Притча о выборе

Как сделать правильный выбор? Этот вопрос волнует многих. Да, что я говорю – он волнует всех. Кто-то размышляет, на какую лошадь поставить, а кто-то решает, в какой вуз поступить. Однажды и я столкнулась с проблемой важного выбора. Помог дзен-буддизм.


Пока я изучала диалекты корейского языка на острове Чеджу, моим резюме заинтересовались в двух компаниях. Одна находилась в Сеуле, другая в Пусане. Условия предлагали примерно одинаковые, поэтому сделать выбор было довольно сложно. А времени на размышление давали мало – ответждали через сутки.

Я промучилась часа три, заработала головную боль и учащенный пульс. Однако к решению проблемы не приблизилась. Оставалось прибегнуть к крайней мере – попросить совет у моего друга – буддийского монаха, который жил у подножия горы.

Идти к нему с таким вопросом я побаивалась. Потому что дзен-буддизм может за мгновение так изменить человека, что он сам себя в зеркале не узнает, да и вообще собственное имя забудет. Так что риск был велик, но и соблазн получить мудрый совет не давал мне усидеть на месте.

Так или иначе, но через пару часов я уже рассказывала другу историю своих переживаний. Он, как обычно, внимательно меня выслушал, некоторое время помолчал, а потом рассказал притчу.



Однажды богатый человек пришел к мудрецу за советом.

– Мудрейший, помоги мне сделать выбор, – попросил он старого монаха. – Император предлагает мне пост казначея, но не отказывает и в возможности стать министром. И то, и другое прибыльно, и то и другое дает власть. Что мне делать?

Мудрец протянул богачу руку – на его ладони лежал гладкий белый камень и черный кристалл с острыми гранями.

Богач задумался и стал рассуждать вслух:

– Черный уж очень колючий, думаю, он символизирует риск. Скорее всего это пост казначея. Белый гладкий, скользкий как интриги. Наверняка, это пост министра. Ты прав мудрейший, я не стану казначеем, я буду министром, а тебя я щедро отблагодарю, – он полез кошель за монетами, но мудрец остановил его.

– Ты не смог воспользоваться моим советом. Как ты будешь помогать императору управлять государством? – С этими словами монах ушел в свою хижину и на призывы богача не реагировал…




Прервав свой рассказ, мой друг-монах протянул мне руку. Я посмотрела на его ладонь – на ней лежал черный кристалл с острыми краями и белая гладкая галька.

Мой западный ум требовал сравнить черное с белым, гладкую поверхность с колючей, сделать поправку на символизм цветов в корейской традиции. Однако я понимала, что совет монаха, исповедующего дзен-буддизм, не может быть столь очевиден.

Я посмотрела в глаза своему другу и резким движением ударила его по ладони, чтобы камни улетели в кусты. Тут же меня охватил страх, что я поступила не только грубо, но и глупо. Как вдруг мой монах расхохотался и сказал:

– Не зря я тратил на тебя время. Иди. Ты сделала выбор.

Я облегченно вздохнула. А через два дня уже была дома в Москве, где и живу по сей день.


Рецензии