Общение с библиотекой

1.
ХХ1 век, сентябрь 19 число, 2065 год.
Я – Даниэла, мне девять лет, я гимназистка второго уровня. На этом уровне, как и на первом, нам продолжают открывать азы бесконтактного общения и обучения. Сегодняшний виртрок - виртуальный урок под названием «Работа по восстановлению материалов прошлого века», Даруч (дарящий учение) предложил мне задание по раскрытию слова «библиотека». Библиотека? Что за библиотека? Это что-то из ХХ века?
- Да, - воспринимаю через мозг  Дарна5
Кто такое Дарн5? Это мой личный дистанционный робот, Дарн – имя (дар несет), 5 – мой порядковый номер как ученика. Дарн всегда в мысленном общении со мной.
Он обожает мое краткословие (кратксл), и только так со мной говорит на кратксле. Но, не буду вас этим утомлять, покажу в дальнейшем только несколько слов.
- Тебе, Даниэла, для раскрытия слова «библиотека» поможет прабабушка. Для этого на твоем рабочем столе я подготовил аудетр - аудиотетрадь и виртр -  твое новое виртуальное устройство, способное улавливать энергетическое поле воспоминаний предков для озвучивания ими знакомого материала,  в данном случае оно подключено к памяти твоей прабабушки. Даниэла, виртр -  это мое сокращение - делюсь с тобой. Нормально я сократил обширное понятие этого прибора? Производителю понравилось, а тебе?
- Дарн, и мне понравилось это краткое название. Так и будем его называть.
Умеет же Дарн общаться наравных и оттого у нас с ним доверительное отношения.
- Виртр,- передаёт Дарн, - уже принял задание по слову «библиотека» и настроен на работу с прабабушкой.
- Да, я готова к работе.
- Готова то, готова, но волнуешься, я даже ощущаю твои беспокойные колебания. Не забывай, что главное твое предназначение на Земле - изжить в себе этот недостаток. Хотя, в эмоциях есть плюс… Все что в жизни проходит через эмоции, то легко заходит в память, надежно хранится там и всплывает при необходимости.
Да... Наконец то понял, чем ты отличаешься от твоих соучеников – особенной вибрацией твоих нервных окончаний, они как бы ввинчиваются в тему и рассматривают ее глубже других. Я отвлёкся, но ближе к заданию, проверь включение аудетра и виртра к тевертуку. А тевиртук – это модернизированный телевизор с компьютерной виртуальной связью. Помнишь?
- Конечно, помню, Дарн.
- Ты справишься, дорогая.
- Твоя уверенность переходит в меня. Все приборы подключены... Виртр готов к записи в аутетре.

Послышался знакомый и незнакомый голос – как будто мой. Это голос прабабушки повествует о библиотеке.
- Представьте школу 50-60 годов ХХ века. Родители ведут своих детей, семилеток, в начальную четырехклассную школу, здесь мы учимся писать перьевыми ручками и читать по слогам по Букварю под руководством учительницы, ее зовут Зинаида Кирилловна. Букварь – это первая книга ученика. Она нам пишет слога на доске и с помощью указки показывает их, читает и просит повторить вместе с ней.
Наряду с букварем, Зинаида Кирилловна знакомит нас с другими книгами и авторами. Читает детские стихи Самуила Маршака, Агнии Барто.. Назову из того, что хранит память:
Самуил Маршак:
- Вот какой рассеянный,
- Ищут пожарные, ищет милиция.
Агния Барто:
- Я расту,
- Резиновая Зина,
- Наша Таня громко плачет...
и т.д.
Сигнал будильника. Общее соединение техники ставлю на паузу, пора пополнять энергию клеток организма. В хладошкафе готов обед. Мои роботы-автоматы подключены к моим датчикам жизненных показателей, они разрабатывают и готовят пищу, в данном случае обед, рассчитанный только для меня.
Переключаю шкаф из режима холодильника, в режим нагрева. Дело недолгое - я насытилась. Снимаю паузу и энергетическая связь с прабабушкой  восстанавливается.

- Учительница, Зинаида Кирилловна, читала нам не только стихи, но и сказки. Мы сидели за партами по два человека и заворожено слушали ее, в классе стояла невероятная тишина, будто не 24 ученика находились перед учительницей, а всего лишь один увлеченный ученик,  даже звонок на перемену не сразу пробуждал нас.

