Московский театр города Свободного

В 1939 году, в одном из июньских номеров Свободненской городской и районной газеты «Знамя Коммуны» была опубликована статья под названием «Областной драматический театр в Свободном», в которой сообщалось следующее (с сокращениями): «21 июня начинает свою работу в г. Свободном Амурский областной драматический театр. В репертуаре театра два больших спектакля: пьеса А.М.Горького «Васса Железнова» и антифашистский спектакль «Годы испытаний» молодого драматурга Екатерины Раймонд. … Кроме того, театр имеет в репертуаре большую концертную программу. Театр даст … 12 – 16 постановок в различных клубах города и района» (газета «Знамя Коммуны. 1939. 21 июня. С. 3).

В этой информации не было бы ничего необычного, если бы не тот факт, что известный сегодня Амурский областной драматический театр был образован лишь в 1948 году (сразу после выделения Амурской области из состава Хабаровского края), путём слияния Благовещенского городского театра драмы с театром ДОРПРОФСОЖА Амурской железной дороги (Н.И.Уралов и его ученики:  http://геоамур.рф/sources/peoples/culture/culture-x=35$18.php).
Правда, в официальной истории этого театра есть упоминание о том, что областным он стал ещё в 1930-е годы (Амурский областной театр драмы:
Однако сама расплывчатость датировки - 1930-е годы – и отсутствие каких либо ссылок на источник такого утверждения не позволяют относиться к нему с полным доверием. В документах театр продолжал именоваться тогда Благовещенским городским.

Но, в таком случае, что же за театральный коллектив объявился в 1939 году в городе Свободном? Чтобы прояснить эту загадку, вновь обратимся к газете «Знамя Коммуны». В приведённой выше статье далее сказано, что «сформирован театр три месяца назад из театральной молодёжи г. Москвы специально для обслуживания трудящихся Амурской области». Более подробная информация дана в статье «Заметки о театре», опубликованной в той же газете 12 июля 1939 года. Для большей ясности, приведу её почти полностью (сократив несущественную информацию):

«По решению краевого комитета партии и Управления по делам искусств РСФСР в Москве был сформирован передвижной колхозно-совхозный театр для обслуживания колхозов, МТС и золотых приисков Амурской области. Решением областного комитета партии театру была определена постоянная база в г. Свободном с предложением обслуживания Амурской области, в частности Свободненского района. Театр уже показывал свои спектакли в самом городе Свободном и сейчас выехал для обслуживания колхозов Бузулинской МТС, затем выедет на прииск Ясный.

Казалось бы, городские организации должны были бы всемерно помочь театру в определении его настоящей базы в городе. В действительности же дело обстоит далеко не так блестяще, ибо на сегодняшний день у театра нет никакого складского помещения, всё имущество … находится под открытым небом, уже имеются крупные хищения, … нет своего общежития, нет сценической площадки и, главное, нет никаких надежд, что это театр скоро получит.

Расходы по переездам из Москвы и Благовещенска в Свободный, расходы по выпуску двух спектаклей и оборудованию тяжело отразились на финансовом положении театра … театр … не имеет возможности заплатить заработную плату сотрудникам. Местные же организации решительно отказываются оказать финансовую помощь. Краевое управление по делам искусств и крайисполком до сих пор не утвердили сметы театра на 2-е полугодие, следовательно, театр получит дотацию от крайисполкома неизвестно когда …» (газета «Знамя Коммуны». 1939. 12 июля. С. 3).

Статья подписана заместителем директора театра Ф.Соколовым. В предыдущей статье указан и директор театра А.И.Сысоев, а художественным руководителем назван В.Я.Мееровский. Вполне возможно, это тот самый Виктор Яковлевич Мееровский, который в 1960-е – 1970-е годы был музыкальным редактором центрального телевидения, автором и режиссером знаменитой в те годы телепередачи «Песня года» и ряда других музыкальных постановок, а также автором учебного пособия «Работа режиссёра театрального коллектива. – Москва, 1958».

