Палестинский дневник. Путевые заметки

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПАЛЕСТИНСКОГО ДНЕВНИКА


                ПРЕДИСЛОВИЕ

      В  1989 году, Божией милостью, мне довелось посетить Святую Землю. Поехал я туда по приглашению моих друзей, израильтян, бывших граждан нашей страны, эмигрировавших из Советского Союза, с которыми я когда-то учился в нашем университете.
      Паломнические поездки в те времена, если и существовали, то  являлись делом чрезвычайно редким. Сегодня, в 2015 году, такое путешествие многим кажется делом обычным. Действительно, в течение 1990-х годов и годов нового века многие, в том числе и православные христиане, получили возможность посетить эти места. Существуют, я знаю, даже регулярные паломнические туры, организованные православным духовенством по святым местам Израиля. Да и просто, многие из жителей нашей страны за эти годы там побывали.
      Тогда же, в 1989 году, дело такое казалось большинству наших сограждан более чем диковинным.
      Поэтому, быть может, в своем повествовании я описывал многие детали своего путешествия более подробно, чем сделал бы это теперь. Публикуя выдержки из своего дневника, я все же решил сохранить текст в первоначальном варианте. Ведь и сегодня далеко не все могут посетить святые места Израиля.
       Кроме того, эпизоды моего путешествия сопровождаются моими комментариями и рассуждениями о вере.
       Разумеется, мои суждения на эту тему не претендуют на истину в последней инстанции.
       Я не богослов и даже не имею духовного образования.
       Это комментарии верующего человека, еще достаточно, тогда  молодого, жившего в стране официального атеизма и богоборчества и попавшего к определенному моменту своего духовного становления на Святую Землю.
       Надеюсь, что и эти суждения могут показаться кому-то интересными, а может быть даже и полезными.

 
                САМАРИЯ


      Мы уселись в машину и двинулись в глубь самарийских гор, в место с названием «Шхем».
      Первое мемориальное место – место жертвоприношения Авраамом Исаака – довольно большой камень на вершине горы, невдалеке от него – место чудесного сна Иакова  (лестница в небо) – впрочем, и то и другое по версии самаритян. Чуть дальше – ущелье Шхем или по-арабски – Наблус. Справа и слева – две горы: гора «проклятия» и гора «благословения». Когда израильтяне вступали в обетованную землю, пророк и вождь народа Иисус Навин учредил следующую процедуру: все священники были разделены на две части. Часть стояла на горе «благословения»,  другая – на горе «проклятия». Когда народ Израиля следовал по ущелью между этих гор, священники с горы «благословения» произносили Божии призывы Израилю, а с горы «проклятия» - запреты. Так еще раз осуществилось обучение народа Божиему закону.
      Самария – место известных евангельских событий (ев. От Иоанна, гл. 4). Беседа Спасителя с самарянкой у колодца Иакова.
       Мы помним, что шествуя в горах Самарии, Христос остановился отдохнуть у колодца Иакова, где встретил женщину, самарянку, которая дала Ему воды. Напившись, Господь пообещал ей  взамен воду живую, имея ввиду благодать Нового Завета. В конце же беседы Он сказал ей такие слова: «… настанет время, когда не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в  духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе».
        Сейчас мы переживаем время возрождения церковной жизни в России. Повсюду реставрируются и вновь открываются оскверненные православные храмы. Церковь начинает играть серьезную роль в жизни государства. Не бывает дня, наверное, чтобы в какой-либо телевизионной передаче не помянули бы о делах церковных. Все это – несомненное благо. Но не забыть бы нам при всем этом внешнем возрождении церкви слова Господа, обращенные к самарянке. Главная-то церковь – в  Духе и Истине. Ее-то и следует, мне кажется, в первую очередь возрождать. Найди Бога в своем сердце – «… ибо таких поклонников Отец ищет Себе».


