Цыганка

 
      Старая цыганка открыла платяной шкаф и внимательно осмотрела его содержимое. Все было аккуратно разложено по полкам. Верхняя одежда пряталась в белых матерчатых мешках и каждая вещь была развешена на отдельных плечиках.  Из стопки постельного белья Цыганка достала картонную коробку из-под конфет. В коробке лежали разные документы, разобранные на стопочки и стянутые резинками. Она перебрала и пощупала каждую стопочку, как бы проверяя на вес — все ли документы на месте. Уложив все обратно в коробочку, она закрыла ее и не стала прятать в стопку белья, а положила коробку сверху. На самом виду. Катерина Петровна, так звали цыганку, достала чистую ночную сорочку и положила ее на постель. Постель тоже была перестелена свежим комплектом белья. Катерина Петровна только что вышла из ванной, где ей помогла вымыться , приехавшая после работы , дочь. Уже год, как с ней, попеременно, жили то дочь, то жена сына, то жена одного из внуков, не оставляя цыганку одну ни на день.
      Это был самый трудный год в жизни цыганки — год, со дня как умер ее Григорий. Ее свет и ее жизнь, ее господин и ее слуга, смысл ее жизни и ее защитник! Ее  любовь - ее муж. Он умер в больнице, умер очень быстро — в течении одних суток. Умер совершенно неожиданно. Он лег на какую-то пустяшную операцию, она не разбиралась , что там ему нужно было оперировать. Он всегда делал так, как было надо и как было лучше, для них обоих. Цыганка даже не спрашивала, что он собрался себе резать. Она доверяла ему полностью, самоотверженно и самоотреченно. И он, за все 63 года их жизни, ни разу не обманул ее доверия. Такое абсолютное доверие невозможно обмануть, или не оправдать ни одному мужчине. А ее Григорий был — мужчина.
    Каждую ночь, на протяжении всего этого года, цыганке снился ее муж. Каждую ночь она разговаривала с ним — они обсуждали всю их прошлую жизнь. Каждый ее день, каждое событие. А потом, сидя на стуле и глядя в окно, она обдумывала ночной разговор. Так, за год, перед ней прошла вся ее жизнь.
***
      Григорий был младшим сыном в семье. Когда после революции 1917 года, его спрашивали о происхождении, он всегда говорил, что семья, на протяжении многих поколений, занималась извозом и это была правда. Он точно не знал, 10, или 15 поколений его предков, жили на окраине Ямской слободы и занимались извозом. Его семье принадлежал большой участок земли недалеко от знаменитого Яра, сразу за Александровским вокзалом, позже ставшим Белорусским. На участке располагался их дом, конюшни, каретная и ремонтная мастерские и прочие хоз. постройки. Их семья была владельцем солидного предприятия , занимавшегося грузовым и пассажирским извозом по Тверскому тракту, до Санкт — Петербурга.
    Каждый год, в конце лета, близ Ново — Иерусалимского мужского монастыря, проводилась конская ярмарка. Это была крупнейшая конская ярмарка Москвы и дед с отцом Григория всегда ездили на эту ярмарку, чтобы приобрести новых лошадей и продать уже отслуживших, нанять работников, продать кареты, дилижансы и прочие транспортные средства, повстречаться с друзьями и конкурентами и просто, узнать новости. В этот раз, дед решил, что Гришка дорос до того, чтобы приобщаться к семейному делу и взял его с собой. Гришка никогда не бывал раньше на ярмарке, а тем более, в качестве пусть и младшего , но партнера уважаемой фирмы, обличенного доверием и ответственностью. Он чувствовал себя взрослым мужчиной, хоть ему и было всего 16 полных лет. Когда все, поставленные дедом и отцом, задачи были выполнены и все сделки совершены, Гришка позволил себе расслабиться и посмотреть ярмарочный мир.
    Где кони-там и цыгане. Не хитро было обнаружить, прямо рядом с торговыми рядами, цыганский табор. Круг кибиток и костры цыган привлекли внимание Гришки. Невдалеке от крайней кибитки он увидел небольшую толпу народа. Протолкавшись в первый ряд, он увидел молоденькую цыганку. Она пела под аккомпанемент гитары , на которой виртуозно играл уже седой, но еще очень крепкий цыган. Она пела, потом танцевала, потом опять пела и опять танцевала. Гришка не мог оторвать от нее глаз. Она была красива яркой цыганской красотой, свежей, живой и чарующей, как распустившийся полевой цветок.
