Глава 17. Конец типографии Красный пролетарий

Типография Красный пролетарий в жизни моей семьи. История начала конца. Дилетант о философии политики и жизни. Конец типографии «Красный пролетарий»
Типография Красный пролетарий в жизни моей семьи
Моя семья родилась благодаря появлению типографии Ивана Кушнерёва на Пименовской улице. Мои прадеды, мой дед, моя бабушка проработали на типографии всю жизнь. Дед Жеребин Михаил Петрович надорвался и потерял здоровье, эвакуируя цеха типографии во время Великой Отечественной войны, и умер, не дожив до победы. Моя бабушка вышла на пенсию после многолетней работы в переплётном цеху в 57 лет. Пенсия, которую она заработала, составляла 60 рублей и несколько копеек. Эту пенсию ей приносил на дом почтальон. Я таращилась во все глаза, наблюдая, как почтальонка достаёт серый лист ведомости, как бабушка в ней расписывается, как красные десятки тонкой пачечкой ложатся на стол, а рядом в кучку складываются монетки, как часть этих монеток бабушка отодвигает в сторону почтальонки, и та кладёт их в карман. Последнее действие казалось мне несправедливым, потому что почтальонка получала за свою работу жалование. Жалование – словечко, доставшееся от бабушки. Наверное, я бы с большим пониманием относилась к передачи денег, если бы часть монеток, хотя бы 11 копеек, перепадали мне. 11 копеек стоило любимое мною эскимо.
Мой отец не пошёл по стопам родителей. Проучившись 7 классов в школе, он пошёл работать на завод «Спартак». Завод «Спартак», бывший завод Ильина, находился в начале нашей улицы. Во время войны его эвакуировали в город Горький (нынешний Нижний Новгород). В Горьком отец познакомился с мамой и привёз молодую жену в Москву, в комнату 25,5 квадратных метра с потолками 3,5 метра. В комнате уже жили бабушка и беременная сестра отца с мужем. Старший сын бабушки Виктор не вернулся с войны.
Бабушка устроила пришлую невестку на работу в типографию ученицей оператора печатной машины. Хотя типография печатала в основном книги и брошюры политической тематики, иногда из печати выходили художественные тома. Книги в нашей комнате при таком скоплении народа не хранились. Вот демон соблазна и попутал мою 20-летнюю маму, и она взяла почитать несколько красочных разрозненных листочков к себе домой. Эти листы увидел сосед по коммунальной квартире, который по зову души написал донос, осветив этот вопиющий факт. Ещё был жив товарищ Сталин, ещё был высок уровень коммунистического сознания масс – в ссылку отправляли и не за такие проступки! Но маму просто уволили – скорее всего, директор типографии ещё помнил моего деда. Беременная моей сестрой мама устроилась на работу в ясли, няней в грудничковую группу. Ясли находились в Косом переулке и размещались в старой усадьбе. Я её помню.
Деревянная усадьба была двухэтажной и стояла массивным квадратом посреди заросшего тополями двора. Массивный квадрат усадьбы не казался чужеродным и гротескным под сенью мощных деревьев, наоборот, она выглядела совершенной и изящной благодаря окружавшей второй этаж террасе с резными балясинами, наличникам на окнах. На эту террасу в любую погоду детей укладывали спать в ватных спальных мешках. Мне кажется, я помню шум листвы над головой, шуршание снега, падающего на старую кровлю, звон капели, скользящей по гигантским сосулькам, а ещё запахи земли – прибитой дождём пыли, гниющей осенней листвы, холодного снега, клейких почек. Звуки и запахи мира детства. Они исчезли вслед за разрушенной усадьбой. Сейчас нет не только некомфортабельных и хрупких, но таких уютных двухэтажных домов, нет самого Косого переулка, на котором они стояли.