      
                ВИФЛЕЕМ И ХЕВРОН


     Мы направились в Вифлеем – место рождества Христа. Из святого Евангелия нам известны два свидетельства о рождестве Христовом. Евангелист Лука описывает это так. Христос родился в Вифлееме Иудейском. Недалеко от того места пастухи стерегли скот. Вдруг предстал перед ними Ангел Господен и сказал им: «Я возвещу вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь»… И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу и на земле мир в человецах благоволение»…
     Когда ангелы отошли от них, пастухи, прихватив с собой скромные дары, все, чем они были богаты,  пришли в Вифлеем, нашли Марию, Иосифа и младенца и поклонились Богу, лежащему в простых яслях.
     Другой евангелист – апостол Матфей описывает другие события, связанные с рождеством Христа.
    « Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока…»
     Волхвы – древневосточные мудрецы, узнавшие о рождестве Богомладенца не от ангелов, а благодаря появившейся на небосклоне неизвестной яркой звезде, получившей название Вифлеемская. Только ученые люди могли заметить ее появление и связать его с рождеством мессии. Волхвы отправились в трудный, полный опасности путь и преодолев все препятствия, пришли в Иерусалим, каждый из своей страны, а оттуда – в Вифлеем, поклонились Богомладенцу и поднесли Ему дорогие дары: золото, ладан и смирну.
      Мне вспомнился мой разговор с одним старцем в монастыре, который состоялся лет десять назад.
     «Все идущие к Христу подобны волхвам и пастухам» - сказал старец, когда я посетовал ему на трудности моего пути к Богу. «Люди простые - подобны вифлеемским пастухам. Путь их ко Христу короток и прост. Почти сразу им открывается, что Бог – именно Христос, и без всяких сомнений и расчетов они следуют за Ним.
     Другая же группа людей – люди ученые, образованные. Они подобны восточным волхвам. Их путь к Богу – чрезвычайно труден и сложен. Нередко на пути их подстерегают различные опасности (интеллектуальные и духовные). Ведь о Боге они узнают не от ангелов, а по каким-то косвенным признакам, подобным Вифлеемской звезде, и путь их всегда наполовину рассчитан, наполовину интуитивен. Не все добираются к Богу, но зато, добравшись, они приносят ему богатые дары.
     Да, непросто образованному человеку придти ко Христу»…
     Прямо на месте, где был рожден Христос, сооружен большой греческий храм. Интерьер – суровый, но живописный. Огромное количество разных размеров лампад. Внизу под алтарем – величайшая святыня – место рождества Христова. Справа от алтаря – маленький предел Николая Чудотворца.
     Здесь я поставил свечу за нас за всех и оставил поминальные записки. К счастью здесь же мы встретили нашего старого знакомого – грека Николя, с которым мне опять, как и в день нашей встречи в церкви Гроба Господня, пришлось говорить на моем достаточно скромном французском. Он живет и работает в ортодоксальном монастыре Рождества Христова – очень добрый человек, показал нам все местные святыни. Слева от церкви Рождества находится монастырь Святой Екатерины и в подвале – Святого Иеронима. Справа же – греческий монастырь Рождества Христова, где живет Николай. В этот монастырь, благодаря ему, мы смогли войти и подойти к местным святыням (костям вифлеемских младенцев в пещере). Там же установлен небольшой престол, где раз в году служится литургия. Посетили монастырский сад и разделили скудную монашескую трапезу с Николаем.
     После этого мы поехали в Хеврон – сердце Земли Обетованной – могилы ветхозаветных праотцев – Авраама и Сары (место, купленное Авраамом для захоронения), Исаака и Ревеки, Иакова и Лии. На этом месте сейчас мечеть. Так что святыни эти охраняются, как евреями, так и мусульманами, для коих похороненные здесь также являются праотцами. Молитвенные службы также совершаются поочередно мусульманами и евреями.
     Когда-то в Хевроне жили евреи, впоследствии изгнанные арабами. Места захоронения праотцев постоянно переходили из рук в руки. В конце седьмого века это место, некогда устроенное царем Иродом, было завоевано халифом Омаром. Ирод над могилами соорудил строение, положив пол из цельных каменных плит семи-восьмиметровой длины и пятидесяти-семидесятисантиметровой толщины. Халиф Омар соорудил крышу. В 10 -11-х веках место было захвачено крестоносцами, которые изменили свод потолка, а также сделали окна из венецианского стекла.
     Здесь же несколько в стороне – могила Иосифа, прах которого был перенесен из Египта пророком Моисеем.
     Могила Рахили находится по дороге из Иерусалима в Вифлеем. Это - место особых молитв. Над могилой надпись: «Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». Надпись пророка Иеремии трактуется христианскими учителями, как пророчество избиения вифлеемских младенцев.
     Хеврон – центр Земли Обетованной.


               

