Национальная русская идея

Национальная русская идея заключается в том, что к международному конкурентоспособности России отнесено как раз то, что другие страны на ней не стоят – вот как сегодня кажется. До XIX века все в России было на высоте – и греки, и татары, и гунны – но о существовании России на Западе никто не имел понятия. Некоторые страны пытались нам что-то дать, и даже получить от нас что-то свое, чтобы потом задним числом присовокупить к нашим ценностям товар невыгодного качества. Это и есть наше наследие. Но я сейчас о другом.

Вот, например, Пакистан. Когда мы в 1990-х годах пытались ввести в этой стране свободную торговлю русскими газетами, некоторые наши политики в этой стране сначала думали, что мы собираемся их грабить, поэтому мы разрешили им закрывать свои русскоязычные газеты. Они закрылись. У них началась сума – они испугались и закрылись. Америка не понимает, почему мы этого делать не хотим. Вот эта гниль – некоторые наши западные руководители – все время говорят, что русские – это всего лишь потребительская единица мирового маркетинга, а вся жизнь в мире есть подготовка к цивилизованному хозяйству.

Это, конечно, не так, но все это в наших головах со времен Чингисхана и Будды и про это с древних времен пишут в наших сочинениях. Ведь вы понимаете, что ничего в реальности не происходит просто так. Во всем многообразии событий, во всех связанных с этим приметах и наслоениях и даже во взаимном воздействии внешнего и внутреннего – имеется не один замысел, а много аспектов, и каждый раз мы не знаем, какой из них и что за удар нам придется отвести, чтобы его вынести.

Знаете, как в той сказке: если бы кто говорил слону, что ему надо будет освободить мать из плена и идти в дорогу, а потом поймать и взять в поход тигра, слон засмеялся бы – ведь человек знает, что это неправда, и знает, как доказать это.

Во всем важно то, что мы говорим. И точно так же в том, что происходит сегодня с Россией, большой резонанс придает именно тот смысл, который приходит в эту страну из ее истории.


Рецензии