В здравпункте типографии «Красный пролетарий» 10 лет проработала моя старшая сестра. А жила она напротив типографии в одной из комнат двухэтажного покосившегося заросшего золотыми шарами дома вместе с мужем и двумя дочками, пока не переехала на новую квартиру в Лианозово. И этот пережиток прошлого тоже сломали и построили новые дома, изменившие облик не только улицы, но и всего района. Типография продолжала работать. Даже я умудрилась там поработать целых два раза. Первый раз, учась в 7 классе 182 школы. Кому-то пришла в голову идея приучать школьников к труду и вот параллели с 5 по 10 класс, каждый в своё отведенное время приходили в типографию. Не знаю, что делали остальные, но наш класс формировал листы книги для переплёта. Было обещано, что тот класс, который покажет наивысшую производительность труда, получит деньги на двухдневную поездку в Ленинград. Как нам хотелось поехать! Как мы старались работать! Но поехали не мы. Второй раз история повторилась, но под другим соусом: по программе обучения школьники Советского Союза должны были отрабатывать летнюю практику. Мне каждый раз удавалось откосить, но в 9 классе не получилось. Нас, таких неувернувшихся было человека 4. Мы приходили в типографию, нас посылали из цеха в цех и не знали чем занять. Промаялись мы неделю, да и бросили эти «походы». Но был один положительный момент в этой истории. Я вынесла под кофтой несколько листов книги графики Пабло Пикассо. На этот раз всё обошлось без последствий. Изученные досконально эти листы до сих пор хранятся у меня, и я, попадая в музеи Пикассо, вижу как выглядят в натуре то, что было напечатано в далёком 1969 году. На мне и моей сестре, пожалуй, закончилась история нашей семьи в истории типографии «Красный пролетарий». Типография продолжала печатать книги, но район наш преобразовывался и наши родственники разъезжались по окраинам Москвы. Одна бабушкина сестра с Краснопролетарской улицы уехала на Коровинское шоссе, другая – на Дмитровское шоссе, сама бабушка и я вместе с ней переехали в Отрадное – никого не осталось в нашем районе. Новые квартиры в новых домах выглядели временным жильём, но все радовались - они были «отдельные»! Типография ушла из нашей жизни, а вскоре и из жизни Москвы. Вспоминая ушедшую, хочу вспомнить и то, как она уходила. Современное не всегда лучше прошлого, но лить слёзы по прошлому не будем. Оставляя прошлое существовать в его временном потоке, хочется пересмотреть ушедшую реальность, чтобы понять совершённые ошибки и взять на вооружение удачные моменты. Так, уезжая в дальнее путешествие, нужно разобрать вещи, чтобы оставить ненужный багаж за спиной и не забыть забрать необходимый с собой в дорогу. Поэтому вспомним конец типографии «Красный пролетарий».
Начало истории конца
Конечно, мне больше нравится писать о художнике Василии Кандинском, об архитекторе Фёдоре Шехтеле, вспоминая песни, которые пели наши бабушки, но приходится писать о том и о тех, кого настоящее оставило в прошлом. Время типографии закончилось в 1995 году, но вначале пришел конец нашему времени, тому времени, о котором пели «Будет людям счастье, будет на века. У Советской власти сила велика!». Обиднее всего оказалось не то, что у Советской власти сила оказалась не столь великой, не то, что обещанное счастье не появилось, а то, что всё то, что стало нам привычным, улетучилось так же быстро, как испаряется лужа в жаркую погоду.
За быстротой происходившего мы как-то не заметили, как оказались в совершенно другом мире. Он тоже не отличается стабильностью, но на наше счастье к постоянству перемен мы стали привыкать…
Покопавшись в интернете, я нарисовала для себя картинку прошлого времени, на перемены в котором, занятая личными проблемами, я не обращала особого внимания….
Началось всё с действий Михаила Горбачёва, потом, в августе 1991 года случился краткий бунт ГКЧП против его политики, а в декабре 1991 года СССР распался благодаря соглашениям, принятым в Беловежской пуще. Президентом РСФСР, а потом России стал Борис Ельцин. Он же возглавлял до июня 1992 года правительство – исполнительную власть России.
В январе 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР предоставил Борису Ельцину чрезвычайные полномочия для проведения социально-экономических преобразований. Началась шоковая терапия: по Гайдару - либерализация цен, которые мгновенно увеличились в десятки раз; по Чубайсу - ваучерная приватизация, приведшая к концентрации национальных богатств в руках узкого круга собственников.
Верховный Совет в то время был высшим органом государственной власти и до 1993 года высшим органом законодательной власти России. В верховном Совете сосредоточились люди, желавшие повести Россию иным путём.
Противостояние двух ветвей власти РСФСР закончилось в октябре 1993 года. Разногласия были в вопросах социально-экономического и политического курса страны. Правительство во главе с Борисом Ельциным и Егором Гайдаром хотело идти путем рыночных реформ, а Верховный Совет во главе с Русланом Хасбулатовым и Александром Руцким стояли на позициях регулируемой экономики.
