Таргу в Дагестане

Города призраки Руси, России, СССР.
====================================
Таргу
     Этот город уверенно идентифицируется с Таргунским городищем на реке Гамриозень в Дагестане.
     Первые поселения постоянного типа на этом месте появляются в начале 2-го века до Рождества Христова с приходом скифо-сармат.
     В 3-м веке Новой Веры поселение обзаводится первыми укреплениями, которые сооружают тут гунны, организовавшие к этому времени движение торговых караванов через Кумыкскую равнину.
     В 6-м веке город получает в своём развитии дополнительный импульс, поскольку вся область Кумыкской плоскости попадает в сферу интересов персидских шахиншахов. Здесь сооружается крепость, в которой обосновался военный гарнизон, в основном из местных мужчин.
     Задачей гарнизонов Терско-Сулакского междуречья было обеспечивать безопасность движения торговых караванов, основная часть которых относилась к караванам Великого Шёлкового Пути. Кроме того, необходимо было противодействовать движению гуннских племён в сторону Ворот Чора и их переходу в Закавказье.
     При крепости быстро возникает приселье из местных ремесленников, которые обслуживали военный гарнизон и нужды караванщиков, останавливавшихся тут на отдых. Площадь города в разные времена менялась, но достигала в среднем до 40 гектар.
     Кумыкское межгорье всегда отличалась мягкостью климата, что делало возможность для местного населения заниматься скотоводством круглый год.
     Площадь города археологи оценивают в 30 гектар. В городе на его возвышенной части была небольшая по площади цитадель со стеной из камня. Здесь располагались владельцы города и их семьи. За Цитаделью располагался военный городок площадью 7- гектар, где размещался военный гарнизон. Эта часть тоже была защищена крепостной стеной, за которой находились посады с мастерскими и жилищами ремесленников.
     В городе Таргу несколько столетий стоял воинско-таможенный гарнизон, который постоянно нуждался в оружии и его ремонте. Со временем тут сложилось собственное оружейное производство.
     Кроме разведения скота, люди здесь занимались земледелием. Из злаков тут выращивали пшеницу, ячмень, просо, овёс, рис. Выращивались также хлопчатник и шёлк для собственных нужд.
     С начала установления Царства Гуннов в его недрах стало формироваться племенное ядро на основе автохтонного населения с пришлым гунно-савирским субстратом, получившее название кумыки.
      Кумыки пользовались авторитетом среди горцев, их каганы и шамхалы всегда стояли во главе местных отрядов, когда им приходилось участвовать в восточных походах гуннов, хазар и персов.
     Во время этих походов кумыки находились в частых сношениях с азиатами на востоке, с Русью на севере, с туранскими племенами, воспринимая при этом многие элементы их культуры, что позволяло им выделяться среди горских наров.
     Городской кумык носит в общем горскую одежду, но с элементами европейского платья. Кумыкский народный фольклор отличает рассудительность, наблюдательность.
     С приходом в Кумыкскую равнину хазар все укреплённые пункты вдоль всего караванного пути связываются в единую систему, которая обслуживала не только внешние задачи, но внутренние. Возник собственный товарный рынок, а с ним стали появляться и политические амбиции местных Горных князей. Время от времени стали появляться неопределённые государственные образования, называвшие себя республиками, Княжествами, Царствами и т.д.
     Арабисты полагают, что слово «таргу» имеет арабское происхождение и может означать дайркан, то есть самоназвание местного главенствующего народа. В городе проживали представители разных этнических группировок со времён присутствия здесь скифов, сарматских алан, персов, тюрков, арабов, но этно-образующими всегда были местные народы, даргинцы, кумыки и лакзы.
     Первое летописное упоминание о городе Таргу появляется у Гевонда в его истории халифов. О Таргу писали арабские историки 8-го века, описывая перипетии арабо-хазарской войны.
     В 713-м году его пытался покорить Маслама, бесславно простояв у стен города почти месяц.
     В 721-м году под стены Таргу пришёл другой арабский отряд под водительством Джарраха.
     В 738-м году будущий халиф Мерван смог хитростью одолеть неприступные стены Таргу, выследив, каким образом защитники города получают воду из источника.
     В хазарские времена в городе Таргу одно время находилась столица царства Хамзин, относившееся к Хазарии. Это Царство объединяло до сотни крепостей и селений на Кумыкской равнине, что позволяло Хазарским каганам решать свои военно-стратегические задачи на Северном Кавказе и осуществлять свою экспансию в Закавказье.
     В Таргу, как и во многих других городах Кумыкской равнины, почитались языческие боги природных стихий. Почитались тут и легендарные люди, совершавшие поступки, которые олицетворяли стремление местных народов к самостоятельности, к сохранению своей этнической принадлежности.
     Одной из таких легенд, которая с небольшими вариациями повторяется в большинстве городов, стоявших в единой оборонительной системе самых разных исторических эпох со времён скифо-сарматского присутствия, была легенда про влюблённых, которых пытались разлучить либо по политическим мотивам, либо по местным обычаям.
++++++++++++++++++++++++++++


Рецензии