 ГЕФСИМАНСКИЙ САД


     На володином фольксвагене – небольшой, но надежной машине, мы добрались, наконец, до  «русского подворья» - центр Иерусалима. Отсюда – два шага до старого города. Попрощавшись с Володей, я направился в старый город. По дороге в храм купил арабскую кофью – старая мечта. День провел в старом городе и около двух часов поднялся на Гефсиманскую гору к храму Марии Магдалины. Храм оказался закрыт, но у входа я встретил своего старого знакомого монаха Олега. Присел рядом с ним отдохнуть. Вскоре из ворот монастыря (а оказалось, что здесь же русский женский монастырь) вышла инокиня Елена – неплохо говорила по-русски, хотя в России никогда не жила. Дала нам напиться и согласилась взять у меня записки. Затем она ушла, но вскоре снова появилась вместе со священником. Он спросил: «Кто тут скорбящий из России?» Я сказал, что я – не скорбящий, но из России. Он улыбнулся и распорядился показать мне монастырь.
     Если сегодня спросить даже верующих христиан, в чем, собственно, заключалась спасительная миссия Христа и почему мы зовем Его Спасителем, все ли дадут правильный и исчерпывающий ответ? Многие в таком случае ответят, что в Его учении, которое Он оставил своим ученикам и которое дошло до нас через Евангелия. Учение Христа, разумеется, спасительно, как все, что исходит от Бога, но не этим учением Он спас мир, и ответ этот верен не в полной мере.
     Другие скажут: «Он пострадал и умер за нас, искупив наши грехи». Это верно, но все ли ясно представляют себе сам механизм этого процесса? Как получилось, что погибнув на кресте и через три дня воскреснув, Господь искупил грехи наши и избавил нас от смерти? В какой момент Он взял на себя наши грехи?
     Вот тут-то мы и сталкиваемся с тайной гефсиманской молитвы, той самой молитвы о чаше, которую Господь сотворил в ночь своего ареста в Гефсиманском саду в присутствии троих учеников.
     Смерть – наказание за грех. После того, как Адам согрешил, он стал смертен. И вслед за ним – весь его род. Каждый человек по наследству несет на себе первородный грех – грех Адама и если бы даже не имел никаких других грехов, коих у нас множество, то все равно был бы смертен. Господь Иисус Христос, будучи Сыном Божиим, будучи рожден без порока Пречистой Девой Марией, во всем был подобен человеку кроме греха. Грехов Он не имел никаких, в том числе и первородного, а стало быть, был бессмертен.
     Несколько раз в Евангелии мы читаем о том, как законники и фарисеи пытались схватить Христа, и всякий раз Он исчезал.
     Однажды мне случилось читать одну брошюру богословского содержания, посвященную именно этому вопросу, сейчас уже мне не вспомнить ни названия, ни автора ее. Но помню, что там писалось: «Если бы и удалось каким-либо образом схватить Господа до гефсиманской молитвы, если бы кто-либо захотел распять Его на кресте, то гвозди не смогли бы войти в Его ладони и загнулись бы под ударами молотка. Ибо все, что без греха – для смерти неуязвимо».
      Что же произошло в день (а точнее – ночь) взятия Христа? Совершив тайную вечерю со своими двенадцатью учениками, где Господь претворил хлеб и вино в свое тело и кровь и утвердил таинство святого причащения, взяв с собой троих ближайших учеников – Петра, Иакова и Иоанна, с которыми в православной литературе обычно связывают три добродетели: веру, надежду и любовь, Он удалился в Гефсиманский сад для молитвы, где по словам апостола Матфея (гл.26, с.37) Он начал скорбеть и тосковать. «Отче Мой! Если возможно, да минует меня чаша сия; впрочем, не как я хочу, но как Ты», – произносит Господь.
     Вот в этой–то молитве, тяжесть которой не могли перенести Его ученики и все время засыпали, и происходит великое, таинственное действие: грехи всего человечества переходят на Богочеловека -  единственное существо, способное понести такое бремя. Сразу же после этого Господь становится уязвим, и мы видим, что тут же в сад приходят люди с копьями и мечами, чтобы схватить Христа и предать самой позорной смерти – распятию на кресте, ибо так велик был совокупный грех всего мира, который на нем теперь лежал. Все, что случилось после этого, мы знаем. Господь был распят, погиб на кресте и на третий день воскрес. Божественная природа Его переборола грех всего человечества. С тех пор любой человек может переложить на Христа свои грехи, что и происходит в таинстве исповеди, да и в частной, покаянной молитве. Грехи любого из нас включены в этот совокупный грех, принятый Христом на себя в Гефсиманском саду. Так что Гефсиманский сад можно считать местом начала спасения человеческого рода и восстановления утраченной гармонии между Небом и Человеком.
     В воротах монастыря меня встретила молодая игуменья Анна. Она провела меня по святым местам монастыря, среди которых была дорога Христа в Иерусалим. Мы посетили также храм Марии Магдалины, главная святыня которого – чудотворная икона Божией Матери, доставленная в монастырь чудесным образом. Русских среди монахинь монастыря Марии Магдалины почти нет, но говорят они на двух языках: русском и английском.



                ПРАВОСЛАВИЕ


     В этот день у меня была назначена встреча в два часа дня у храма Гроба Господнего с Исааком. Он эмигрировал из России и, будучи христианином, встретился здесь, в Израиле, с немалыми трудностями, о которых не подозревал. Жизнь христианина здесь непроста, так как к христианам население в целом настроено враждебно.
     Мы с Исааком еще раз посетили храм Гроба Господнего. Я узнал от него много нового и интересного. Например, Исаак сам был свидетелем того, как в пасхальную ночь в Гроб сходит огонь с небес, и иерусалимский патриарх выносит связку горящих свечей из Гроба и раздает их верующим. Первые минуты огонь не жжет, а только светит с белесым отблеском, но потом обретает плоть. Я еще в России об этом слышал. Право служить при Гробе принадлежит только греческому патриарху. По рассказам, однажды армяне обманным путем добились этого права для себя. В эту ночь огонь в Гроб не сошел, а появился из колонны у входа, где стояли греческие архиереи. До сих пор в колонне трещина, опаленная огнем. Тем самым еще раз подтвердилась истина пути православия.
     Что есть православие? Дай Бог узнать, что такое христианство, а тут еще попробуй выбрать правильную из его ветвей. Православие, как и все остальные христианские конфессии – это способ исповедания Бога или путь общения с Ним. И, быть может, из всех – этот наиболее трудно усвояем с точки зрения светского ума. Баптисты, например, не понимают, зачем такое количество внешних ритуалов, обрядов, почитание икон и т.д. Но, быть может, именно эта непримиримость православия со светским рассудком есть первое свидетельство его истинности?
     Мне кажется, постичь православие можно только опытным путем. Это такой же дар Божий, как и сама вера, и он должен явиться самостоятельно. Каким-либо умозрительным способом объяснить его невозможно.
   Подобно тому, как танцующий через движения проникается самим духом танца, объединяющим его со всеми другими участниками действа, так через внешние телодвижения, совершаемые подчас в строгой последовательности, священные обряды, почитание икон, соединенные с усердием внутренней работы, т.е. молитвой, православный, мало- помалу, входит в общение с Духом Святым.
     Сам же храм, по мере сближения души верующего с Божиим Духом, становится для него живым телом, требующим все более и более строгого поведения. Молящийся становится как бы частью этого живого тела со своим местом в нем и своими функциями. Конечно, первостепенное значение имеет внутренняя деятельность: молитва, покаяние и т. д., но она же требует от верующего и определенного внешнего поведения. Опытный православный не может, например, пересечь какие-то линии в храме, которые без труда пересекает случайный посетитель, не может беспечно себя вести или стоять не в принятой правилами позе, даже если его никто не одергивает.
    Православие – это не философская доктрина, не система этических правил жизни, - это школа послушания Духу Святому. И усваивается эта школа далеко не только из книг.
 