21 сентября 1993 года Борис Ельцин нанёс решительный удар по регулируемой экономике, объявив о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Верховный Совет, размещавшийся в Белом Доме, отказался подчиниться указу президента и начала раздачу оружия гражданским лицам.
Борис Ельцин ввел Чрезвычайное положение в стране и в Москву начали входить правительственные войска.
4 октября 1993 года началась осада Белого Дома, к вечеру он был взят, а Хасбулатов и Руцкой были арестованы, но вскоре оправданы и получили достойные своему положению места, правда, далёкие от власти.
Так в борьбе за власть победили сторонники Бориса Ельцина. На июль 1994 года были назначены досрочные президентские выборы, в которых победил действующий президент.
Дилетант о философии политики и жизни
Если дерево сгнило изнутри, его может легко повалить даже одной рукой любой желающий. Если вожак потерял силу, его сместит другой, более молодой. Если не культивировать растение на грядке, его заглушат сорняки. Это всё утверждения о частных явлениях, то есть о той части жизни, которая мало затрагивает общее существование. Как любая система общее существование подвержена изменениям. Изменения могут быть скоротечными и вялотекущими.
Какая бы революция, какие бы изменения в жизни общества, какие бы катаклизмы в природе не происходили, конечные изменения в обеих сферах происходят в результате малых незаметных шажков. Рассматривая природу эволюции, понятия добра и зла, я бы заменила их на понятия созидания и разрушения. При этом, если на созидание, воспринимаемое как добро, нужно затратить значительное время, то разрушение можно произвести одним махом, и это воспринимается как зло. Основной Закон жизни заключается в неизбежности смерти. Всякое родившееся – природное явление, общественная формация, историческое явление - маленькими шажками движется к своему концу. Повторюсь – когда конец наступает в один момент, мы воспринимаем это как зло, ибо любое быстрое преобразование не созвучно природе, потому что существующая система, обеспечивающая баланс сил в формациях различного вида, не успевает мгновенно перестроиться. Шоковая терапия иногда помогает оживить «отжившее свое» человека или механизм, помочь природе высвободить зажатые существующей системой силы, но это будет лишь частный случай. В общем случае человек, природа, общество копят и не расходуют свой потенциал. Потому что, если израсходовать запас потенциала, потеряется сила сопротивления, и при малейшей атаке внешних сил всё может погибнуть, исчезнуть и испариться.
Результатом шокового переворота 1993 года в России стало перераспределение имеющегося потенциала страны, захвата его малым количеством действующих лиц при общем бездействии масс. Почему то мне не хочется размышлять на тему, стала бы жизнь лучше существующей, если бы победила вторая сторона участников противостояния 1993 года, боюсь прийти к неутешительным выводам. Но не будем забывать о законе природы: как бы ни был силён росток новой системы, будь она хороша или отвратительна, у него при появлении на свет неизбежно включается механизм саморазрушения, который будет поддерживать сама система.
Вывод о том, что произошло в результате переворота в России в 90-е годы: при натиске враждующих сторон произошло ослабление потенциала, старая система перестала поддерживать собственные элементы, её периферия ослабла, разрушилась и в результате разрушения возникла новая система отношений в обществе.
Так что же конкретно произошло с типографией?

Конец типографии «Красный пролетарий»
В 2005 году типографию «Красный пролетарий» приобрела компания «Олма Медиа Групп».
Механизм жизни таков, что на смену старому приходит новое, а это новое чаще всего зарождается в чреве старого. Вот то, что пришло на смену коммунистическому режиму в России точно зародилось и выросло на полях, засеянных коммунистами. Остаётся надеяться, что то, что растёт внутри их наследников, не приведёт к тотальному коллапсу. Потому что с приходом в настоящее новых игроков многое из прошлого было разрушено, порой кажется, что зря.
Вот вам краткая история конца типографии «Красный пролетарий».
Иван Кушнерёв, создавая издательство и построив для его нужд типографию, был озабочен благими намерениями – просвещать и наставлять юношество, пропагандировать культуру путем тиражирования образов, создаваемых в разных областях талантливыми творцами, знакомить читателей с лучшими образцами литературы и философской мысли. Как представитель класса капиталистов, он и его ближайшее окружение, без всякого сомнения, были озабочены получением прибыли. Частью эту прибыль созданное им «Товарищество на вере» получало за счёт изготовления технической продукции, печатая бланки, квитанции, ведомости и прочую документацию.