Итак, объявившийся в Свободном в 1939 году Амурский областной драматический театр формально являлся обычным передвижным колхозно-совхозным театром областного уровня. По мнению научного сотрудника Института истории ДВО РАН Э.В.Осиповой, он был создан для Амурской области (тоже в г. Свободном) ещё в 1934 году, почти сразу после выхода в марте того года приказа наркомпроса РСФСР Бубнова о создании таких театров в целях лучшего культурного обслуживания колхозников и рабочих совхозов  (КиберЛенинка: .  Если это и так, то просуществовал он тогда недолго, поскольку в марте 1939 года его пришлось формировать вновь.

Но, судя по приведённой выше статье газеты «Знамя Коммуны», и к новому варианту областного колхозно-совхозного театра отношение свободненских и краевых властей было из рук вон плохим. Возможно, это объясняется тем, что к тому времени г. Свободный уже имел целых два профессиональных театральных коллектива, правда, тоже передвижных: театр культурно-воспитательного отдела (КВО) Управления железнодорожного строительства вторых путей БАМа (Н.И.Уралов и его ученики: http://геоамур.рф/sources/peoples/culture/culture-x=35$02.php)
и театр Дорпрофсожа Амурской железной дороги (художественный руководитель Н.И.Уралов) (Там же) (к моменту образования в 1936 году Амурской железной дороги, театр Дорпрофсожа существовал уже два года, видимо, при Уссурийской железной дороге. На это указывает упоминание в воспоминаниях Е.А.Бровкина о семи сезонах работы театра до начала Великой Отечественной войны (Н.И.Уралов и его ученики:
Кроме того, в городе существовало, как минимум, четыре самодеятельных драмкружка: при школе № 9 и при клубах Михайло-Чесноковского лесозавода, Суражевской судоверфи и Вагоноремонтного завода.

Судя по тому, что коллектив колхозно-совхозного театра называл себя областным драматическим, только сельским он себя явно не считал. Да и столичное формирование ко многому обязывало. Однако хороших театральных залов в г. Свободном тогда почти не было. Единственный на тот момент большой конференцзал Управления Амурской железной дороги был занят в летний сезон театром Дорпрофсожа (газета «Знамя Коммуны». 1940. 6 июня. С. 4) (там же выступал, видимо, и коллектив КВО). То же касается и железнодорожного парка (газета «Знамя Коммуны». 1940. 28 мая. С. 3), поэтому выступать в городе летом областному драмтеатру приходилось в летнем театре городского сада (газета «Знамя Коммуны». 1939. 4 июля. С. 4). В таких условиях долго продержаться здесь ему было трудно.

Неизвестно точно, когда областной театр в г. Свободном прекратил своё существование. Возможно, на какое-то время его приютил построенный в 1941 году Дом Красной армии (ДКА, с 1947 года ДОСА). Название театра отмечено в одном из приказов по ДКА за 1943 год, где сообщается, что «за активное участие в проведении и организации местных радиопередач для бойцов, командиров и их семей за период с 23 июня с/г по 11 июля с/г артисту областного драматического театра тов. Агееву Игорю Константиновичу объявляется благодарность» (Приказ № 22 от 12 июля 1943 г. / Книга приказов по Дому офицеров (1941 – 1951 гг.) / Свободненский краеведческий музей).
Поскольку в приказе перед наименованием театра отсутствует прилагательное «бывший», он тогда, видимо, ещё существовал.

На тот момент художественный руководитель у него был уже другой. Согласно опубликованному в интернете наградному листу младшего лейтенанта Виктора Яковлевича Мееровского за 15 июня 1944 года, на военную службу он был призван ещё в марте 1942 года Томским горвоенкоматом. Обе своих награды - медаль «За боевые заслуги» и орден «Красной звезды» - он получил за свою профессиональную деятельность – отличную работу во фронтовых условиях начальником клуба 4-й (потом 34-й) гвардейской стрелковой дивизии (Виктор Яковлевич Мееровский. Наградной лист /
Амурский областной драматический театр, видимо, не пережил Великую отечественную войну. В её годы прекратили своё существование большинство колхозно-совхозных театров страны. Их коллективы в основном перешли в труппы других профессиональных театров (https://ru.wikipedia.org/wiki/Колхозно-совхозные_театры).
В г. Свободном, где таких театров оставалось ещё целых два, сделать это было особенно легко. Впрочем, часть артистов могла быть мобилизована в армию или вернуться домой, в Москву.


Рецензии