Не поддавайся, брат, вотчину нашу отнимают!

Содержание:
1.ОСМНИЧЕЕ И ЕГО КНЯГИНИН БРОД.
2. "РАМЕНЬЕ, ЧТО БЫЛО ЗА КНЯГИНЕЮ"

Эта статья написана в продолжение предыдущей - "От истории древнего Дубка - к Куликову полю" и  предлагает разгадку локализации еще одного, очень значимого  в Куликовском сражении, объекта на побережье Дона.

1. Итак, Дубок, судя по московско-рязанской грамоте 1381 года, перешел московскому княжеству  через  некого Федора Святославовича, от Тарусских князей.  При каких обстоятельствах это произошло - теперь, наверно, восстановить не удастся. Возможно, что сделку эту провел сам Иван Калита, активный "собиратель" московских земель. Но хотя бы зададимся вопросом: когда это было?
В истории московского княжества неоднократно упоминается, начиная  с 1314 г,  князь Федор Святославович Вяземский. Дата и место рождения Федора Святославовича неизвестны, умер он в 1346 году. Помимо того, что  этот князь был, пусть и совсем непродолжительное время, тестем Семена Ивановича Гордого, он делал ставку на дружбу с московскими князьями. Вот информация  об его  служении  московскому княжеству ( с  сайта "Александр Невский")  :
"В начале XIV в. Ржева была столицей удельного княжества на северо-востоке Смоленской земли. В 1314 г. князь Федор Ржевский выступал в качестве подручника Юрия Даниловича Московского во время его борьбы за Новгород с Михаилом Ярославичем Тверским. Скорее всего, это был Федор Святославич, впоследствии князь вяземский, бывший в середине 40-х гг. тестем великого князя Семена Ивановича. В 1335 г. Иван Калита воевал Осечен и Рясну — городки Ржевского княжества, захваченные перед этим Литвой. Очевидно, он действовал как союзник ржевского князя. После ухода своего старшего брата Глеба около 1339 г. на княжение в Брянск Федор стал князем вяземским. Однако вскоре он утерял вяземское княжение, поступил на службу к Семену Ивановичу Московскому и получил от него наместничество в Волоке. Скорее всего, уход Федора из Вязьмы имел место в результате антимосковского похода Ольгерда 1341 г.: литовские войска дошли до Можайска, следовательно, ранее прошли по территории Вяземского княжества." Источник:
То есть,  если судить только по встречаемым в тексте датам, правый берег города  Дубка мог стать московским не ранее 1314 года и не позднее 1346 года (год кончины Ф.С.В.). Логично предположить, что этот объект должен попасть в перечень  духовных грамот  московских князей - Ивана Калиты (писаны в 1328 году) и Иоанна Иоанновича (писана в 1356 году). Однако, прямого указания на топоним "Дубок" в них мы не находим!
И все же, смеем утверждать: с большой долей вероятности, правобережный Дубок   в этих документах зафиксирован, но, по непонятной теперь причине, под обезличенным наименованием,под термином для современного человека непонятным, но указывающим на  прикладную функцию этой местности! 
Так,  в двух вариантах завещания, составленного в 1328 году, от Ивана Даниловича Калиты своей первой  супруге Елене (Олене),   жалуется "ОСМНИЧЕЕ,  ГОРОДСКАЯ ВОЛОСТЬ", дословно:  "А из городских волостей даю княгине моей осмничее; а тамгою и иными волостьми городьскими поделятся сынове мои...".
Понятие  "осмничее" (осминичее, осьмничев, осмичве, осьмичее, восмичее, восменичее, восмничье и т. д.) долгое время, со времен Карамзина, было неопределенным по значению. После многочисленных высказываний исследователей, сегодня оно интерпретируется современными историками как  "одна из древнейших ТОРГОВЫХ ПОШЛИН".  Однако, после изучения ряда духовных грамот становится ясно, что слово это, помимо "пошлина", применяется в этих документах в значении "МЕСТНОСТИ, НА КОТОРОЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СБОР - ОСМНИЧЕЕ" (видимо, сбор дорожной пошлины или таможенного сбора):  У Ивана Даниловича Калиты этот термин прямо называется в завещании "городской волостью", у Дмитрия Донского - жеребье (предположительно, в значении " часть, доля от какой то местности")...
Допускаем, что  правобережная часть Дубка могла быть названа в духовных документах - завещаниях  этим  непривычным для нас словом - "осмничее"  из-за местоположения города Дубка на донском броде, через который шел торговый путь из Орды на Русь.  Функцией города-крепости Дубок, помимо защиты рубежей княжеств, однозначно, был и сбор пошлины, поэтому версия эта, на наш взгляд, не противоречива.
Далее это "осмничие"  встречается в ЧИСЛЕ ИНЫХ МЕСТ РЯЗАНСКИХ, закрепляется  за второй женой Ивана Калиты, Ульяной, в духовной грамоте Великого Князя Иоанна Иоанновича (1356 год). Предусматривается, что после ее смерти этот объект должен быть поделен между детьми Иоанна Иоанновича : Дмитрием , Иваном, братом Владимиром и его женой.
Однако, судя по имеющимся источникам, круг наследников "осмничия" в дальнейшем сузился до 1 или 2 владетелей, а  брод Дубка называется "Княгининым", видимо,  неспроста: Духовная грамота (вторая) великого князя Дмитрия Ивановича( от 1389 года) , продолжила сложившуюся традицию и "восминичее" ( теперь уже два жеребья) предназначалось опять наследнице- женщине - третьей московской княгине, супруге Дмитрия Донского: " А тамга из двою моих жеребьев княгине моей половина, а сыном моим половина. А восмьничее мои два жеребья княгине моей".
Таким образом, правобережный Дубок или городская волость осмничее, мог войти в земли московского княжества в период с 1314 по 1328 годы, а  брод Дубка стали называть  "КНЯГИНИНЫМ", так как традиционными владелицами его, в порядке наследства,  были жены московских князей... Вот такая версия!

