Рецензии - это хорошо. Часть 2-ая

 Часть 1-я здесь:http://proza.ru/2019/11/26/940

 Продолжаю собирать коллекцию моих любимых рецензий. Я пишу их не так уж часто. Порой и хотела бы что-то сказать автору, но вижу, что мои слова уже кем-то сказаны, и тихонько ухожу. Но иной раз таким ярким и бурным бывает всплеск эмоций, что я пишу и пишу. Получаются этакие небольшие эссе. Вот некоторые из них.

1.Рецензия на «Любовники» (Галина Куриленко)

 Замечательный рассказ у Вас получился! Прочитала на одном дыхании. Хороший язык, мудрые мысли, благородные герои - всё произвело сильное впечатление.

 Пока читала, вспомнила, как однажды я гуляла по городу и зашла отдохнуть в маленькую уютную французскую пекарню. Мест там было немного, и вскоре ко мне подсела женщина средних лет. Слово за слово, мы разговорились. Она рассказала мне историю, чем-то подобную Вашей. Про то, как жена, у которой был хороший любящий муж, влюбилась в другого мужчину и мучилась от угрызений совести. А муж не только не устроил ей скандал с мордобоем, а всячески её поддерживал. И постепенно её влюблённость стала проходить, как проходит болезнь. Я, слушая её, поражалась доброте и человечности того мужа и сделала вывод, что это исключение из правил. А в Вашем рассказе муж героини тоже такой добрый и мудрый человек.

 Образ доктора, больного раком, но при этом оперирующего до последней возможности, влюблённого в женщину, но берегущего её честь и достоинство и рассказавшего о своей любви лишь на краю могилы, тоже сильно впечатляет.
Осталась лишь одна недосказанность: стало ли легче героине после полостной операции?

2. Рецензия на «Это просто член, и ничего больше» (Таня Дэвис)

 История забавная и со смыслом. Кроме того, в ней спрятаны кончики ещё нескольких историй.
 Одна, которая ближе всего, это история взаимного притяжения героев, которые бродят по пафосной выставке современного искусства и ведут умные разговоры, но, на самом деле, идёт прикидка: будет ли она моей, пригласит ли он меня ещё раз?
 Другая история скрыта от глаз читателей, но она присутствует, влияя на мысли героини и её решения: там, в Москве, у неё есть жених, а значит, он ждёт её возвращения и их свадьбы.
 И, наконец, последняя, третья, история маленькой старушки, которая выглядит сущим божьим одуванчиком, но при этом энергично заявляет себя как большого специалиста по обсуждаемому вопросу. Словом, я прочитала с удовольствием и посмеялась.

3. Рецензия на «Людочка, или овца полетела» (Таня Дэвис)

 Зацепила меня эта сказка. Да, это вариант "Золушки" или "Крошечки Хаврошечки". Идеальная женщина: хозяйственная, тихая, очень терпеливая. Её мучают, над ней насмехаются, её насилуют, а она все прощает и дальше живёт.
 Мне такие в жизни не встречались. Встречались те, кто пытался терпеть скотское обращение, находить ему оправдание, но периодически устраивавшие истерики со слезами, те, кто делал попытки изменить к лучшему хоть что-то.
 Здесь женщина просто терпит и даже не пытается сопротивляться. Образец из девятнадцатого века. Тогда женщинам приходилось терпеть, потому что у них даже документов не было, муж в семье был царь и бог. Как же удалось такой женщине вырастить хорошую дочь? И что это значит? Неужели и дочка подобна маме?

 Дальше. Муж, в конец оборзев, выгоняет жену из дома потому, что она ему надоела и у него есть другая, наглая и рыжая баба.
 Понимаете, всё же дело происходит не в стародавние времена, а в современном мире. Выгнать на улицу жену или мужа не так-то просто. Но героиня и здесь не возражала. Просто освободила жилплощадь и ушла... в никуда. Хорошо хоть сердобольная соседка ей посодействовала и пустила её жить к себе всего за три тысячи в месяц.
  Тут, по законам сказочного жанра, пора уже героиню наградить. И на сцену выходит принц. Заморский, конечно. Наши-то мужики, они же в принцы не годятся. Он оказывается искусствоведом (это называется "рояль в кустах"). Он богат, готов платить хорошие деньги за работы нашей героини-художницы. Он даже предлагает ей место домработницы в своём домике на побережье. Ух ты! Вот повезло-то женщине.
 Теперь в свободное от уборки и готовки время она сможет рисовать свои чУдные картины.
 А если через некоторое время она надоест и этому заморскому принцу, и он тоже выгонит её, то что? Неизвестно. И потом, это же сказка, что с неё взять?

