Прогулки по Парижу. Лувр. Две девы с Олимпа

     Грек Дымба из чеховской «Свадьбы» говорил: «Это в России ничего нету, а в Греции всё есть». Там речь шла о тиграх и кашалотах. Но демократия, философия, математика, театр, литература, искусство – вся европейская цивилизация, действительно, оттуда, из Древней Греции. Кое-что дошло и до России. Я ещё застал стариков, получавших в молодости классическое образование, с обязательным знанием латыни и греческого, а в нижних залах Эрмитажа пылились мраморные бюсты с отбитыми носами. На греческой земле мало что осталось. То, что пощадило время, растащили братья по разуму и давно хранится в зарубежных музеях, может и к лучшему. Кто бывал в современных Афинах, говорят, что город на редкость грязен. При этом, даже на картинках, поражает белая гармония Парфенона – свидетельство расцвета Греции в VI-IV веках до н. э. – во времена Перикла, Пифагора, Сократа, Еврипида, Фидия и Праксителя. Завоевания Александра Македонского в 334-323 годах до н. э. способствовали распространению греческой культуры. И хотя гигантская империя Александра распалась вскоре после его смерти, ещё 300 лет до завоевания римлянами Египта оставались эпохой эллинизма.

     Автор знаменитой «Истории древнего искуства», хранитель древностей Ватикана Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768) презирал современное ему искусство барокко и рококо, видел в нём очередной спад после взлёта высокого ренессанса, смысл которого был в возврате к классическим образцам. К сожалению, сохранилось очень мало подлинных произведений греческого искусства. Лучшие скульптурные образцы мы знаем по римским копиям. Самый известный пример – мраморный Аполлон Бельведерский в Ватикане – римская копия второго века утраченной бронзовой статуи 330-го года до н. э.

     Луврская экспозиция античной скульптуры – одна из богатейших, несмотря на реституцию 1815 года (статуя Аполлона – одна из 130-ти возвращённых скульптур). Из того, что осталось, две гречанки Венера Милосская и Ника Самофракийская возглавляют длинный список шедевров Лувра.

     Греки и наследовавшие им римляне творили себе богов, идеализируя человеческие черты, по собственному подобию (не наоборот!). В сложной генеалогии олимпийских богов Афродита – богиня любви и красоты. В римской мифологии Венера первоначально была богиней весны и плодородия. Потом их образы слились в идеале женственности. «И целомудренно и смело, до чресл сияя наготой, цветёт божественное тело неувядающей красой», – писал А. Фет, увидев Венеру Милосскую в 1856 году.

     По национальной принадлежности её следовало бы называть Афродитой. Она родом с греческого острова Милос, где её откопали в 1820 году. Статуя была создана скульптором Александросом в середине II века до н. э. Известно множество копий более древних статуй, чаще всего варьирующих черты Афродиты Книдской Праксителя, первым рискнувшего изваять обнажённое тело не смертной женщины, но богини. Вспоминаю Венеру Медицейскую в Уффици и похожую на неё Венеру Таврическую в Эрмитаже.

     Что же мы видим теперь в Лувре, приближаясь к статуе, белеющей в конце анфилады залов первого этажа? Венера стоит на невысоком постаменте. Наши глаза на уровне её колен. Это создаёт эффект «лягушачьей перспективы». Рост богини 2 м 10 см, длина уцелевшей правой ступни 32 см (49 размер обуви). У Венеры волнистые волосы с прямым пробором и узлом на затылке. Она опирается на правую ногу, приподняв левое колено. От этого слегка выпятилось правое бедро и приподнялось левое плечо. Многочисленные спекуляции насчёт утраченных рук кажутся неубедительными и бесполезными. Лицо её абсолютно бесстрастно. Повидимому, это позволило предположить, что статуя была создана в классический период и датировать её IV веком до н. э. Позже, однако, по технике обработки мрамора её омолодили на пару веков.
      
     Не стоит приглядываться к многочисленным рубцам и щербинам оставленным временем на поверхности статуи. Перед нами молодая женщина лет 25-ти, рожденная, судя по наличию пупка, естественным, земным способом. Спущенный до бёдер хитон приоткрывает соблазнительную складку пониже живота у правого паха и желобок между ягодицами. Современным модницам в сползающих джинсах есть ещё к чему стремиться. Не вполне понятно назначение этого хитона. Можно, конечно, вспомнить, как пингвины в романе А. Франса «Остров пингвинов» побросали своих голых подруг и потянулись за девой Орберозой, когда та надела юбку. Но статуя полна величественного спокойствия и лишена явного эротизма. Автор запечатлел богиню в момент некоего движения, цель которого трудно расшифровать из-за отсутствия рук. Динамика, придавшая фигуре характерный изгиб, необычна для греческой скульптуры классического периода. Венера Милосская несёт на себе смешанные черты эллинизма и высокой классики Золотого Века.

     Возможно, именно эклектизм вызывал порой неоднозначные оценки статуи Венеры со стороны знатоков и тонких ценителей. Например, Ренуар назвал её «большим жандармом». Чтобы это понять можно вспомнить сдобные формы очаровательных девушек на его картинах. Дело вкуса. Меня сильнее удивило, что Венера Милосская даже не упоминается в многократно переиздававшейся «Истории искусства» Янсона, на суперобложке которой красуется другая обитающая ныне в Лувре гречанка с Олимпа, крылатая Победа – Ника.

     Знаменитая Ника Самофракийская – образец эллинистической скульптуры начала II века до н. э. Ника (у римлян Виктория) – символ победы, была дочерью титана Палланта и Стикс (Воды, дочери Океана), сестрой Силы, Мощи и Зависти, подругой Афины. Нику часто изображали в виде крылатой женщины с венком в руке. Луврскую статую нашли в1862 году на острове Самотраки в Эгейском море. В своё время её там воздвигли в Святилище Великих Богов в честь победы родосцев над сирийцами.

     Теперь трёхметровая Ника стоит в Лувре наверху лестницы Дару и видна издалека. У статуи нет ни головы ни рук, и тем не менее, она необыкновенно выразительна. Ника только что опустилась с небес на корабль победителей и ещё не успела сложить свои крылья. Её прекрасное, сильное тело облепленное тканью хитона, противостоит ураганному встречному ветру. Трудно себе представить какой должна быть (была!) голова, способная что-нибудь добавить этому триумфу Победы.

     У меня, правда, остался праздный вопрос. Если Ника стоит на постаменте, изображающем нос корабля, и, как считается, изображает ростру, то почему ветер дует ей в лицо? Ведь корабль в античные времена был скорее всего парусный. Но, глядя на эту замечательную скульптуру, не хочется быть занудой, в особенности после того, как Ролс-Ройс сделал её своей эмблемой и растиражировал на капотах мощных двигателей внутреннего сгорания, легко преодолевающих любой встречный ветер.
                (Окончание следует)


Рецензии