Молодечно Повесть 1 Чаевские, Матушка, Псаловщик

            
              Мы поселились на узенькой, зелёной, не тронутой войной улочке, в  просторной и чистой белорусской хате с земляным полом. Хозяева дома – супруги Чаевские, Андрей Яхимович и Анна Адамовна. У них – три дочери: Ульяна, Галинка, Зинка. Зинка – моя ровесница.  Она коротко подстрижена, похожа на серого воробья и дружит с мальчишками.
              Позади дома – большая усадьба (сядзиба), зелёный луг, наискось пересечённый узенькой речкой, почти ручьём. По берегам растут ольховые деревья. На самом высоком – колесо от телеги, в нём – гнездо больших белых диковинных птиц с красными клювами. Зинка зовёт их « буслы». Моя мама сказала, что это аисты. У речки пасётся стреноженный вороной конь. Он принадлежит Чаевским. Андрей Яхимович работает на нём в своём хозяйстве и на подрядах.
               Рядом с домом Чаевских – маленькая хатка. По фасаду её – большое окно, почти от угла до угла, всё в ярких комнатных цветах. Под окном, на лавочке, сидит нестарая женщина с платком на голове и в длинной юбке. На её коленях – ребёнок. Адамовна называет соседку «Матушка». Высокого, худого мужа её зовёт «Псаловщик». В жизни я не слышала, чтобы так звали человека! Сосед подолгу где-то пропадает. Из-за странного имени он кажется мне таинственным. Когда Псаловщик долго не появляется на улице, я думаю, что он где-то ловит пса или псов.  Проходя мимо хатки, прислушиваюсь, присматриваюсь, не раздастся ли собачий лай, не выбежит ли пёс. Но всё тихо и нет никакого пса. Около дома греется на солнышке толстый лохматый дымчатый кот с голубой ленточкой на шее.
             Матушка приходит к нашей хозяйке посидеть. Прерывая беседу, она качает ребёнка на коленях и поёт всегда одну и ту же песенку:
         - Рыжий краснаго спрасил: Чем ты бороду красил?
             Я ня краскай, ня замазкай, я на солнышке ляжал,
              Кверху бороду дяржал.
           Адамовна спрашивает:
  - Жива ли пани Гелена, як ёна паживаець?
          - Пани Гелена жива, но плохо ходит. Она долго голодала. Недавнно сын её, военный атташе в Польше, прислал  сливочное масло. В дороге оно прогоркло. Пани перетопила его. Сейчас поддерживает себя. Печалится, что нельзя ходить в костёл, он закрыт. Горюет, что нет сил посетить  могилку пани  Ядвиги. Я ей говорю: Не беспокойтесь,  Чаевские ведут там порядок. Она велела передать вам поклон.
         - А як твой гаспадар, вярнулся ли з хутара?
         _ Яшчэ нет.
 Когда матушка уходит, я спрашиваю Адамовну:
        - А что, Псаловщик ещё не поймал пса?
         - Якага пса?
         - Какого-нибудь.
         - О чём ты, деточка?
         - Ну, вы же сами сказали, что муж матушки – Псаловщик!
Адамовна засмеялась и объяснила:
         - Не Псаловщик, а псаломщик, ён спяваець псалмы у церкве.
Что такое псалмы, я не знала, и это сохранило таинственный ореол на муже Матушки.
           Как-то Анна Адамовна спросила мою маму:
 - Васильевна, гаворяць, у вас в России – калгасы. Расскажи, што гэта гетаки, и як там працуюць?
 - Колхоз – это коллективное хозяйство. Все объединяются, отдают в колхоз коней, сельскохозяйственные машины, у кого, что есть, и вместе работают на общих землях. Разводят общий скот. Делят урожай, молоко, мясо на трудодни. У кого больше трудодней, тому больше достаётся продуктов. Закончив работу, колхозники идут с поля все вместе, поют песни. Так было у нас до войны.
  - Ой, як добра!- Восклицает Анна Адамовна и говорит мужу: Андрэй, кали у нас будзет калгас, нада записвацца, будзем песни спяваць.
   - Яшчэ трэба паглядзець, як там будзе, а не зразу бегчы. – Отвечает осторожный хозяин.
      У Анны Адамовны есть заветный чемодан, всегда запертый на ключ. Там храниться её подвенечный наряд: белое длинное платье, фата с восковыми цветами, белые  перчатки по локоть, белые лакированные туфли. Иногда по просьбе её дочек она открывает свои сокровища. Надевает перчатки, туфли, возлагает на голову фату с цветами, приставляет к туловищу платье, ставшее очень узким. Окружив невесту, мы с мамой, Ульяной, Зинкой, Галинкой замираем от восторга. Анна Адамовна рассказывает:
        - Усё гэта мне падарыл на  свадьбу (вяселле) пан Юзеф, у которого до вайны мы працувалы з Анрэем. И вяселленски  расходы (выдатки) ён узял на сябе. Пан Юзеф и жена его, пани Ядвига, были добрыми, справедливо платили за труд. После свадьбы мы с Андрэем построили хату, купили коня и зажили своим хозяйством. Пани Ядвига стала крёстной матерью нашей Ульяны. В дни именин дарила ей платьица, игрушки. Она умерла года за три до войны. Похоронена на польском кладбище. Пан Юзеф, овдовев, уехал в Польшу. Могилу пани Ядвиги обихаживаем мы с Андреем. Пани Гелена, сестра Ядвиги, - одинокая, престарелая, больная. Новые власти отобрали у неё всё имущество. По дому ей помогает Матушка.
          Моя мама спросила хозяйку:
          - Адамовна, а как вы жили при немцах в войну?
          - Пяць немцев стаяли у нас на кватэре, праживали вот в гэтай вашей пакои ( комнате). Они неплохо аднасились к нам, дзяучацим (девчонкам) давали цукар, но постоянно просили у меня яиц: «Матка, яйки е»? Прыхадзилася пааддаваць амаль, траха што, ( почти) усе яйки. Андрэя они не обижали. Он  по военной части нигде не служил. У него, как видите, нога хромая. Повредил на работе у пана. Брёвна тесал для сруба. Одно бревно покатилось, ногу придавило. С тех пор хромает.
 
              Продолжение следует.
         
         


Рецензии
Очень интересно, Маргарита! И начало (про Молодечно) и эта первая глава завораживает... Буду читать! С уважением и теплом,

Николай Кирюшов   05.10.2022 20:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.