4. Рецензия на «Кто кого» (Галина Куриленко)

 Замечательное кредо у Вас! Я придерживаюсь таких же взглядов. Мне сейчас живётся намного интереснее и вкуснее именно потому, что появилось несколько лет назад свободное время, которое можно, наконец-то, тратить на себя. И я тоже многому научилась за эти годы.
 Когда я здорова, то чувствую себя ещё достаточно молодой, чтобы купить и с удовольствием носить новое платье, сумочку, браслетик. Мне тоже нравится возможность по своему усмотрению заполнять свое время, устраивать себе отдых, когда в этом есть необходимость. Поэтому старение пока меня не пугает. Я даже статью написала про это пару лет назад и назвала её "Здравствуй, моя прекрасная старость!".
 Вы совершенно правы, когда говорите о том, что стареть надо достойно,а главное украшение женщины - доброжелательная улыбка на лице. Мы с Вами в этом единомышленники. Так что, продолжим, благословясь, стареть красиво и достойно!

5.Рецензия на «Экзамен на человечность» (Юрий Фролков)

 Хорошее, цепляющее название. Но мне не хватило хотя бы небольшого описания героя. Что Вы о нем рассказали? Молодой человек, менеджер среднего звена, у которого вчера был корпоратив. Он ходит на работу пешком и опасается своего шефа. Вы тонко намекнули, что шеф этот некоторым образом самодур, потому что "сотрудник компании, опоздавший на совещание, мог считать себя уволенным".

 Тут возникают вопросы:
1). Почему герой готов терпеть хамское отношение к себе? Он боится потерять работу? А он, что, любит эту работу?

2). Какой он, Ваш герой? Мне представляется, что он небольшого роста, худой, невзрачный, неуверенный в себе. Возможно, он долго искал работу, но его никуда не брали. И вот, наконец, ему повезло. Он решил, что будет стараться и терпеть, ведь, в случае неудачи, ему не на кого надеяться, потому что...

3). Судьба устраивает нам проверки на прочность, заставляя периодически сдавать жизненные экзамены. Вот и Лешин час настал. Девушка упала прямо у него на глазах.
 Тут Вы, автор, не написали, что девушка эта сначала привлекла внимание героя, чем-то ему понравилась.

 Предположу, что он не избалован женским вниманием. И вот милая девушка упала. У неё приступ эпилепсии. Само по себе это событие вовсе не означает, что Алексей должен был броситься на помощь. Герой и девушка на улице были не одни. Вокруг много людей. И, если бы Леше девушка была вовсе безразлична, он просто прошёл бы мимо, наблюдая мельком, как кто-то из прохожих помогает ей.

 Дальше Лёша идёт на работу уже в другом состоянии. Он готов к встрече с начальником и больше не боится его. Он поступил как свободный и сильный человек, и это состояние окрыляет его. Он готов дать отпор самодурству начальника. Но тут оказывается, что сама Жизнь все устроила. "Молодец, Лешик, этот экзамен ты сдал, - улыбнулась она, - живи дальше и верь в себя!"

6. Рецензия на «Служил Гаврила на галере» (Евгений Мищенко 2)

 Вы заглянули ко мне в гости. Я решила сходить к Вам с ответным визитом. И вот размышляю, что бы мне такое почитать. Взгляд цепляется за знакомое имя - Гаврила. О! Это интересно! Неужели что-нибудь новенькое из цикла Ляписа Трубецкого?
 Помнится, там "Гаврила был примерным мужем, Гаврила жёнам верен был", что моментально вызывало симпатию к герою и неподдельный интерес. Где только не побывал наш любезный и разносторонний Гаврила! "Служил Гаврила хлебопеком...", "страдал Гаврила от гангрены","Служил Гаврила бюрократом... " И даже была в жизни нашего героя такая метаморфоза:"Хоть был пожарником Гаврила, Гавриле дали фильм снимать". Неужели с ним ещё что-то приключилось? Куда его, сердечного, занесло на этот раз?! Мамушки мои! Теперь он служит на галере! Да как служит!

"Сидит один, на лавке узкой,
Безостановочно гребёт.
Измотан бешеной нагрузкой,
Глядит назад, плывёт вперёд…

Он раб судьбы, заложник веры
В предназначение своё!
Нет, он не просто раб галеры -
Он вечный двигатель её!"

Это что-то! Такого ещё не было!
И так-то он все это вытворяет... истово, смачно:

"Галера - бастион свободы,
А не плавучая тюрьма!

В ней дух Летучего Голландца
И мощь Троянского Коня!
Она кошмар для чужестранца
Во тьме ночей и в свете дня...

Из года в год, плывёт куда-то,
Под монотонный лязг цепей...
Авианосцы блока НАТО
Дорогу уступают ей!"

