Классицизм

     В школе нас учили: что такое классицизм в литературе. Это три единства: постоянство места, времени и действия, как помнится.  Мы, юноши, не понимали смысла в услышанном. Только повзрослев, начинаешь пытаться хотя бы разобраться детально в том, что было давно сказано учителем...

     Когда-то, проходя мимо дома  № 16 по 4-й Красноармейской улице в Санкт-Петербурге, где жил и творил Валентин Исаевич Пикуль, книги которого мне очень нравились, хотелось зайти в его квартиру-музей, но не пришлось.  Читая его книги, во многих из них не было замечено ЭТИХ правил литературного классицизма.  Похоже, он их не соблюдал. Но от этого интерес к изложенному им не исчезал, а наоборот, увеличивался. Перечислять его книги нет смысла, они известны всем.
     А надо ли было Пикулю соблюдать эти античные правила, и что в них полезного для нас сейчас?  Возможно, что – нет.  Однако.

     Захотеть оживить своё восприятие прошлых событий умом и глазами современного человека.  Оказывается это дело трудное по многим причинам.  Вспоминая одно событие, напрашивается другое событие и люди, имевшие к этому, задуманному повествованию, какое-то отношение, пусть даже косвенное.
     Тем самым нарушается принцип классицизма.  Постоянство времени, места и действия.  Как быть?  Не соблюдать эти правила, значит, разнесутся твои мысли по ветру и читатель (твой ожидаемый друг) не разберёт,  что же ты, уважаемый пИсатель, хотел им сказать.

     Можно пойти по другому пути. Писать обо всём, что захотел, в одном собрании, разделяя эпизоды главами. Но!  Не забывая главного, что же ты всё-таки хотел выплеснуть из своего переполненного умного, нужного (как тебе кажется), нутра читающему народу.

     Удивительно, как Антон Павлович Чехов сочинил монолог своего героя к «многоуважаемому шкафу». Вот зачем, для чего Чехов это описал, сочинил.  Как он сам воплотился в этого своего персонажа и всё словесно передал зрителям и читателям?  Мастерство.  Примеров из литературы множество, о которых  многим из нас даже не известно. 

     А мне помнится  судьба, (если можно так сказать) обычного школьного стола, парты. 
     В нашу школьную бытность у нас были чёрные (почему?) парты на двоих с нишами для портфелей. С партой внизу была соединена скамья для сиденья на двоих со спинкой. верхняя доска парты была наклонена, чтобы детям легче было на них облокачиваться, когда писали. У парты была крышка на уровне живота.  Когда встаёшь из-за парты, поднимаешь крышку и легче выходишь из неё. Теперь таких парт, кажется, в школах уже не существует. Возможно, это многим теперь и не интересно.

     Парта, а вернее стол, о котором пойдёт рассказ, ровный, невысокий, коричневый, без ниши и спинки. Этот столик подарен бфл другом семьи Маркарьянцем  Гургеном Вагановичем, когда-то работавшим в школе по обслуживанию сантехники.   Это были 70-десятые годы 20-го века. Мебели в новой холостяцкой кооперативной квартире не хватало, а выброшенный столик был тогда к месту.  2020 год уже на исходе, а столик стоит и до сих пор используется. «Многоуважаемый Столик»,

     Стол можно выкинуть, заменить. А зачем?  Он постоянно нужен, когда перестилается кровать. Покрывала, подушки, одела и пр. кладутся на него.  При гостях на нём стоят яства, посуда, цветы. В бытность свою он часто использовался как приспособление при совершении любовных утех. Так как высота его была очень удобной для невысоких людей.
     Разве можно с этим столиком расстаться?  Он стал за долгие годы службы гарнитуром квартиры, переезжал с другой мебелью на новый адрес, стал членом семьи, если не сказать больше.   Такая вот мебель, не являясь раритетной, может для хозяина оказаться дорогой и нужной.  Даже уважаемой…

     Где же тут литературный классицизм, или ни его и ничего другого здесь не присутствует? 
                2020


Рецензии