                НОЧЬ В ХРАМЕ ГРОБА ГОСПОДНЕГО


       Мы продолжали бродить по храму Гроба Господнего, как вдруг, к нам подошел грек – священник, знакомый Исаака. Они о чем-то разговорились то ли на греческом, то ли на иврите. Я по-английски сказал священнику о своем намерении причаститься в эту ночь, получил от него благословение и попросил меня исповедать. Он повелел мне подняться на Голгофу. Я начал исповедаться, но он сказал, что не надо – на Голгофе прощается все. Он накрыл меня епитрахилью и прочел разрешительную молитву на греческом языке. Затем велел быть в храме не позже семи вечера, так как после этого храм закрывается на всю ночь. Мы с Исааком направились в Лифостратон – место истязания Христа. Оно специально охраняется опять же католиками. Затем вышли через Львиные ворота к уже знакомой мне Гефсимании. Оказалось, что ров, который здесь имеется – это бывший поток Кедрон, над которым уцелела гробница Авесалома, если помните, - сына царя Давида, изменившего отцу. Вернулись в старый город и посетили Силуанскую купель.
      Старый Иерусалим – город неподражаемый. Узкие улочки, в которых толпятся люди всех национальностей и религий мира. Религиозные евреи – с пейсами, в черных, широкополых шляпах и лапсердаках, пестро одетые арабы, торгующие фруктами, ювелирными украшениями, сувенирами для туристов в лавках с восточными яствами и товарами и просто на мостовой, бедуины с белыми ихрамами и куфиями на головах, христианские монахи – католики и православные ( в основном греческой и армянской церквей). Бесчисленное количество лавок, прилавков, маленьких закутков, где пьют турецкий кофе, специальных курилен, где арабы курят кальяны. Тут же – пестрые толпы современно одетых туристов из самых разных стран.               
       Расставшись с Исааком в шестом часу, я вышел из старого города подкрепиться и к семи часам снова был в храме Гроба Господнего. У дверей храма сидел какой-то старичок в рясе. Я подошел и по-английски сказал, что хочу причаститься.
     «Это хорошо!» - ответил он по-русски.
     Оказалось, что это греческий архиерей, который и служил ночью литургию, возможно даже это был патриарх. Он задал мне несколько вопросов о состоянии веры в России, после чего удалился куда-то вглубь храма.
     В семь часов ворота храма закрылись. Немногие служители, которые были в храме, куда-то ушли, и я вдруг понял, что остался в этом огромном пространстве один. Я еще раз в полном одиночестве обошел весь этот храм.
      Храм Гроба Господнего – это не один храм, а несколько под  одной крышей. Самый большой храм – греческий – прямо перед Гробом Господнем, слева то него – такой же католический. Тут же рядом – армянская церковь, тут же, прямо за Гробом Господнем, святое место – семейный гроб праведного Иосифа, похоронившего Христа, тут же место, где Христа обернули плащаницей. За алтарем, несколько ступенек вниз, еще один храм, построенный в память Обретенья Креста Господнего святой царицей Еленой Константинопольской. Наконец, тут же в храме – вершина Голгофы и на ней – два престола – греческий и католический, на самом месте распятия. Особым образом ограждено и почитается предполагаемое место нахождения Божией Матери во время распятия и место встречи Спасителя с Марией Магдалиной после Воскресения.
       Гроб Господень находится в центре храма. Это каменный грот в куске скалы, у входа в который обычно сидит монах со свечами. В этот час перед входом не было никого. Внутри этот грот разделен на две части: меньшая – передняя и большая – задняя, где и был положен Христос.
      Я поднялся на вершину Голгофы. Было немного жутко, но вскоре страх рассеялся, и я почувствовал себя очень хорошо. Час я провел на Голгофе. В восемь вечера спустился вниз к Гробу. Там никого не было. Я вошел внутрь. Там тоже было пусто. Еще час я провел в Гробе Господнем совершенно один. В девять вечера я вышел из Гроба и, решив отдохнуть, прилег на лавочку, что стояла рядом. Не заметил, как заснул. Проснулся около одиннадцати от шума. Несколько греческих монахов готовились к службе. Служба началась в одиннадцать тридцать в большом греческом храме. Служил тот самый старик-архиерей, которого я встретил у дверей вместе обыкновенным священником. Только теперь он уже был в полном архиерейском облачении и в митре с крестом. В храме присутствовало несколько монахов- служителей. Из прихожан был только я один. Служба велась на греческом языке, но по ходу ее я понял, что это еще не литургия, а утреня. Где-то в половине первого она кончилась, и священнослужители перешли из алтаря большой церкви прямо в Гроб Господень, так что нам – стоящим в зале пришлось повернуться на 180 градусов. Гроб Господень служил теперь алтарем.
     Увидев меня, единственного мирского прихожанина, старик-архиерей какую-то часть литургии отслужил на русском языке. Причащалось нас трое – греческий монах, служащий около Голгофы, чтец и я.
     После того, как окончилась литургия, я опять поднялся на Голгофу, лег на лавочку и заснул. На соседней лавочке устроился греческий монах.
     Проснулся  я в семь утра от звуков богослужения. На Голгофе служили католики. Я поднялся и некоторое время постоял вместе с ними. Затем спустился вниз, умылся, еще раз обошел все святыни этого храма и вышел из него и из города Иерусалима.


                НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ

      Мы подъехали к старому городу уже в темноте и увидели его при вечернем освещении. Иерусалим, Эрушалаим, Джерузалем, Жерусале – каждое слово, как свеча. Повторенное на разных языках твое имя еще таинственнее возвышается над миром. Кто из смертных ярче напишет его на небесах? Каким шрифтом? Арабской ли вязью, древнееврейскими значками, латинским, греческим или славянским? Чья вера прославит его сильнее? Сколько раз я думал об этом городе, создавая его образ в своем уме? «Новый Иерусалим» - Иерусалим, построенный самим Богом Иисусом Христом в человеческих душах.  «Разрушу храм и в три дня воздвигну новый» - вот он истинный храм Духа Святого.
    « Когда Сын Человеческий придет второй раз, обрящет ли веру живую на земле?»


                ГАЛИЛЕЙСКОЕ МОРЕ


     Утром мы с Эликом и двумя его дочерьми  отправились из Баркана на север страны. На этот раз наш путь пролегал в долине Иордана, по самой иорданской границе.
     Долина реки Иордан на 300 метров ниже уровня моря. Иордан – очень узкая, с медленным течением река, протекающая через Галилейское море и впадающая в море Мертвое. На очень большом участке она является границей Израиля с Иорданией.
     Галилейское море, оно же Генесоретское озеро – необыкновенно живописно: яркая, синяя гладь, обрамленная горной грядой. Мы подъехали к морю с юга. Недалеко отсюда находится ферма по разведению крокодилов, такую же ферму мы видели уже по дороге. В этой части побережья – большое количество банановых плантаций и финиковых пальм, так что мы собирали финики прямо с пальм.
      Повернули на запад к тому месту, где из Галилейского моря вытекает Иордан – это место Крещения Господня. Очень много паломников и туристов из разных стран.
      Во Иордане крещающуся Тебе Господи
      Троическое явися поклонение.
      «Со страхом Божиим и верою преступите», - провозглашает иерей прихожанам всякий раз перед причастием.
      «Да не в суд и не в осуждение будет мне причащение святых твоих тайн, Господи», - отвечает ему толпа причастников в последней молитве.
      Действительно, страшно подойти к святыне недостойно, ибо человек, сам в себе унижая святыню, сам себя ее лишает. «Проклят, творящий дело Божье с небрежением».
      Для того чтобы подойти к святыне (даже незначительной) достойно, надо себя подготовить и соответственно настроить.
      Что же говорить о святынях, подобных этой, тем более, когда они следуют одна за другой. Подойти к ним достойно практически невозможно.
      Чего стоит одна только картина Иванова «Явление Христа народу», которую мы знаем с детства, которая, подобно книгам Пушкина, проходит с нами через всю нашу жизнь. А ведь там изображено именно это место Иордана. Думал ли я когда-нибудь, что мне будет суждено увидеть его воочию? Крещение – один из самых любимых праздников на Руси. Когда кончаются святки, таинственнейший период года, наполненный еще рождественским настроением, наступает 19 января – день Крещения Господня. Жаль каждый раз расставаться с духом Рождества, но и Крещение – замечательный праздник, несущий с собой настроение очищения и обновления. По всему христианскому миру в этот день совершаются водосвятия в течение трех дней. В тех местах, где нет церкви, воду святят прямо в проруби. Обновленная вода, питая собой весь мир, несет очищение и здоровье природе и человеку. В России это нередко сопровождается и крещенскими морозами. Вот что такое – Крещение. Как же теперь, много раз пережив это, достойно подойти к тому месту, где крестился сам Бог? Какая должна быть душа, чтобы это вместить? Как она должна быть защищена, чтобы сосредоточенно и достойно совершить Божье дело здесь, в суетной атмосфере индустрии международного туризма? Остается только надеяться на милость Божью, которая снисходит к нашей немощи.
      Мы тоже искупались в этом месте и взяли иорданскую воду в специальные, полиэтиленовые бутылочки с надписью «Jordan river», которые продаются здесь же и стоят 1 шекель (полдоллара).
