Нежность души и мудрость нежности

В сентябре в Махачкале вышли два небольших сборника стихов. Их объединяет один общий признак: они относятся к скромному, но любимому читателям роду поэзии - лирики. Один сборник так и называется: "Лирика". Название другого : "Путь луны". Лирическая поэзия занимает особое место в большом поэтическом мире. Она, как Золушка, прячется среди других поэтических жанров. Но приходит фея, касается своей волшебной палочкой сердца поэта, и на большом балу искусства она вдруг оказывается единственной принцессой, приковывающей взгляды всех. Лирика - это о тайнах сердца, это - высказывание души о саиой себе. То, о чем говорит лирика, не может быть сказано в других словесных формах искусства. Лирика - коварная область поэзии. Она особенно не терпит фальши, наигранности, сухого описательства. Живые чувства, сокровенные переживания души, выраженные в особых формах языка - вот признаки лирики. Каждое лирическое стихотворение - это Вселенная, раскинутая не в пространстве, не в ширь, но уходящая вглубь мгновенного "здесь и сейчас" и раскрывающая богатство этого мгновения. И особое место в этом роде поэзии занимает женская лирика. Она стоит в сторонке, гуляет по боковым аллеям парка поэзии, занятого скульптурами поэтов-мужчин. Женская лирика - как оборотная сторона луны. Очень чуткий к поэзии и забытый ныне литературный критик начала 20-го века Н. В. Недоброво так написал в своей статье о Анне Ахматовой: "Как много за всю нашу мужскую культуру любовь говорила о себе в поэзии от лица мужчины и как мало от лица женщины... Искусством до чрезвычайности разработана поэтика мужского стремления и женских очарований, и, напротив, поэтика женских волнений и мужских обояний почти не налажена". Эти слова сказаны век назад. Они справедливы и в наше время.

И вот перед нами две книжки, две жемчужины женской лирики. Они разные по стилю, по жизненному опыту, по технике языка, но их объединяет одно: читая стихи этих сборников, мы чувствуем обояние сердца их авторов. Нам передается радость ощущения жизни и боль раненной души. Тонкие, проникновенные стихи Миясат Муслимовой передают такие неожиданные оттенки чувства, о которых мы не подозревали, но которые прятались в нас и, при чтении ее стихов, вдруг раскрылись в нашем сознании: да, это мы, можно ли о нас сказать лучше? Четкость рисунка поэтической речи, невероятная конкретность языка ее стихов, передающих такие переживания, которые, казалось, невозможно передать в словах. Новые формы метафор, новые пространства смысла, уходящего в глубины бытия - вот что мы находим в лирике Миясат Муслимовой. Стихи Елены Говерт более традиционны, у них - иная поэтика. Ее стихи - это музыка души, нежная музыкальность чувства, ощущение юности и свежести видения мира, романтизм и сказочность духовного мира... Вот две книжки. Два сборника лирических стихов. Два явления женской лирики. Два примера настоящей поэзии. Нежность души и мудрость нежности.


Рецензии