Вот так вот! Знай наших! Ух, Гаврила! Что тут скажешь?
СИЛЬНО! ЯРКО! БРАВО, АВТОР!)))

7. Рецензия на «Читать бесконечно» (Виктор Левашов)

 Да... Тема интересная. Состояние, когда читаешь интересную тебе книгу, сродни влюблённости. Оно тоже начинается с восхищения. А потом разгорается и захватывает целиком. От любимой книги так же трудно отрываться, как от любимого человека. Делаешь это по необходимости и с нетерпением ждёшь новой встречи. И вот, наконец, шуршание страничек, ощущение близости очень родного, душевно близкого собеседника...

 В разные моменты моей жизни такими духовными возлюбленными были разные авторы. В ранней юности - Пушкин, чуть позже - Лермонтов, Маяковский. Потом Есенин. Был период острого увлечения Блоком. Потом я восхищалась Робертом Бернсом и разучивала его стихи.

 "Преступление и наказание" Достоевского, к счастью, я прочитала до начала изучения в школе. И была потрясёна невероятной глубиной погружения автора в духовный мир его персонажей. Я возвращалась к Достоевскому много раз за свою жизнь. Помню, прочитав роман "Идиот", я снова испытала состояние влюблённости, горячей и страстной, в князя Мышкина. Какая прекрасная душа! А мысли! Сколько поразительных мыслей на страницах этого романа!

 Толстой - тоже был для меня очень значимым писателем. "Анну Каренину" я читала дважды. Первый раз лет в восемнадцать, и моими любимыми героями тогда стали Китти и Левин. А второй раз уже ближе к тридцати пяти, и для меня вдруг открылось другое видение этого романа. Самой любимой, самой понятной героиней стала Долли.
 
 А вот Анна мне не близка.
 Самым значимым и самым поразившим меня у Толстого стал роман "Воскресение". Я тогда много думала о героях, о добре и зле.

 Булгакова читала впервые ещё в те времена, когда он был запрещён. Книжечка в самодельном переплёте с напечатанными на машинке тонкими, полупрозрачными страничками, передавалась из рук в руки как драгоценность...

 Потом так же я увлеклась и другими авторами, современными. Принцип всегда тот же: влюблённость и погруженность в мир любимого автора. Но, как и влюблённость, эта одержимость через некоторое время проходит.

 Сейчас меня не тянет перечитывать ни Толстого, ни Достоевского. Наступило другое время для меня. Пора рассказать людям то, что я поняла и выстрадала за время своей жизни.
 Хотя... И сейчас, время от времени, встречаются авторы, от которых трудно оторваться.

8. Рецензия на «Корректор времени» (Марта Снежинская)

 Взаимоотношения со временем - тема интересная. На протяжении моей жизни, уже довольно долгой, по-разному я ладила со временем. Были и такие мысли, как у Вас.

 В одном большом НИИ, где начиналась моя трудовая деятельность, я мучилась и тяготилась тем, что впустую провожу слишком много времени. Часть моих сослуживцев самозабвенно и подолгу занимались обсуждением то одного визитера, то другого. А порой не гнушались обсуждать и кого-то из своих. Стоило только человеку выйти за дверь, как он оказывался под огнём ироничных замечаний местных острословов. Участвовать в этом мне было не интересно, я обычно сбегала куда-нибудь в библиотеку или слонялась по коридорам.
 Странно, но в мою молодую голову не приходили мысли, что в это время склоняют меня.

 Жизнь выстраивалась по-разному, настали времена, когда я была очень загружена работой, и времени мне не хватало. Приходилось что-то доделывать дома.

  Потом, уже на излете моей трудовой биографии, снова настала пора, когда у меня было много свободного времени на работе. Но я уже была другой, взрослой. И просто заполняла свободные часы интересными вещами: то писала размышления о жизни, то пыталась рисовать или сочинять стихи и сказки. Иногда выходила прогуляться и наблюдала картинки из жизни.
 Порой давала себе какое-то задание, например, разобрать психологическую проблему и найти решение. То занималась прощением обидчиков, вычищая из себя обиды как грязь. И время работы проходило гораздо быстрее и с пользой. Но, как бы то ни было, домой хотелось больше, чем на работу.

 А сейчас у меня благословения пора, когда я в ладу со временем. Оно все моё. Я могу проснуться ночью и встретить рассвет, слушая, как поют птицы. А потом буду спать сколько захочу. И делать что захочу. Время теперь - мой добрый друг. Надеюсь, так и будет.
 Ваш рассказ мне понравился.

