Пулитцер - человек и премия

Журналистика Америки из провинциальной «бытоописательной» и повторяющей зады английской газеты к «утреннему чаю» в конце 19 века приобрела протестный характер, и стиль квакерской смертельной борьбы за правду и… ничего кроме правды.

Марк Твэн (Сэмьюэл Клеменс) сделал первые робкие шаги в этом направлении, но бросил истинную журналистику в обмен на большие гонорары от больших тиражей своих книг.

Два великих американца – Уильям Р. Хёхст и Джозеф Пулитцер – эти два «заклятых» друга и непримиримых конкурента в бескомпромиссной и открытой борьбе «ОТКОВАЛИ» то, что в мире назвали свободная американская пресса.

Если Хёхст у всех на устах как типичный представитель «империалистических» устремлений к владению «заводами, газетами и пароходами», то Пулитцер – это имя заоблачной вершины, супер-Гималаев всего, что человеческое серое вещество с помощью импульсов к левой или правой рукам (по отдельности или вместе) может сотворить на бумаге, экране монитора или на пикселах фото- и видеокамер. Премия это, большое уважение, почет писателей и журналистов всех специальностей, мечта и, наконец, приличная сумма денег, – вот мы что слышали и вкладываем в понятие слова ПУЛИТЦЕР.

«В журнале (газете, любом издании) для большого города должно найтись место для всего, что происходит. Журнал должен быть необъятным, как и город (Нью-Йорк), но не только большим по объёму, но по-настоящему демократическим… Без купюр писать о мошенничествах и насилиях над народом… Служить людям с верностью и искренностью». Так говорил журнально-газетный магнат Джозеф Пулитцер, «прибирая» к рукам журнал «Мир Нью-Йорка The New York World». Заметьте, не «прихватизируя» издание с раскинутыми уже щупальцами спрута на подписчиков, а покупая обанкротившее издание.

Иосиф Пулитцер родился в 1847 году в деревне Мако, Венгрия. Его отец Филип был богатым купцом, торговавшим зерном. Иосиф был самым старшим мальчиком в этой многодетной еврейской семье и, несмотря на смерть кормильца-отца, он получает хорошее образование в частной школе в Будапеште.

В 1864 году он эмигрирует в Соединенные Штаты. Причиной эмиграции были неудачи поступления на службу в Австро-Венгерскую армию, а затем и Французский иностранный легион (слабое зрение). Он ступает на землю Америки в порту Кастл Гарден, не имея в кармане не копейки.

Что делает бедный еврей, который свободно владеет немецким, франзузским и венгерским языками, но «ни бэ, ни мэ» в английском, да еще и полуслепой?

Ответ даст любой – он устраивается старшим грузчиком в городе Сэнт Луис. Звучит как самый короткий анекдот (еврей – дворник), и … тут же он вылетает из категории наёмных рабочих. Некоторое время он работает официантом в ресторане, тоже недолго, а затем от безысходности начинает заколачивать большую деньгу на шабашке – закапывает трупы на острове Арсенал во время холеры 1866 года в штате Луизиана.

Оставшись в живых и накопив американского опыта, Иосиф в 1866 году попадает в самый «цимес» своей дальнейшей жизни -  его, как носителя немецкого языка, принимают на копеечную работу репортера в сэнт-луискую немецкоязычную газетку «Вестлише Пост». В этой эмигрантской газетке не было выдающихся журналистов, но не поэтому имя Джозефа Пулитцера заблистало сразу – просто он был «врожденным репортером».

Евреев во все времена и во всех странах жизнь «закаляла, как сталь»: чтобы жить, надо в десять и более раз энергично трудиться, пока тебя не вышибли коленом под зад, объясняя всё нетитульностью нации.

Джозеф Пулитцер осваивает политологию и юриспруденцию в объеме бакалавра университета, получает статус члена коллегии адвокатов в Округе Колумбия (Вашингтон). И это всё, - не бросая свою основную работу в газете, теперь уже большой и солидной «Солнце Нью-Йорка New York Sun». Конечно, не обошлось и без пресловутого «еврейского счастья - хутцпа» - он удачно женится на Кэйт Дэвис, дочери богатея, в 1877 году.

Долго ли коротко ли сказка длилась… опускаем 5-летний период жизни Пулитцера и вновь возвращаемся к триумфу  его жизни – приобретению журнала «Мир Нью-Йорка New York World». Этот шаг приносит Пулитцеру достаточное по тем временам богатство и вес в обществе. Журнал выступает в первых рядах «борцов», можно было бы даже сказать «крестоносцев» (если бы не иудаизм Джозефа) против засилья монополий, жульнических лотерей и финансовых пирамид, а также «белого рабства».

