История двух фотографий

Некоторое время, ещё до войны 1941 года, моему отцу А.И.Дипнеру пришлось возглавлять комсомольскую организацию кондитерской фабрики «Марат» в Москве. Он работал на кондитерской фабрике главным производственным механиком и был активным комсомольцем, его активная комсомольская деятельность привела к тому, что на одном из отчетно-выборных собраний его избрали секретарем комитета комсомола фабрики. Комсомольцы, да и фабрика в целом, шефствовали над линейным кораблем «Марат», находящимся на стоянке в Кронштадте, недалеко от Ленинграда. Комсомольцы фабрики вели с командованием корабля, с краснофлотцами, с комсомольцами корабля переписку, рассказывая о своей работе, о своих достижениях. В письмах высказывали желание увидеть на своей фабрике делегацию линкоровцев линейного корабля «Марат».      

Их просьбы удовлетворили и в марте 1938 года к ним на фабрику приехали пять линкоровцев, четыре матроса и старшина. Об их приезде моментально узнала московская пресса. На фабрику прислали три фотокорреспондента и начались фотосъемки. У меня один снимок из газеты сохранился и до настоящего времени. Краснофлотцев устроили на временное прибывание на кондитерской фабрике, где нашлось помещение, вполне удобное для отдыха, через столовую организовали питание моряков.
Моего отца, А.И.Дипнера, К.И.Обинякову и трех работниц кондитерской фабрики отстранили от основной работы. По желанию краснофлотцев, работники кондитерской фабрики, как экскурсоводы, вместе с ними были во многих исторических местах Москвы, были и в Художественном театре, куда попасть было очень трудно, но внимание и почет к краснофлотцам решил и это. Всех не только обеспечили местами в театре, но и местами хорошими.               

Мои родители в то время были большими любителями театра, побывали почти во всех театрах вдвоем, не было оперетты, которую бы они не видели, а попасть в Художественный театр им так и не удавалось. Впечатление после спектакля в Художественном театре для всех было просто незабываемое.
Через несколько дней пребывания краснофлотцев на фабрике корреспондент газеты «Рабочая Москва» договорился с В.П.Чкаловым, прославленным пилотом, совершившим много подвигов в полётах на самолёте, в том числе и беспосадочный перелёт в Америку, о встрече с краснофлотцами линкора «Марат». Встреча состоялась. Кроме моряков разрешено было присутствовать представителям от кондитерской фабрики «Марат». Валерий Павлович Чкалов к встрече со всеми отнесся доброжелательно. Он, ведя указкой по карте, рассказал о своем полёте в Америку и о своей мечте – полете по всему северному полярному кругу земли. Потом были сделаны групповые снимки встречи. Чем-то мой отец понравился В.П.Чкалову. По просьбе Валерия Павловича был сделан особый снимок где он, рядом с моим отцом, показывает указкой на карту.

Конечно от редакции газеты «Рабочая Москва» Чкалов получил много фотоснимков об этой встрече. Он отобрал одинаковые групповые снимки, которые разрешил дать всем, что и сделал корреспондент редакции, но один снимок, где он рядом с моим отцом, он разрешил отдать только ему. Снимок был большого размера, примерно 27x36 сантиметров и на нем была дарственная надпись В.П.Чкалова. К сожалению в декабре 1938 года В.П.Чкалов погиб при испытании нового самолёта И-180. А потом началась война 1941 года. Моего отца направляли после работы на дежурство на крышах Москвы. Когда прилетали немецкие бомбардировщики, они сбрасывали зажигательные бомбы, которые горели, выбрасывая искры в разные стороны, вызывая пожар. Нужно было большими металлическими клещами захватить эту бомбу и забросить в бочку с водой  или в специальный ящик с песком, которые были заранее установлены на чердаках домов. 

После издания Указа Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941года стали переселять всех немцев не только из Немповолжья, а из всей европейской территории Советского Союза. После выселении моих родителей и сестры из Москвы, как немецкой семьи, в Казахстан, никаких фотографий с В.П.Чкаловым с ними не оказалось. Впопыхах все эти снимки видимо из-за стресса остались в шкафу. Понятно, что был произведен осмотр оставшегося после выселения, снимки были забраны НКВД, а может быть и уничтожены.

Только в восемьдесятых годах в Караганде мой отец случайно купил большую книгу-фотоальбом о В.П.Чкалове и обнаружил в конце книги, на 270 странице, групповой фотоснимок этой встречи. В уголке этого снимка напечатано: «В.П.Чкалов с краснофлотцами линкора Марат, 1937г.» Год в книге был проставлен ошибочно, это было в 1938 году. На снимке видны только 4 краснофлотца, а их было 5, профиль моего отца чуть-чуть проглядывается. Никаких описаний о этой встрече нет. В книге было указано, что этот альбом издан издательством «Планета» за 1984 год и его адрес.