9. Рецензия на «Практикантка» (Владимир Сергеев 7)

 О, как же он коварен, этот Почемутов! Сначала он одурманивает неискушенную девушку коктейлем убойной силы, где он намешал, вроде бы, всего совсем понемножку. Но он-то знает, как это воздействует.
 И вот вам результат - девушка порвала со своим женихом, потому что влюбилась в игривого "шутника". Три вопросительных знака в конце рассказа подсказывают мне, что в следующей части Марлезонского балета безбожный обманщик Почемутов будет старательно изображать непонимание. Он, возможно, вспомнит вдруг, что женат. Ну, пошутил, что тут такого! А девушка повелась. Наивная!
 Жаль хорошую девчонку. Скорее всего, пару ближайших лет она проведёт в слезах и депрессии. А ведь могла бы в это время ребёночка родить, к примеру.

 Игры такие не новы, к сожалению. В свое время М.Ю. Лермонтов тоже любил так поиграть, пробуя силу своего обаяния и разбивая сердца.
 Но... Написано, как всегда, превосходно. Читается легко, интересно. Характеры живые, яркие. Автору - браво! Его герою стоило бы сходить в Изумрудный Город и попросить там чуточку совести и сострадания.

10. Рецензия на «Апельсин» (Галина Куриленко)

 Потрясающе! Во-первых, хорошо написано. А во-вторых, наводит на размышления.
 Вышла эта хорошая девочка замуж за дурного человека. И ведь, скорее всего, было немало знаков о том, что он её не любит, а лишь использует как удобную вещь.
 Но Оля как русская девочка считает, что надо терпеть, уживаться. Возможно, она думает, что со временем муж поймёт, какая она верная и славная, и станет ей дорожить.
 Нет, конечно. Но некому ей сказать об этом. Мама наверняка многое терпела, и бабушка. Предположу с большой долей вероятности, что Оле внушалась идея, что расходиться с мужем нельзя ни в коем случае. Надо терпеть и стараться! А разводиться нельзя: что люди скажут?!
 Вот и терпела девочка. Но все же она попробовала сопротивляться тирану. Ушла из дому, стала учиться, пригрозила разводом. То есть создала ему массу неудобств. А тиран, гнойное семя, уже привык к комфорту, стал ничтоже сумняшеся считать, что этот комфорт ему полагается по рангу, ведь он же женился на какой-то там бабе, и теперь она ему по гроб жизни обязана угождать.
 Ой, как у нас ещё много этой мути! Как ещё немало носителей идеи, что за мужика надо держаться руками и зубами. Спроси их, почему, они не знают. Надо и все. Теперь, пройдя по грани между жизнью и смертью, Оля, надеюсь, выберет себе другой путь.

 Часть 3-я здесь:http://proza.ru/2021/12/29/1305


Рецензии
А ни написать ли мне рецензию на рецензии? Пишу!
Ирочка, вы пишите действительно не рецензии, а маленькие эссе, зарисовки не только с оценкой произведения, но и с рассуждениями по теме произведения, высказывая своё отношение к ней, к теме, и даже к характерам героев, к событиям. Это очень здорово! Читая Ваши рецензии, я встречаю много мыслей, которые звучат в унисон с моими ( например, что можно чувствовать себя одинокой и замужем , и имея детей), и это греет душу. Единомышленники, собранные под "крышей" Проза.ру, это же здорово? Никто из моих домашних, коллег, родственников не в курсе того , что я пишу. Только сети и Проза в курсе. Вот, такие вот комплексы у меня - не могу оголить душу перед родными. А если не поймут, а если осмеют, как потом жить, как потом общаться?
Да, на начальном этапе своего пребывания тут, я тоже стеснялась писать рецензии, считая себя "не профи" писателем. Но когда почитала произведения своих читателей, то поняла, что уровень у всех разный, но мы пишем и читаем друг друга, значит имеем право голоса, право мнения. И это называется умным словом "рецензия".
Вдохновения Вам, Ира! Как там говориться? Лёгкого пера!

Галина Куриленко   18.10.2021 12:50     Заявить о нарушении
Мои близкие и друзья тоже не сразу восприняли меня в новой роли, то есть как писательницу. И только те, кому я сказала, что написала про них рассказ, прочитали. Одна приятельница потом долго мне доказывала, что она была хороша собой:её задело, что я назвала её не красавицей,но, при этом, горячо любимой женщиной. И мне пришлось внести правку и вообще убрать упоминание о красоте. Мои взрослые дети тоже с трудом приняли то, что я теперь пишу. Сначала я немного обижалась, а теперь думаю: все нормально, как есть, так и хорошо. Постепенно у меня появились читатели, их становится все больше. Среди них нашлись очень доброжелательные люди, которые ждут моих новых рассказов и повестей.
Так что, пусть все идёт своим чередом. Благодарю Вас за добрый отклик, дорогая Галя!

Ирина Полонская   18.10.2021 11:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.