Образовательная роль журналистики
(на материале опыта журналистской деятельности М. В. Ломоносова, Н. И. Новикова и Н. М. Карамзина)
Одним из важнейших базовых компонентов современного журналистского образования по праву признан изучаемый в университетах систематический курс истории мировой журналистики – как отечественной, так и зарубежной. Актуальность и целесообразность обращения в рамках вузовской подготовки журналистских кадров к углубленному изучению исторических аспектов эволюционирования журналистики в качестве особого вида творческой и общественно ориентированной деятельности обусловливаются прежде всего тем универсальным законом образовательного процесса, согласно которому успешное освоение любой профессии требует основательного знакомства с историей ее становления, развития и совершенствования, предполагает всестороннее знание наиболее плодотворных традиций, заложенных предшественниками, а также четкое представление о существующем многообразии форм и методов работы. В этой связи университетское преподавание курса истории отечественной журналистики позволяет создать у будущих журналистов масштабное понимание специфики выбранной ими профессии, подробно знакомит их с идейным наследием крупнейших деятелей системы отечественных СМИ в разные периоды истории, дает возможность определить потенциальное направление их интересов и творческих стремлений.
Особенно значимым представляется то обстоятельство, что в рамках историко-журналистских дисциплин нередко рассматриваются такие стороны деятельности СМИ, которые в настоящее время оказываются либо вовсе забыты, либо оттеснены на периферию, тогда как они могли бы и должны играть одну из главных ролей в процессе взаимодействия журналистики с обществом. В первую очередь это относится к культурно-воспитательной, образовательно-просветительской функции журналистики, оказавшейся в современных условиях, к большому сожалению, практически не востребованной или, во всяком случае, используемой отнюдь не в полном объеме ее возможностей. Вот почему обращение к позитивному опыту выпуска отечественных просветительских изданий в XVIII веке призвано привлечь внимание будущих активных журналистов к образовательной и воспитательной миссии журналистики, столь свойственной ей в эпоху Просвещения и продолжающей сохранять свою актуальность в наше время, когда культурный уровень общества во многом ощутимо понизился. В сложившейся ситуации ориентация на идейные заветы русских журналистов-просветителей и использование некоторых приемов их весьма результативной и успешной работы могли бы способствовать, как минимум, возрождению интереса к образовательно-воспитательной направленности журналистской деятельности, а в идеале – к постепенному повышению в общественном сознании, под влиянием пропаганды в СМИ, ценностей гуманистической культуры, фундаментального образования, науки и искусства.
Среди многообразия имен крупнейших представителей отечественной журналистики XVIII века можно выделить трех человек, которые неоспоримо заслужили у современников почетную репутацию просветителей, многое сделавших для русского образования, культуры и науки, не говоря уже о весьма значительном вкладе, внесенном ими в саму профессиональную журналистику. Это М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков и Н. М. Карамзин, олицетворяющие три последовательные этапа развития отечественной журналистики. Детальный анализ опыта их журналистской деятельности в аспекте выявления сохранивших непреходящую ценность их идейно-мировоззренческих заветов, а также учет применявшихся ими конкретных методик успешного осуществления образовательно-просветительской и культурно-воспитательной миссии периодической печати позволят не только актуализировать классическое наследие основоположников отечественной журналистки, но и помогут использовать позитивный потенциал их деятельности для необходимой корректировки общественно ориентированной стратегии современной системы СМИ.
Каждому журналисту, получившему высшее профессиональное образование, должна быть не просто хорошо знакома, но и очень памятна теоретическая работа Ломоносова «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии» (1754), в которой великий русский ученый четко сформулировал задачи журналистов, специализирующихся в сфере научно-популярных изданий: они обязаны «поставить себе целию строгое и правильное разыскание истины» [1, с. 119]. Столь же ясно определил Ломоносов и магистральное направление деятельности просветительских изданий, адресованных широкой читательской аудитории: «Что же касается до журналов, то их обязанность состоит в том, чтобы давать яснее и верные краткие изложения содержания появляющихся сочинений, иногда с добавлением справедливого суждения либо по существу дела, либо о некоторых подробностях выполнения» [1, с. 120].