Мой отец написал письмо в издательство о своем участии во встрече с В.П.Чкаловым и просил прислать, по возможности, все снимки этой встречи. Переписка с издательством у нас не сохранилась. Отцу прислали два одинаковых снимка, который был в фотоальбоме и письмо, в котором было написано: «По Вашей просьбе высылаем Вам два фотоотпечатка с фотографии встречи В.П. Чкалова с краснофлотцами». В редакции имеется только один вариант этой фотографии. Может быть Вам сможет помочь сын В.П.Чкалова, И.В.Чкалов, чьим архивом мы воспользовались и его адрес.               

Мой отец писал сыну В.П.Чкалова – Игорю Валерьевичу Чкалову, но ответа не получил. Прошло много лет, моего отца уже нет в живых, и я решил продолжить дело своего отца по поиску фотографий встречи В.П.Чкалова с краснофлотцами линкора «Марат» и работниками кондитерской фабрики «Марат». Однажды в 2011 году в Интернете мне попалась заметка о встрече дочери Чкалова с работниками архива в Музее истории РГПУ им. Герцена. Я написал туда письмо с просьбой найти фотографии  встречи с В.П.Чкаловым в 1938 году, но они ответили, что у них нет таких фотографий и посоветовали связаться с дочерью В.П.Чкалова – Валерией Валерьевной и выслали её электронный адрес. Я написал ей письмо, где рассказал о встрече в 1938 году В.П.Чкалова с краснофлотцами линкора «Марат» и работниками кондитерской фабрики «Марат», где был и мой отец, главный механик кондитерской фабрики, и просьбу выслать фотографии этой встречи. И получил очень доброжелательный ответ:

«Уважаемый Александр Артурович!
Получила Ваше письмо и решила быстрее ответить через Интернет. Большое спасибо за ту информацию, которую оставил отец и Вы её переслали мне. Наша семья не знала, что на этой фотографии присутствовали представители кондитерской фабрики. Я думала, что эти люди привели моряков к нам. Если будет переиздание фотоальбома или моих книг, я напишу о Вашем отце и включу фотографию, которая у нас хранится. Она 1938 года, конечно уже старая, но это всё очень легко сейчас исправляется. На ней, как мне кажется, Ваш отец виден хорошо. Больше фотографий у нас нет. На обратной стороне написано, что фото принадлежит агенству «Фотохроника», снимали В. Малышев и Е. Таилов (Тангов) – плохо видно.
Я набрала в Интернете «Фотохроника» 1938 г., встреча В. П. Чкалова с моряками линкора «Марат». Мне выдали фото, которое у нас есть.
Александр Артурович! Может Вам сделать запрос в агенство «Фотохроника»? Я тоже попытаюсь это сделать.
Фотографию, которую Вам сегодня посылаю, я пришлю позднее.
С уважением, Валерия Валерьевна
07. 11. 2011 г».

К письму была приложена копия групповой фотографии встречи В.П.Чкалова с краснофлотцами линкора «Марат» и работниками кондитерской фабрики «Марат". В центре легендарный лётчик В.П.Чкалов по карте показывает маршрут полёта. На снимке крайний справа главный механик кондитерской фабрики «Марат» А.И.Дипнер, рядом с ним  зав. парткабинетом кондитерской фабрики «Марат» К.И.Обинякова, по правую руку от Валерия Павловича Чкалова сидит старшина группы моряков Ф.И.Ануфриев. Ещё сидят и стоят краснофлотцы: К.И.Соболев, Л.Е.Зудилин, Н.Д.Губенко, В.А.Нагибин.               
Однако более этого письма я больше от Валерии Валерьевны ничего не получал. Мои запросы в агенство «Фотохроника» остались без ответа. Через два года я нашел информацию в Интернете, что Валерия Валерьевна Чкалова скончалась в 2013 году.

Я отреставрировал полученную от Валерии Валерьевны по интернету фотографию - получилось хорошо. На фотографии хорошо видно лицо моего отца и виден пятый краснофлотец, которого не было на фотокопии в фотоальбоме о В.П.Чкалове 1984 года. Я понял, что редакция «Планета» в 1984 году не стала утруждать себя реставрированием фотографии встречи, а просто подрезала на копии повреждённые края старой фотографии со всех сторон.
Конечно мой отец расказывал мне о ещё одной, особой, заветной фотографии В.П. Чкалова с моим отцом, где они вдвоём стоят у карты перелёта и с дарственной надписью Чкалова, но увы, найти эту фотографию пока нет никакой возможности. Конечно в оригинале этого рассказа есть ещё фотографии, которые помогают глубже понять этот рассказ, но строгие правила их авторства и платное размещение этих фотографий на этом сайте не позволяют мне их разместить.
               


Рецензии
Чудесные истории...

Олег Михайлишин   15.12.2020 07:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.