Очнувшись, бежали в коридор школы. Класс оживал. Кто - никто тут же приобретал имя главного героя или героини сказки. Помню удостоилась этого и я после прочитанной  сказки «Принцесса на горошине». Николай, с которым я сидела за одной партой, дернул меня за косичку и сказал:
- Принцесса на горошине.
Моя фамилия тому соответствовала. И чтобы вновь не получить такое же «внимание», я побежала от него. Но не тут-то было, подхватил весь класс:
- Принцесса на горошине,
- Принцесса на горошине…,
Образовался детский ручеек: я - впереди, другие дети за мной с тем же «прозвищем», которое прилипло ко мне надолго. Приятно было ощущать себя героиней сказки.

Во втором полугодии был введен дополнительный урок, урок внеклассного чтения. Для этого необходимо было прочитать дома книгу и пересказать содержание на уроке. Чтобы  участвовать во внеклассном чтении, родители познакомили меня с библиотекой, она была в центре села. От окраины, где мы проживали, до центра было около трех километров. Но, это расстояние, не расстояние, поскольку я с удовольствием ходила в библиотеку сначала с родителями, затем с подругой, а потом и одна. Положу книги в сетку... и чуть ли не бегом в библиотеку. Там с радостью меня встречала библиотекарь, Полина Федоровна, она была в курсе школьной программы и моего интереса, но всякий раз уточняла:
- Ну что сегодня, милочка, желает выбрать?
И, не дожидаясь ответа, перебирала книги и вела рассуждение:
- Это ты читала, это тоже, а вот это…
Как же она чувствовала мой интерес, удивительно, я практически ни разу не отклонила предложенную книгу.

Читала залпом, не успев обдумать содержание, бежала за другими книгами. Чтение затягивало, это как общение, как возможность жить другими судьбами, представленными в мирном или военном времени. Это как глоток в познании существующего мира с его реальностью, с прошлой былью и фантазией, обращенной в будущее.

Жизнь – это развитие, движение, как человека, так и науки, общества. Страна развивалась  от лучины до электричества, от телеги до автомобиля, от радио до телевизора -перечислять можно много всего. Незабываемое в мировом плане был первый полет в космос нашего космонавта Юрия Гагарина...

Жажда чтения росла. Насколько? Открою посредством сравнения с жарким днем и родником: глоток один, второй, третий… из родника -  жажда не спадает, а вода все вкуснее и вкуснее.
И в этой гонке от книги до книги сюжетные образы переплетались, недолго оседали в памяти без эмоционального обсуждения прочитанных книг. Обдумывать? Да где там! Дети, есть дети, были и другие интересы: командные, увлекательные игры,  в них развивался коллективизм, борьба за общее дело в игре с мячом под названием «Шандары», «Вышибалы»… А также «Лапта», «Классики», «Скакалки» - игры на индивидуальную скорость и смекалку. С улицы домой - не загнать.  А уроки? Ох, уроки! Делали их под слабым светом керосиновой лампы до поздней ноченьки.

Из прочитанных книг, не копаясь долго в памяти,  мне вспоминается книга  «Четвертая высота», захватывающая повесть Елены Ильиной о реально существовавшей Гули Королевой, которая своим упорством в жизни взяла не одну свою высоту.

2.
 И вот пятый, шестой, седьмой, восьмой классы средней школы, исчезла детская суета. Казалась бы вот она вдумчивость рядом. Да не тут-то было, программных книг было столько, что тут же включалось отторжение. Вникала в книги по школьной необходимости, на дополнительное чтение почти не оставалось времени. Все также хотелось на улицу, общаться с подругами, друзьями, пойти веселой гурьбой в клуб на фильм, а в выходные -  остаться на танцы.
При всем при этом, школьная программа привнесла неизгладимые впечатления от книг: «Как закалялась сталь» Николая Островского, о воле и мужестве Павла Корчагина. «Молодая гвардия» Александра Фадеева, о молодогвардейцах, которые вели борьбу против фашизма в тылу врага.
По-своему увлекали герои книг «Война и Мир» Льва Толстого, а также «Тихий Дон» Михаила Шолохова а также поэзия Александра Пушкина, Михаила Лермонтова...