2. От Дубка переходим к  еще одному объекту на Верхнем подонье, положение которого   у исследователей под вопросом, но который, по нашей версии,  напрямую связан с Куликовской битвой.
Духовная грамота Ивана Даниловича Калиты, писанная в 1328 году, зафиксировала, что Калита завещает первой Княгине своей, Елене (Олене), с меньшими детьми, в числе прочих объектов  "РАМЕНЬЕ, ЧТО БЫЛО ЗА КНЯГИНЕЮ" (не путать с Дейковым Раменьем  и прочими,которые встречаются в текстах духовых грамот ). Ясно, что фраза  "Раменье, что было за княгиней"  может указывать, что данный объект был приданым Елены (брак был заключен в 1319 году). О происхождении Елены точно ничего не известно, умерла она в 1332 году. Существует гипотеза, что она была дочерью смоленского князя Александра Глебовича, умершего в 1313 году. Но, возможно, что это не так?
 Если "Раменье, что было за княгинею"   тождественна  местности Романовского леса с Романовским городищем, у древней Непрядвы-Перехвалки, (территория современных Данковско-Лебедянский районов Липецкой области), то князь московский Дмитрий Донской пришел на битву не просто к Чуру Михайлову, в  "земли половецкие", а на свои  законные земли, перешедшие в его собственность еще от предков его бабушки...
Теперь ясно, что совсем не для "красного словца" сказано в Задонщине князем Владимиром - Дмитрию Донскому,  накануне похода к местам боев: "Не поддавайся, брат, поганым татарам ведь поганые уже поля русские топчут и ВОТЧИНУ НАШУ ОТНИМАЮТ!"
"Раменье" претерпевало нешуточные потрясения и до   Куликовской битвы: разорялось ордынцами (см. статью "Межа чурова и михайлова - зарождение и забвение"), и, возможно, даже было отторгнуто ими в свою пользу. Во всяком случае, местность не вспоминается уже в душевой грамоте Иоанна Иоанновича (1356г), а в литературных источниках  о Куликовском сражении именовалось загадочным Чуром Михайловым.
Однако, Духовная грамота (вторая) великого князя Дмитрия Ивановича от 1389 года вновь включает этот топоним: "А се даю сыну своему, князю Ивану: РАМЕНЕИЦЕ С БОРТНИКИ И ЧТО К НЕМУ ПОТЯГЛО, да Зверковское село с Сохоньским починком, чтo отошло ото князя от Володимера". Значит, данная территория была в числе отвоеванных у татар земель по итогам донского сражения.
"Раменье за Княгиней", которое было на донском  правобережном берегу, чуть ниже притока Дона - речки Перехвалки (древней Непрядвы), за несколько столетий проходило в различных источниках под несколько видоизмененными названиями: "Раменеице с бортники и что к нему потягло", "Раменка, слободка княже Иванова", "Иваново-Романцево с уездом". К тому же поселение переместилось на другой берег Дона.  На карте 19 века,  уже на левобережье Дона,  значится  город "Романов  Рог",  напротив Романцевского леса, и, наконец, "Раменье за Княгиней" стало  просто современным селом Романово, Лебедянского района, Липецкой области, расположенным на левом берегу Дона.
ДАННАЯ ВЕРСИЯ ЕЩЕ РАЗ ПОДТВЕРЖДАЕТ: КУЛИКОВСКАЯ БИТВА ПРОХОДИЛА НЕ У ТУЛЬСКОЙ НЕПРЯДВЫ. НАСТОЯЩИЕ МЕСТА СРАЖЕНИЯ ЖДУТ СВОИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ.
ДРЕВНЯЯ НЕПРЯДВА-ПЕРЕХВАЛКА, РАМЕНЬЕ, ДУБОК НА ЛИПЕЦКОЙ ЗЕМЛЕ ХРАНЯТ ЕЩЕ МНОГО ТАЙН.


Рецензии
"В 1335 г. Иван Калита воевал Осечен и Рясну — городки Ржевского княжества, захваченные перед этим Литвой..."
-----
так... просто... - подивился в который раз в жизни - безличи кровных схваток в истории русского народа...
=
"Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал, Шпака не брал..."
Сколько смысла! - в этой крылатой фразе неповторимого фильма... Не так просто прибывала земля русская.
Не любил историю в школе... Столько дат надо было запоминать! Но это - наука, без которой нет жизни.

Спасибо за жемчужинки истории.

Вадим.

Кенотрон Загадочный   20.07.2021 08:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.