      Затем вернулись назад, к восточному берегу Галилейского моря и поехали на север. Справа – Голанские высоты, слева – Галилейское море. По дороге заехали в один кибуц, типичный для современного Израиля. Следующим был небольшой городок на побережье, специально оборудованный для детей – парк с большим количеством водных аттракционов. Мы оставили девчонок там и двинулись дальше без них.
     Северный берег Галилейского моря, затем западный, Тверия – древний город, названный в честь императора Тиберия. Ныне – это международный туристский центр на Галилейском море.
      Обедали в прибрежном ресторане. Галилейское море – самое рыбное из всех, какие мне когда – либо приходилось видеть. Вода прозрачная и с берега видно, как рыба в нем прямо кишит. Посетители ресторана развлекаются тем, что кидают в море пшеничные лепешки, пиццы, которые здесь подают вместо хлеба. Рыбы набрасываются на них как собаки, огромной стаей, нередко выскакивая из воды. Несколько минут – и лепешки нет.
      Это не такое, уж праздное наблюдение, как может показаться, если вспомнить, что апостолы были рыбаками именно на этом море, а так же все истории о том, как они не могли поймать ни одной рыбы за всю ночь, и вытаскивали полные сети по слову Господа.
       Когда наблюдаешь сцены, подобные той, которая описана выше, создается впечатление, что и сейчас это море причастно к каким-то тайнам.
       Ели традиционную здесь рыбу св. Петра.
       На обратном пути заехали в место Нагорной проповеди Иисуса Христа. На самой горе находится итальянский, католический монастырь Блаженных (женский). Название его происходит от первых слов заповедей блаженства: «Блаженны нищие духом»… Заповеди блаженства, на мой взгляд, одно из самых принципиальных мест в Евангелии. Недаром их поют на каждой литургии. Именно в них, мне кажется, выражена сверхчеловеческая сущность Нового завета – завета Бога непосредственно человеческому сердцу в отличие от Моисеева завета, обращенного к нашему разуму. Заповеди блаженства мы не можем осуществить сами. Их может осуществить в нас только Бог. Поэтому христианские учителя говорят:  «Невозможно для человека оправдаться законом, но только верою во Христа».
     Мы посетили в этом монастыре небольшой католический храм, в центре которого на специальной подставке, напоминающей наш аналой, лежит  Библия на латыни, открытая на месте заповедей блаженства.
     Побеседовав с одной из монахинь этой обители, я оставил ей записки.
     С самой горы – вид на Галилейское море.
     Следующий пункт по дороге назад – место умножения хлебов и рыбы. Это примерно в пяти километрах от места нагорной проповеди. Здесь также находятся монастырь и церковь. По интерьеру – храм католический, но почему-то справа и слева, в глубине храма две типичные православные иконы: Христа и Божией Матери.
     Еще метров через сто – небольшой храм ордена Тамплиеров в честь апостола Петра. Называется «Храм Обещания». Вероятно, это связано со следующими событиями: Господь вошел в лодку к Петру и велел закинуть сети. Петр вытащил полную сеть рыбы, хотя перед этим не мог ничего поймать. Тогда он сказал Христу: «Выйди от меня, ибо я человек грешный». Тогда Иисус сказал ему: «Не бойся, сделаю тебя ловцом человеков».
     Следующий пункт – город Капернаум – место, где проходила жизнь апостола Петра до встречи с Христом. Здесь находится католический монастырь, который оказался уже закрыт для посетителей.
      Мы вернулись в детский городок, забрали девчонок и искупались в Галилейском море. Солнце только-только закатилось за горный хребет на противоположном берегу, и он из зеленого стал синим, почти фиолетовым внизу и красным на вершинах, где он отделялся от такого же красного неба яркой оранжевой линией. Это было четвертое море, в котором мне довелось искупаться в этом году (после Эгейского, Адриатического и Средиземного) – священное пресноводное Галилейское море, совсем не похожее на все предыдущие.
      Возвращались домой в темноте, по той же дороге, проходящей мимо столицы Палестины византийских времен, а также мимо последней крепости крестоносцев.