Шорох вливается в звучание, через него просачиваются имена:
Максима Горького, Николая Гоголя, Александра Блока...

3.
Но, впервые, по-серьезному, открыло мне общение с библиотекой педучилище.
Заканчивался первый год обучения. У меня образовались «хвосты» по литературе и для спасения моего плачевного положения было задано сочинение: «Творчество… и современное видение его героев». Я в шоке, через два дня должна была сдать сочинение на проверку.

Выходной. Ко мне приехала мама. Время на общение было мало, так как обратная электричка ее отходила через два часа, но я успела ей рассказать о своей проблеме. Мама успокоила меня и предложила сходить в библиотеку,  попросить книги критиков, касающихся творчества автора.
 
Проводив маму, я прямым ходом в библиотеку, где обложилась книгами... Логики мне своей хватало, термины литераторов преобразовывала на свой языковый лад. И настолько это меня захватило, что сухой  материал критиков я уже представляла почти визуально в своем изложении.
И… результат - я не только на «хорошо» закрыла неудовлетворительную оценку, но мне и в дальнейшем это пригодилось на государственном экзамене по литературе в школе.
Добавлю: Все что нам в жизни встречается, необходимо никому-то другому, а нам самим.
С этого события я стала внимательнее относиться к учебе, и ко всему, что происходило со мной и вокруг меня.
Предвижу вопрос:

Как это после педучилища снова школа? Не удивляйтесь! Такое бывает…

Итак, госэкзамен по литературе. Темы на выбор. Одна из тем моя, то есть та, которая спасла меня в педучилище. В итоге, фурор! Вся школа чуть ли ни на уши встала от моего неожиданного «отлично».
До этого я не знала, что учеба так может окрылять: я летала не от гордыни, а от результата. Оказывается и в школьном труде есть двери к счастью. Я полностью поверила в себя. И эта уверенность вела и держала на плаву меня в моем времени.

Слышу еще один вопрос: «Почему я не сказала о крыльях в училище?» Я их не могла почувствовать на фоне перенесенного шока: стояла перед выбором «Иль учусь или покидаю училище» к тому времени я не помышляла об уходе, еще не было на моем пути, признаюсь, Виктора.

Вибрацию волнения нарастала в голосе прабабушки, но голос продолжал звучать.

Годы шли, плотность донесения знаний в школах возрастала. Нелегко доставалось детям, в т.ч. и моим внукам. Кто-то, во что бы то ни стало, тянулся, приближаясь к нервным срывам, кто-то из-за этого поверхностно брел по знаниям...

Связь… Связь прерывается. Но, как взаимно пообщаться с бабушкой?

- Опять сомнения? Не тормози, передавай ей мысль, как и мне, - приняла я мысль Дарна.

- Бабушка, родная прабабушка, мы после вас родились с дополнительными открытыми знаниями, жаль только в нашем мире многих ваших слов уже не существует.
Твой рассказ прозвучал фантастикой, он прочно вошел в мое сознание,я поделюсь с ним на виртуальном уроке. Без прошлого, не бывает будущего. Память вашего поколения, как ручейки в море дальнейшего познания ушедшего времени. Нам многое незнакомо,вы даже этого не можете представить Вы в  свое время некоторых детей называли вундеркиндами, а мы с рождения такие. К тому же нам не составляет труда получать дополнительные знания с подсказкой роботов и виртуальной возможностью. У нас нет перегруженности. Знания легко вливаются в мозг и доставляют удовольствие, остается время на виртигры и реальные путешествия на автопланах. В твоем голосе бабушка было много переживаний. Будь спокойна,  я помогу тебе, справившись со своим волнением.

Некоторое время я сидела оглушенная тем временем, показавшимся мне настолько неправдоподобным, где какая-то керосиновая лампа, парта, странные игры, и многое другое. Как они в том самом времени существовали, трудно представить? – зависает мой вопрос.
- Даниэла, я подготовлю для тебя материал по новым старым словам или вновь свяжу тебя с прабабушкой. А пока отдыхай, - зазвучал во мне голос Дарна.
Все аудиозвуковые и принимающие устройства отключены. Осталось дать название записи аудетра по поводу слова «библиотека» и я выбрала название, это будет «Общение с библиотекой». Все. Отправляю выполненное задание Данучу по ученической электронной почте.


Рецензии