Выросшее в недрах молодого капитализма поколение коммунистов-фанатиков в свою очередь было озабочено идеологическими задачами воспитания нового поколения. Об идеологии много говорили по радио и много писали в газетах. Но поколение молодых выросло с багажом противоположных желаемым строящим коммунизм идеалам. Одной из причин, как мне кажется, явилось расхождение слова и дела, расслоение общества на элиту и остальных. Малочисленная элита жила в своё удовольствие, остальные кое-как. «Человек несовершенный» эпохи социализма, существовавший в условиях глобального дефицита культивировал в себе желание обладать благами, которыми без зазрения совести пользовалась элита. Если держать в уме гениальную «Сказку о золотой рыбке» Александра Пушкина или закон возвышающихся потребностей Карла Маркса, можно легко представить к чему это приводит.
Вот вам сказка о Типографии (Ивана Кушнерёва) «Красный пролетарий» на (Пименовской) Краснопролетарской улице.
Жили-были два мальчика – один в Молдавии, другой в Западной Украине. У одного папа был партийным функционером, у другого – руководителем крупного хозяйства. Понятно, что жили они не как какая-то там московская семья рабочих – впятером в одной комнате коммунальной квартиры, а в полном достатке. Но мечтали о большем. В первую очередь попасть в Москву – ведь именно там, в столице, можно было сделать карьеру, чтобы стать…интересно знать, кем мечтали стать мальчики? Об этом история умалчивает, но выбрали они для осуществления своей мечты карьерный рост. Надёжной базой для карьеры в 1984 году – год окончания школы пацанов - ещё была политическая платформа, в то время коммунистическая. Хорошей школой для формирования умов, отстаивающих коммунистические идеи, был философский факультет Московского Государственного Университета, главного университета страны. Именно туда пошли учиться ребята. Как попали туда, куда попасть было практически невозможно? – В то время в стране всё решалось благодаря знакомствам и связям, ну ещё деньгам, а у одного из них, как мы помним, папа был председателем очень крупного сельскохозяйственного предприятия Молдавии, папа другого - партийный работник, председатель Винницкого облисполкома, народный депутат Украины. В 1991 году, когда со звуковой скоростью распался Союз республик, отцы наших героев за ненадобностью вышли из состава КПСС и сделались ярыми сторонниками национальной идеи, но несмотря на это перебрались в Москву, где закипал питательный бульон для новой реалии. Сыны же в это самое время заканчивали обучение в Московском Университете.
Небольшое уточнение, которым нельзя пренебречь в биографии молодых людей. Знакомясь с фактами из жизни в открытых источниках что одного, что другого, мне казалось удивительным и странным, почему после поступления в университет биография одного практически не отличается от биографии другого, как будто они написаны под копирку.
После второго курса университета оба пошли служить в армию.
С 1982 по 1988 годы, решая проблему комплектования Вооруженных сил, военное министерство решило призывать на службу студентов, лишая их права отсрочки на время учёбы.
Куда могли направить студентов философского факультета, подкованных в идеологическом плане, семьи которых обладали связями и средствами? – Правильно, недалеко и уж точно не в Афганистан, где шла война.
Мне кажется, что отправились они служить в Питер в спецподразделение при органах, потому что:
Начиная с этого момента их биографии похожи на биографию «советского разведчика»: закончили университет с отличием в 1991, поступили в аспирантуру, защитили диссертацию в 1994 году…
В месте, где служили, они, видно, пришлись ко двору, потому что свою трудовую деятельность начали с питерской платформы – там на пару зарегистрировали свою первую фирму «Олма-пресс» и издали книгу «Сказки. Легенды. Предания» тиражом аж 250000 экземпляров. Удивительно, где взяли деньги, наверное, учась в университете, ночами разгружали вагоны. Находясь в аспирантуре, они тоже не сидели сложа руки: один с 1991 по 1999 год был директором издательства «Олма-пресс», а другой после стажировки в1995 году в Стенфордском университете Америки тоже стал членом совета директоров многочисленных новоиспечённых фирм.
В те года издательское дело было весьма выгодным предприятием – мы все помним дефицит книжной и журнальной продукции при коммунистах. Но помимо насыщения книжного рынка типографии печатали листовки, агитирующих за того или иного депутата, представительские визитки, предвыборные плакаты и прочее-прочее. В результате у наших героев появились неплохие деньги, но не хватало статуса. Ещё один порок, одна страсть – чувство собственного тщеславия! Но и это не ново под Луной – как в иные времена нищие дворяне женились на богатых купчихах, а молодых дворянок выдавали замуж за денежные мешки, так и нашим героям хотелось быть владельцами старой доброй типографии – пусть побитой временем и обстоятельствами, но имеющей свою историю.