    - Пропал парень — улыбнулся стоящий рядом степенный мужик, — теперь тебе одна дорога — воровать ее и под венец! - мужик усмехнулся и пошел по своим делам.
    Гришка остолбенел от пробившей его мысли — "Воровать и под венец!" Когда цыганка устала и присела отдохнуть, народ начал расходиться. Старый цыган тоже ушел по делам , а девочка присела на бревно у костра. Гришка подошел к цыганке и присел рядом с ней. Она улыбнулась...
    Вечером, когда стемнело, Гришка вывел пару лошадей и запряг их в бричку. Тихо-тихо, чтобы никого не потревожить, Гришка повел упряжку, держа лошадей в поводу. Цыганка ждала его в полукилометре от костров табора, на условленном месте. Через час они были в Истринской церкви и поп венчал их.
***
    Утром третьего дня, они проснулись в шалаше, на берегу реки Истры. Теперь уже Григорий Иванович, серьезный женатый мужчина, заложил бричку. Пора было ехать домой. Катерина всем телом прижалась к мужу и осоловело растворилась в нем.
    Едва увидев его , въехавшего на подворье , разъяренный отец вытянул его кнутом. Но тут на крыльцо вышел дед . Дед внимательно оглядел цыганку. Его взгляд уперся в глаза Катерины и застыл. Что там увидел дед, он так никогда никому и не сказал. Когда немая пауза стала мучительна, дед перевел требовательный взгляд на внука.
    - Это — моя жена, пред Богом и людьми!.. Катерина Петровна! - Гришка сжал в руке нательный крест, насупился и смотрел на деда.
    - Ох! - мать вскрикнула и прижала руки к груди, — Гришенька! Что ж так-то,.. не по-людски?
    Григорий молчал и смотрел исподлобья на деда, одновременно загораживая Катерину от всех. Катерина стояла за спиной мужа, готовая вообще ко всему.
    - Иван, распорядись! Пусть кто-то займется лошадьми... - дед повернулся к отцу Гришки, - Сегодня уж никто никуда не поедет...
***
      После того, как дед Гришки  принял выбор внука и озвучил свое отношение к случившемуся , ни у кого в доме не возникало сомнений в ее правах и она быстро была вписана в обязанности. Через неделю, отгуляв свадьбу, Григорий поехал в табор. Поехал один. Всю ночь Катерина плакала и упрашивала его не ездить. Она умоляла его и выла в голос, пока он не рявкнул на нее.
    - Я не тать, чтобы стыдиться своего поступка. Я люблю тебя и не хочу быть врагом твоему отцу и братьям. - он обнял ее и поцеловал в зареванное лицо, — Я вернусь...Со мной ничего не случится, верь мне. Я - твой муж...
    Она  поверила ему. Поверила один раз и на всю остальную жизнь.
    Он вернулся через день и вернулся не один. С ним приехали отец Катерины и все пятеро братьев. Отец благословил их иконой. Эту икону Иверской богоматери Григорий и Катерина  пронесли через все катаклизмы века и сохранили до самого конца своей жизни. Братья подарили ей свадебные подарки , а Григорию — красавца жеребца. Григорий подозревал, что жеребец был украден на той же ярмарке, но это не имело значения...
***
      За прошедший со смерти мужа год,  Катерина, в снах, снова прожила всю их жизнь. Все 63 года. Она снова училась читать и писать.  Семья снова пережила революцию, голод, гражданскую, смерти близких и рождения детей, вторую мировую... Она вновь прошла всю свою жизнь вместе с мужем, за которую была благодарна и мужу, и Богу. И вот сегодня ночью, он сказал, что ждет ее! И , как 64 года тому назад, она готова была идти с ним. Идти туда, куда он ее поведет и,  как и в первый день, не спрашивать куда и зачем. Григорий — ее муж. Муж пред Богом и людьми. Она была готова идти тогда и туда, куда и когда он ее позовет.
    Стемнело. Она легла в постель и приготовилась.
    - Нина — дочь повернулась и посмотрела на мать, — мне сегодня снился отец! Он звал меня... - цыганка видела , как задрожали губы дочери, - Пора, доченька, пора...
***
    Утром , дочь нашла мать мертвой. Она умерла во сне. Умерла тихо и спокойно. Просто ушла , когда муж позвал ее...




Оклик
02.06.2020


Рецензии
Ох, в конце аж мурашки...

Майя Неверович   18.01.2021 11:09     Заявить о нарушении
Все, как и должно быть...

Мотя Окликов   09.02.2021 10:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.