К большому сожалению, реальная практика многих современных массовых научно-популярных изданий далеко отступает от этих правил, демонстрируя, вместо стремления к установлению строгой научной истины, погоню за сенсационностью, обнародование весьма сомнительных и зачастую непроверенных данных, а то и прямые подтасовки и введение аудитории в заблуждение. Как представляется, актуализация в сознании журналистов идейного завета Ломоносова могло бы хоть отчасти способствовать изменению характера деятельности научно-популяризаторских и образовательных СМИ, содействовать постепенному возвращению их к подлинным просветительским традициям, ведущим в отечественной журналистике свой отсчет от программной работы Ломоносова.
Не меньшую теоретическую значимость и практическую пользу могло бы принести также и более внимательное и вдумчивое изучение редакционно-издательской деятельности Новикова, причем не столько даже в аспекте выпуска им знаменитых сатирических журналов (эта сторона деятельности Новикова вполне детально освещена в вузовских учебниках), а в плане упоминающегося обычно лишь вкратце редактирования им газеты «Московские ведомости», превращенной, благодаря целенаправленным многолетним стараниям Новикова, в по-настоящему образцовое научно-просветительское и культурно-воспитательное издание. Немало полезных рекомендаций относительно того, как следует осуществлять периодическое издание с преимущественно просветительской направленностью, дает, например, тщательное рассмотрение ежегодных редакционных объявлений Новикова «О подписке к получению «Московских ведомостей» на будущий год». Так, частности, в объявлении о начале подписки на 1783 год редактор обозначил главную цель своей просветительской программы: «...из единого усердия ко благу отечества, приложено будет всевозможное старание о распространении полезных сведений в разных частях человеческия учености» [2, с. 568], а в аналогичном объявлении, обнародованном через два года, Новиков указал ведущий мотив своей деятельности: «Усердие к отечеству и желание доставить ему по силам нашим пользу есть и будет всегда нашим главнейшим предметом, а благосклонное принятие наших трудов наградою, которую мы ожидаем и ласкаемся приобрести» [2, с. 570].
Обращает на себя особое внимание долговременная редакторская политика Новикова, всеми силами старавшегося не только распространять научные знания среди уже заранее подготовленной, хорошо образованной читательской аудитории, но и сознательно планировавшего формирование новых поколений просвещенных читателей, которые бы с самых ранних лет приобщались к интеллектуальным интересам, удовлетворяли свои культурные запросы с помощью просветительских изданий. Для достижения этой цели Новиков активно использовал педагогические методики, постоянно освещая на страницах «Ведомостей» разнообразные «предметы, касающиеся до домашнего воспитания, и показание лучших книг в сем роде» [2, с. 568], а также организовав специальные «Прибавления» к обычным газетным номерам, целиком отводя их под публикацию педагогических правил, руководств и просветительских сочинений, адаптированных к их пониманию детьми: «Благоразумные родители и все, старающиеся о воспитании детей, признаются, что между некоторыми неудобствами в воспитании одно из главных в нашем отечестве есть то, что детям читать нечего. Они должны бывают такие читать книги, которые либо совсем для них непонятны, либо доставляют им такие сведения, которые им иметь еще рано; того ради намерены мы определить “Прибавления” к “Ведомостям” для детского чтения и помещать в них исторические, до натуральной истории касающиеся, моральные и разные другие пиесы, которые, писаны будучи соразмерным детскому понятию слогом, доставляли бы малолетным читателям полезное и купно приятное упражнение» [2, с. 570].
По убеждению Новикова, обеспечение педагогической направленности его издания, рассчитанного на постепенное формирование всё новых и новых поколений культурных, воспитанных и разносторонне образованных людей, являлось одним из ключевых компонентов его редакторской деятельности: «Польза, проистекающая от показания основательного воспитания и точного знания лучших книг во всяком роде учености, довольно ощутительна, чтобы не содействовала оная усовершенствованию наших листов» [2, с. 568]. Более того: в первые годы выпуска педагогических «Прибавлений» к «Московским ведомостям», Новиков, учитывая долгосрочную перспективу культурно-воспитательного воздействия на общество, изыскал возможность безвозмездно снабжать своим изданием всех читателей, глубоко заинтересованных постановкой педагогического дела: «...мы не обязываемся определить точную сим “Прибавлениям” меру, тем паче, что мы не требуем за оные никакой излишней платы, а жертвуем сим нашим убытком пользе общества» [2, с. 570].