                МЕРТВОЕ МОРЕ И КРЕПОСТЬ МАСАДА

      Мы направлялись в Эйлат. Это чуть ли не самая южная точка Израиля, известный международный курорт на Красном море, место, где сходятся границы четырех государств – Египта, Израиля, Иордании и Саудовской Аравии. Путь наш на этот раз пролегал в основном по пустыне. Дорога – сначала на восток, в долину реки Иордан, а затем вдоль иорданской границы – строго на юг. В долину Иордана ведет довольно длинный и крутой спуск. Первый крупный пункт – Иерихон – знаменитый древний библейский город. Свернули с дороги к монастырю св. Георгия. Он, подобно греческим монастырям, расположен на непреступной скале, на которую ведет узкая тропинка над пропастью. В монастырь подниматься не стали, зато посетили храм, построенный в честь Восхождения Пророка Ильи в колеснице на небо (греческий). Далее – дорога на Мертвое море, в которое впадает Иордан.
      Следующая остановка – Мертвое море. Называется оно так, потому что в нем нет никакой живности, настолько оно соленое. Местами соль выступает из воды в виде соляных столбов и гряд. В южной части этого моря я купающихся не видел. В северной – есть специальные пляжи для купания в лечебных целях. Здесь же – специальные лечебные грязи. Невозможно в этом море полностью погрузиться в воду. Вода тут же выталкивает на поверхность.
      Согласно библейскому повествованию на месте Мертвого моря находился некогда город Садом, который был предан Богом огню за беззакония. Единственными, кто оказался спасен, была семья праведного Лота. Жена Лота, нарушив повеление Божие, во время исхода из города обернулась и превратилась в соляной столб.
      Вся южная часть моря окружена столбами из соли.
      Масада – древняя иудейская крепость на вершине неприступной горы. Это – последняя крепость, взятая в Иудейской войне. Когда вся Иудея уже была покорена, Масада держалась еще три года. Взять ее было невозможно, и только когда римляне построили дамбу, ведущую в Масаду с соседней горы, крепость пала. Когда стало ясно, что Масаде не устоять, из числа ее защитников было выбрано по десять человек, которые убили всех жителей. Затем среди этих десяти по жребию был выбран один, умертвивший  девятерых и покончивший после этого собой. Так пал гарнизон Масады – последнего свободного города Иудеи. Эту историю рассказала случайно уцелевшая женщина, которая, спрятавшись, избежала общей участи.
      В крепость мы поднимались на фуникулере. Сегодня крепость – это развалины многочисленных строений. Мы посетили только дворец Ирода Великого.
      Оставив Масаду, мы двинулись на юг.
      Ну и несколько слов о пустыне. Пустыня – это особая климатическая среда, требующая некоторых навыков в поведении. В пустыне надо пить. Элик, мой друг и гид в этом путешествии, называет это водной дисциплиной. Ввиду сухого климата, организм теряет влагу быстро и незаметно. Пока нет привычки к пустыне, это обезвоживание организма не сопровождается желанием пить – просто начинает болеть голова, ощущается слабость. Не всякий знает, что для того, чтобы снять недомогание, надо просто выпить воды. Со временем организм приспосабливается к такому климату и в нужный момент сам требует воды.
      Обычно слово «пустыня» ассоциируется у нас с бескрайней равниной, покрытой песчаными барханами. Живут там только змеи да скорпионы, да изредка пройдет караван верблюдов. На самом деле иудейская пустыня почти вся не такова. Это каменистая почва, покрытая, хоть и скудной, но все-таки растительностью. Хотя местами она действительно песчаная. Негев же (по которой пролегал наш путь) – пустыня горная, похожа на то, что нам приходилось видеть в американском кино, на горы Кордильеры. Песчаное плоскогорье – желтые, белые, красные скалы на фоне ярко синего неба. Надо сказать, что пустыня погружает в особое состояние глубокого покоя. Быть может, где-нибудь за полярным кругом, в вечных снегах можно испытать нечто подобное.


                ИЗРАИЛЬТЯНЕ

      Здесь, пожалуй, уместно сказать какие-то слова об израильтянах. Коренные жители очень мало похожи на советских евреев, замученных бездной советско-еврейских проблем. Если считать 1947 год – временем образования Израиля, то сейчас в стране растет третье поколение. Внукам первых переселенцев уже по двадцать лет. Кроме того, сами переселенцы – выходцы из разных стран, принесли сюда различные привычки и нравы. Ашкеназийцы – выходцы из Европы, сами по себе мало похожи друг на друга. Евреи из Германии совсем не похожи на эмигрантов из Испании. Совсем иное дело – приехавшие из Польши, Франции и т.д. И все они тем более не похожи на сефардов – азиатских евреев, очень любящих ювелирные украшения. Здесь есть даже африканцы – евреи из Эфиопии, потомки царицы Савской, внешне – натуральные негры. Все они, смешавшись, образовали некий новый тип израильтянина, даже этнически мало похожего на наших евреев. Это смуглокожие, в основном темноволосые люди (хотя есть и светловолосые с голубыми и серыми глазами), как правило, стройные, как мужчины, так и женщины, с живыми, иногда достаточно тонкими чертами лица. В основном приветливые, раскрепощенные люди, сочетающие в себе стремление угодить другому с несомненным чувством собственного достоинства. Вкус израильтян, как и у других народов средиземноморья – безупречен. У женщин – на каждом пальце – кольцо или перстень, на шее – два или три ожерелья. И тем не менее – ничего лишнего. Наряды, хоть и яркие, но не выглядят аляповато. Пожалуй, коренные израильтяне похожи на греков, арабов, испанцев, словом на остальных средиземноморцев.
     Теперь о языках. Многоязычие – характерная черта народов Средиземного моря, древняя традиция владения несколькими языками, сохраняется и в Израиле. Практически каждый житель знает не менее трех языков: иврит, английский и язык той страны, откуда приехал он сам или его родители. Многие знают больше. Я говорю здесь не только об интеллигенции. Хеврон нам показывал простолюдин-мусульманин. Он знал шесть языков. Бригадир на стройке, бывший моряк, с которым некоторое время работал один мой тамошний друг, знал десять языков. Варварства здесь нет – в народах средиземноморья чувствуется уважение и бережное отношение ко всем культурам.
      Израильтяне – народ сплоченный, любит свою страну и всегда готов ее всем миром защищать.
      Не могу сказать, однако, что приемлю душой и одобряю тот режим, который установлен там сегодня в отношении палестинского населения. Это, все-таки явная дискриминация и национализм, которые так возмущают евреев здесь, в России, когда они направлены против них самих.
      Правда, надо признать, что разрешить проблему с палестинцами не так-то просто…
      В Израиле говорят: «Земля только тогда твоя, когда ты на ней не только живешь, но и возделываешь ее». И действительно, они возделывают свою землю. Сколько я видел лесов и плантаций, взращенных в каменистой пустыне.


