Помидоры

То , что нравится другим , может не понравится вам . И наоборот .


1934 год .
В Якутске впервые открылась средняя общеобразовательная школа - десятилетка.
 
Айхан - семилетний якутский мальчик. Его имя переводится с якутского, как Радость.
Так вот, он первый в его роду учиться в настоящей школе!

Его семья живет у реки Индигирка. Отец Айхана - оленевод и все предки Айхана были оленеводами, и он тоже мечтал стать оленеводом.
В свои 7 лет Айхан многое знает про оленей и умеет обращаться с ними почти, как взрослый мужчина.
 
Но отец решил отправить его в школу.
Так посоветовал  старший  брат, который живет в Якутске:
- У тебя будет сын, единственный  из нас всех,  который сможет писать и читать! А жить он будет у меня, ведь моя семья - это его семья. 

Шаман тоже одобрил это решение сказав, что Урунг Аор Тойон - творец Мира и главный бог якутов дал добрый знак и Билгэ Хаан - бог знаний будет помогать мальчику.

И вот Айхан знакомится со своими новыми товарищами по классу. Их 12 - 9 мальчиков и 3 девочки. Большая половина детей - это тоже приезжие из разных мест Якутии.

Рядом с Айханом сел активный и улыбчивый Эргим.
- Ты уже видел нашего учителя? 
Айхан не успел ответить, потому что в класс вошел светловолосый мужчина лет тридцати.  Это и был их учитель - Петр Иванович, которого, как и многих других учителей,   командировало правительство СССР в Якутию для поднятия грамотности якутского населения.
 
Петр Иванович - человек  веселый, общительный, добрый. Он любит детей и умеет так хорошо, а самое главное доходчиво рассказывать им обо всем, что дети быстро все понимают и им интересно, и легко учиться с таким учителем.

Правда с воображением у детей дела идут туго. Ведь невозможно представить то, чего дети  никогда не видели, а у Петра Ивановича не всегда имелись картинки с изображением того, о чем он говорит.
 
Однажды, когда дети зашли в класс, то на подоконнике они увидели большой деревянный ящик, в котором была насыпана земля.
- Интересно, что это собирается учитель делать с этим? - поинтересовался Эргим.
- Может он хочет духов вызвать? - ответил Айхан .

Тут в класс входит  Петр Иванович.
В одной руке учитель несет ведро с водой, а в другой руке держит маленький пакетик.
Он поставил ведро возле ящика с землей  и произнес:
- Дети, подойдите все к окну. Я вам много рассказывал о всяких чудесах, но сегодня мы будем сами создавать чудо. В руке у меня пакетик с семенами помидор, про которые я вам рассказывал. Сегодня мы посадим эти семена, а когда они вырастут, и превратятся в помидоры, то вы не только увидите их, но и сможете попробовать. Я уверен, что они вам очень понравятся на вкус.

Петр Иванович стал делать маленькие ямки в земле, потом раздал всем по несколько штук семян  помидор и велел опустить их в эти ямки. Когда дети закончили кидать семена, учитель разровнял землю, хорошо полил ее и закрыл ящик бумагой.
- Ну, теперь будем ждать, когда начнет наше чудо расти - весело сказал учитель.

Каждый день дети подходили к ящику и заглядывали под бумагу, но там ничего не появлялось.
На четвертый  день Эргим с грустью сказал:
- Наверное, духи не хотят, чтобы мы сделали чудо.
- Это абаасы ( злые духи ) мешают нам - ответил Айхан.

Но вот на пятый день из под земли что - то появилось и дети повеселели. Теперь они еще  чаще  подходили к ящику и смотрели, что в нем происходит.

С каждым днем маленькие ростки становились все выше,  выше. Наконец, учитель убрал бумагу и все могли разглядеть красивые зеленые стебельки с тремя крошечными листочками.

- Значит мы сделали чудо?  Это и есть помидоры,  и их можно уже кушать? - спросил у учителя Айхан.
- Нет, еще нельзя. Надо терпеливо ждать и поливать.
 
Вот стебельки высоко поднялись и превратились в кустики, а на них появились желтые цветочки.

- Так вот вы какие помидоры.... вы похожи на цветы - с удивлением сказал Айхан.
- Это тоже не помидоры, но скоро эти цветочки превратятся в шарики, которые станут помидорами. Надо запастись терпением. Вот тогда  мы будем наслаждаться чудесным ароматом и вкусом помидор.

Ах, как долго тянется время!

- Почему эти помидоры так медленно растут? Из-за этого они, наверное,  будут очень вкусными. Как чохоон, который готовит мама  - рассуждал про себя Айхан.

Вскоре слова учителя подтвердились: на кустах появились мелкие зеленые шарики. Петр Иванович сказал, что это уже помидоры, но они должны еще стать большими и красными.

На уроке дети слушали историю про помидоры: как они появились в Европе, как их в начале ели только короли.
От этих рассказов еще больше хотелось попробовать этот заморский овощ, который представлялся самым вкусным на свете.

Айхану стали сниться сны, в которых он ест помидоры и улыбается от удовольствия.

И вот помидоры стали крупнее, покраснели, и учитель сказал, что наконец - то  настало то время , когда их можно сорвать и  попробовать. С этими словами он,  с торжественным выражением лица,  стал отрывать помидоры, протирать их и раздавать ученикам. Те помидоры, которые были крупнее он разрезал пополам, чтобы удобнее было детям  есть.

- Ну, дети, вот оно наше чудо! И мы его вырастили сами! Теперь вы знаете, что такое помидоры и можете попробовать его замечательный вкус - взволнованно сказал Петр Иванович.
И, подав всем детям пример, он положил себе пол помидора в рот.

Айхан последовал примеру учителя и запихнул весь помидорчик себе в рот. Но никакого аромата он не почувствовал. Тогда он надавил зубами на него, надеясь и воображая, что вот, сейчас будет очень вкусно и сладко. Однако из помидора вытекла какая - то кислая жидкость, которая была неприятной. Более того, она была противной и Айхан хотел тут же все это выплюнуть изо рта. Но увидев лицо Петра Ивановича, которое сияло от удовольствия, Айхан все же решил проглотить этот помидор, всё еще надеясь, что потом наступит то вкусное состояние во рту, которое он так долго ждал.
Но случилось совсем наоборот. Когда Айхан проглотил помидор, то его стало тошнить. Он выбежал из класса,  еле успел выскочить на крыльцо школы и его вырвало.


Прошло очень много лет. Айхан окончил школу, институт, стал директором керамзитового завода. Женился на русской девушке и с удовольствием ел салат из свежих помидор с огурцами, который ему готовила и подавала жена.

Вкусы меняются.

   
 Чохоон - напиток из сливок и земляники хорошо взбитый . Его еще называют " якутский шоколад "


Рецензии
Все же процесс роста довольно медленный у помидор, особенно если растут они на подоконнике,может,и теплого света им не хватало,что были они на вкус кислыми.
Но дети были заинтригованы этим маленьким чудом появления зеленых посадок, превращения их в большие поросли с зелеными плодами...действительно,чудо для якутских деток.А вкусы со временем меняются и это хорошо!
Хороший рассказ, Ирина,большое спасибо! С теплом души,

Ольга Боровикова 2   18.03.2024 10:33     Заявить о нарушении
Да, Ольга, Вы правы. Для якутских ребят помидоры были в диковинку. У них была совсем другая пища и помидоры они никогда в то время ещё не ели.
Спасибо Вам большое!

Ирина Вебер 2   18.03.2024 22:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.