без строчки».

        …Любителям мяса свинины, как бы между прочим, сообщаю, что ордена Трудового Красного Знамени совхоз «Акмечетские Ставки», которым более двадцати лет руководил Герой Социалистического Труда Никифор Куницын, производил половину свинины района. В свою очередь район по этому показателю опережал многие области Украины.

        …Интересующихся гандболом информирую об уникальном факте: мужская сборная района 18 раз выигрывала первенство области среди команд ДСО «Колос».

        …Плохо представляющих, где находится район, ориентирую на Южноукраинскую АЭС, которая по другую сторону Южного Буга, и так далее и тому подобное…

        С упразднением старых районов вся эта «удельная» гордость теряет смысл. Точно так же, как и трудовые, военные, культурные, спортивные традиции, сформировавшиеся в границах районов. Ну и вправду, не будет ли выглядеть через несколько лет странно районный мемориал Героев, теперь оказавшихся уроженцами, скажем, пяти территориальных громад? А сколько времени в стремительно ускоряющемся мире понадобится для становления новых традиций? Какими они будут? Нужны ли вообще?

        Не знаю. Знаю только, что административные новации потрясают устои украинской глубинки, коренным образом её меняют. По идее, на выходе, должен быть позитив. Что получится – увидим…
               
                Валерий Варзацкий


Рецензии
Это процесс превращения общества в биогумус...

Unit   01.11.2020 08:56     Заявить о нарушении