И вот благодаря деньгам и приобретённым связям они купили по смехотворной цене, намного меньше стоимости земельного участка, на котором она расположена, типографию «Красный пролетарий». При этом один друг сделался в 1999 генеральным директором ГУП «Полиграфической фирмы «Красный пролетарий»», членом совета директоров банков, а другой подался во власть, специализируясь на экономической политике, но продолжал входить в состав совета директоров разных фирм. Оба устраняли конкурентов и захватывали рынки сбыта. Хотя я, кажется, неправа, подумав о романтической подоплёке покупки старой типографии. Дело было в другом – в 2005 году мэром Москвы был принят закон о выводе промышленных предприятий из центра столицы на периферию, а стоимость квадратного метра жилья на Краснопролетарской улице и тогда была высока. К тому времени один из друзей уже стал сенатором.
Ну вот, изучив экономическую политику капитализма и ничего не желая знать об истории типографии «Красный пролетарий», «Олма-пресс», преобразовавшаяся к тому времени в «Олма Медиа Групп» под тем же управлением, декларировала, что вывела типографское производство за «кудыкину гору», то есть в Китай.
В кошмарном сне только может присниться, как 1000 типографских работников с семьями, погрузив на подводы недавно купленное оборудование и собственное имущество, бредут, утопая в снегу по печально известному чайному пути к китайской границе. А как ещё понимать «выведение» производства? Производство – это оборудование и работающий на нём персонал! Путь в Китай оказался трудным и далёким и конечная судьба типографии «Красный пролетарий» сокрыта тайной пеленой. Без вести пропащая….
Но зато осталась недвижимость, включающая производственные цеха, складские помещения и дома культуры.
Совет директоров «Олма Медиа Групп» решил снести старые типографские постройки и возвести на их месте многоэтажный дом из стекла и бетона или даже два, но что-то у них не срослось, и слава богу на этом. Так что, если вы попадёте когда-нибудь на Краснопролетарскую улицу, то увидите дом 16 – здание типографии, дом 14, где на первом этаже был когда-то магазин «Продукты», а сейчас «Аптека» и дом 8, где когда-то жили семьи типографских работников.
Вот, собственно говоря, 2005 год и есть год конца типографии «Красный пролетарий». Молодые акулята молодого российского капитализма схрумкали типографию за каких-то 6 лет и не подавились её костями.
Жизнь такова, какова она есть и больше не какова.
Что касается героев нашей сказки, то они процветают, «истории ещё не конец».
В 2015 году при поддержке миллиардера Аркадия Ротенберга издательство «Олма Медиа Групп» выкупила издательство «Просвещение» и получило госзаказ на выпуск учебников для российских школ. По скромным оценкам оно выпускает учебники на сумму 12 миллиардом рублей в год. После того, как Крым стал нашим, издательство обеспечило российскими учебниками школьников полуострова, участвуя в программе «Детям России – адрес Крым», это тоже госзаказ на несколько миллиардов.
За заслуги перед отечеством, находясь в высших эшелонах – один во власти, другой в бизнесе, наши герои награждены многочисленными правительственными наградами. Один - за вклад в культурную жизнь России, за развитие отечественной печати, за особый вклад в книжное дело, за учебное книгоиздание на основе новейших достижений педагогики, за пропаганду военной истории и реализацию проектов историко-патриотической направленности. А в 2018 году он награждён медалью за взаимодействие с ФСБ России, что подтверждает мою версию «служили два товарища в одном и тем полке».
Но почему-то учителя жалуются на программы, по которым печатаются издательством «Просвещение» обязательные к употреблению учебники. Говорят, что по ним невозможно учиться…
Второй сказочный герой, являясь членом Комитета Совета Федерации по экономической политике и с 2004 по 2022 год сенатором от Калининградской области, награждён двумя орденами.
Но почему-то население Калининградской области жалуется, что сенатор забыл про место, интересы которого должен представлять в правительственных кругах, и там не появляется…
«Олма Медиа Групп» практически перестала выпускать обещанную художественную литературу. Правда регулярно печатает книги кулинарных рецептов, которыми делятся матери обоих героев нашей сказки.

У нас же сказка своя!


Рецензии