Наконец, заслуживает быть отмеченным также подход Новикова к определению приоритетности в освещении новостей, принцип выбора им информации, заслуживающей быть в первую очередь, наиболее полно и подробно сообщенной читательской аудитории. В объявлении о подписке на 1787 год редактор «Московских ведомостей» так охарактеризовал один из главных пунктов свой программы: «Приключения, касающиеся особливо до любезного нашего отечества. Под сим разумеются новые открытия в науках, художествах и ремеслах, кратко сказать, всё то, что может послужить к распространению общественного просвещения, пользе и выгодам, или только заслуживает любопытство читающих, как то: известия о чрезвычайных бурях, морозах, дождях, наводнениях, об уродах и других редкостях» [2, с. 571]. Нельзя не одобрить того, что Новиков на первое место сознательно ставит события в сфере науки, культуры, образования, а отнюдь не делает ставку в информационной политике газеты на выпячивание хроники катастроф или, тем более, криминальных новостей, чем очень выгодно отличается от большинства редакторов современных СМИ, пытающихся поднять рейтинг своих изданий за счет нагнетания негативной информации и смакования всяческой так называемой «чернухи».
Карамзин, занимая переходное место в журналистике рубежа XVIII–XIX веков, в полной мере унаследовал всё лучшее от своих выдающихся предшественников, в том числе и просветительский характер возглавлявшихся им периодических изданий. В программной статье, открывавшей первый номер основанного им журнала «Вестник Европы» (1802), Карамзин торжественно декларировал культурно-воспитательные и образовательные принципы, воспринятые им из опыта деятельности Ломоносова и Новикова: «Сколь благородно, сколь утешительно помогать нравственному образованию такого великого и сильного народа, как российский; развивать идеи, указывать новые красоты в жизни, питать душу моральными удовольствиями и сливать ее в сладких чувствах со благом других людей» [3, с. 115]. Подводя итоги первого года существования своего журнала, Карамзин вновь настойчиво подтвердил верность благородным заветам просветительской журналистики XVIII века: «Всякий истинный талант, рожденный действовать на умы в своем отечестве, украшать словесность и язык, имеет право требовать себе места в журнале, удостоенном внимания публики: обещаем ему нашу искреннюю благодарность» [3, с. 127].
Подавляющее большинство рассмотренных выше идейно-мировоззренческих и профессиональных заветов классиков отечественной журналистики, безусловно, в полной мере сохраняют свою значимость и для современных российских масс-медиа. К сожалению, реальные экономические, а зачастую и социально-политические условия функционирования СМИ в наше время не всегда дают возможность проявить просветительский, культурный и образовательный потенциал, присущий журналистике и традиционно составлявший одно из главных ее достоинств. Но вряд ли правильным было бы только ссылаться на неблагоприятные условия, не пытаясь при этом хоть как-то повлиять на них. В конечном счете, от журналистки ведь тоже во многом зависит состояние общества: она способна ощутимо влиять на общественное мнение, формировать культурные ценности, стереотипы и предпочтения, проводить в жизнь многие плодотворные и позитивные идеи, напоминать своей аудитории о том полезном и актуальном, что было выработано в прошлом отечественной культурой, неотъемлемой составной частью которой является и журналистика. Именно поэтому углубленное и полномасштабное изучение в университетском курсе истории русской журналистики богатого и разнообразного идейно-организационного опыта просветительских изданий XVIII века могло бы, как представляется, действенно способствовать возвращению к правильным нравственным приоритетам в деятельности современной системы СМИ, призванной отвечать самым насущным потребностям текущего дня, в том числе и постепенно вновь повышающимся образовательным и культурным запросам общества.
Литература
1. Ломоносов М. В. Избранная проза. – М.: Сов. Россия, 1980. – 512 с.
2. Новиков Н. И. Избранные сочинения. – М.-Л.: ГИХЛ, 1951. – XL, 744 c.
3. Карамзин Н. М. Сочинения: В 2 т. Т. 2. Критика. Публицистика. Главы из «Истории Государства Российского». – Л.: Худож. лит., 1984. – 456 с.
Сентябрь 2007
Свидетельство о публикации №220102901193