Рабочие (и занятые, и безработные) журнал Пулитцера очень любили. В 1885 году народная любовь «выливается» в избрание его конгрессменом от штата Нью-Йорк.

Пулитцер «прикупает» ещё одно выгодное издание «Вечерний мир в Нью-Йорке Evening World in New York» и становится газетно-журнальным магнатом. Он активно редактирует некоторые материалы, сам пишет, но недолго. В 1887 году, всего 40 лет от роду, он окончательно слепнет и управление своими изданиями поручает наёмным менеджерам. Этот мужественный человек в последующем 22 года контролирует деятельность своей газетной «империи» в самом настоящем смысле слова ВСЛЕПУЮ.

Однако, какая же это «слепота», как говорится, «нашему теляті, так би вовка з’їсти», как Пулитцер был слеп….

1890 год есть знаменательная дата в истории мировой журналистики: родилось понятие «жёлтая пресса» и, ВАЩЕ, началась практика «желтизны» в прессе. Хёрст обвиняет издания Пулитцера в использовании тенденциозно «сильных» заголовков, выпячивании сенсационных материалов недозволенными способами. Изобретение Пулитцера – журнальная кариатура на политиков, бизнесменов, на любую злобу дня – обзывается в изданиях Хёхста недостойными приёмами для привлечения читателей из рабочей среды и иммигрантов. В ответ Пулитцер увеличивает выпуск материалов с карикатурами. Он делает первое в мире приложение к журналу в виде комиксов.

1895 год стал годом рождения такого первого в мире комикса с название «Жёлтое дитя Yellow Kid». В этом же году талантливый художник-карикатурист Ричард Аутколт (Richard F. Outcault) претворяет в жизнь мечту слепого Пулитцера о полноцветных иллюстрациях в газетах и журналах. «Жёлтое дитя» становится любимым и самым покупаемым изданием Америки.

Однако имя Пулитцера не имеет ничего с «желтой журналистикой». Его имя тесно связано с тем, как хозяин и издатель даёт КРЕАТИВНУЮ свободу творить своим сотрудникам, не вмешиваясь в мелкие детали их творчества. Такой подход сразу же проявился и трансформировался в высокую креативность каждого напечатоного материала.

Не пожалев денег на приобретение самого современного оборудования, в 1889 году Пулитцер свои издания сделал привлекательными – иллюстрации такого качества не были еще в мире известны. Даже переход своего ведущего художника-графика Аутколта в издательский дом Хёхста не нанес ощутимого вреда Пулитцеру. Вскоре Пулитцер нашёл ещё более талантливого художника Георга Лукса (George Luks).

В 1898 году Пулитцер и Хёхст объединили свои силы. С их помощью США объявило войну Испании. Владелец оружейной компании Фредерик Ремингтон считал себя инициатором этой войны, но побаивался карикатур в газетах. Известно его высказывание:
«Как только вы перестанете печатать карикатуры на меня, так сразу я и закончу войну».

Пулитцер умер от сердечной недостаточности 29 октября 1911 года.

В завещании обнаружили следующее.

Он жертвует деньги для строительства высшей школы журналистики при Колумбийском университете. Это – его основное желание и основной денежный вклад.

500 тыс. долларов Пулитцер завещал в качестве начального капитала фонда для ежегодного денежного вознаграждения писателей, драматургов, музыкантов и журналистов. В мире было к этому времени известно о примерно таком же фонде, оставленном промышленником и изобретателем динамита Альфредом Нобелем для награждения ученых в разных отраслях науки.

Сначала благородный поступок Пулитцера не был по достоинству оценён в Америке.
Только в 1920 году национальный резонанс получили награжденные журналистские работы по изобличению Ку Кукс Клана, бесчеловеческих условий содержания в американских тюрьмах заключенных и проблемы рабочих-шахтёров во время национальной забастовки.

По воле Пулитцера награждению подлежали только работы американских писателей, журналистов и музыкантов, в которых нашло отражение самое сокровенное на данный период американское событие. В настоящее время Пулитцеры присуждаются всем журналистам и писателям в мире (правда, лучше, когда отраженное событие отвечало бы американским ценностям). Например, в 2007 году премию получил израильский фотожурналист Одед Балити за работу «Еврей не выселяет еврея?». Эпизод снят в 2006 году: девочка-ученица средней школы, изображенная на фото, сказала «Это позор Израиля».


Рецензии