                РАЗНЫЕ ПУТИ К БОГУ

      Мы возвращались из Эйлата в Иерусалим и решили ехать по другой дороге, на северо-запад, мимо Синайской пустыни, теперь уже по египетской границе. Отъехали от Египта и стали подниматься в горы. За все время подъема нам навстречу не попалось ни одной машины. Сзади долго еще виднелась голубая излучина Эйлатского залива Красного моря. Была минута заката солнца. Справа от нас поднимались красные горы пустыни Негев, слева – синие горы пустыни Синай. Так мы ехали по дороге, разделяющей эти две великие пустыни, пока не сгустились сумерки. Наступила ночь. Мы выехали на нашу старую дорогу, которая вела в Иерусалим.
      За время наших поездок по дорогам Палестины мы с моим другом Эликом, бессменным гидом и водителем во всех наших путешествиях, много говорили, в том числе и о вере.
      Элик Явор – человек, которого я знал с детства и с детства восхищался его выдающимися способностями к математике и к иностранным языкам. Этот человек во время учебы в университете, между делом ухитрялся следить за всеми новинками научной и художественной литературы, при этом обращаясь со своими способностями весьма беспечно, не стараясь строить себе карьеру или как-нибудь иначе преуспеть на поле битвы за общественный престиж. Теперь мне показалось, что он обрел, наконец, свое истинное призвание: не в математике, в которой он гениален, не в языках и не в истории, хотя он свободно владеет ивритом, английским, понимает и другие языки. Я думаю, что истинное его призвание – в духовных знаниях. Во всяком случае, этот предмет интересует его живо. Мне очень интересно было сравнить его опыт в иудаизме, основанный на глубоком знании священного писания в подлиннике и древних иудейских мистических учений с моим опытом в христианстве.
      Идея о том, что евреи - нация священников, призванная своими страданиями спасти весь мир, несомненно, интересна, но по-моему, слишком абстрактна, чтобы быть правдой. Гораздо более достоверным представляется мне христианское учение о Царстве Небесном, которое внутри нас. Евреи – нация, получившая некогда авраамово благословение – несомненно, как-то особенно способны к благодатной жизни на земле. Они ценят и проявляют братскую взаимопомощь друг к другу, быть может, более, чем другие народы. Мне кажется, что они – добры и не завистливы, хотя и расчетливы, в том числе и в отношениях с людьми. Но в основном, они не считают, что их счастье – в несчастье других. Правда, им свойственна клановость: заботясь друг о друге, они мало интересуются судьбой остальных. Однако, я думаю, что благодатная жизнь на земле – хоть и несомненный, но не самый высокий дар, данный Богом человеку, живущему в этом мире. Самый высокий, я думаю – это Царство Небесное – дар, принесенный людям Иисусом Христом в результате его крестной смерти и воскресения, дар, примиривший человека с небом, дар, который евреи в основной своей массе почему-то не приняли.
      Между тем. Царство Небесное, обретенное внутри нас – есть нечто совершенно конкретное. Это особое состояние человеческой души, сожительствующей с Богом, которого многие достигали уже здесь, на земле (разумеется, в той степени, в которой это возможно) в результате сильной веры, либо предпринятых великих трудов, либо по особой милости Божией. Тут-то, мне кажется, и заложено глубокое противопоставление Нового завета Ветхому.
      Ветхий – живи по моисеевым заповедям, и ты обретешь Божью благодать и благословение на земле. При этом евреи относят эту благодать не только к себе лично, но и к своему народу в целом.
       Новый – живи верою во Христа, и ты обретешь Царство Небесное, которое пойдет с тобой и за гроб. Царство Небесное – достояние каждой души, и к нему призваны все народы без исключения. Быть может, в этом-то противопоставлении и заключено зерно конфликта между евреями и христианами и, в особенности, между евреями и русскими.
        Спор между еврейским и русским народом – это спор о том, в каком народе живет Бог. Поэтому антагонизм между евреями и русскими в чем-то сильнее, чем между евреями и немцами, которые их истребляли, поляками, которые их выгнали из страны, арабами, с которыми они воюют.
        Два различных пути богопознания со временем воспитали в народах различные взгляды на нравственные ценности или, по крайней мере, расставили разные акценты над одними и теми же явлениями жизни.
       Одни ищут Бога на земле, другие – на небе.
        Так или иначе, я от всей души желаю своему другу самых серьезных успехов на поприще духовных знаний. Мне кажется, какая-то работа в нем еще не завершилась. Дай Бог этому талантливому и щедрому человеку обрести, наконец, на путях веры истинную цельность.


Рецензии