Мы разучились нищим подавать
Каждый визит старшей дочки с внучонком к нам, что бывает нередко, так как зять по долгу службы часто задерживается на работе – это праздник для меня, и ещё больше для жены. И хотя неугомонный и шаловливый Мухаммадик, а ему ещё нет пяти лет, вмиг может всё перевернуть в доме, бабушка только незлобиво на него ворчит. А попробуй я что-нибудь не так поставить. Понятно, внучонку тесно и скучно в квартире, и он часто, иногда даже с рёвом просится на улицу. Мы охотно водим его в парки, кафешки, где он с аппетитом уплетает картошку-фри, запивая пепси-колой. Во время прогулок я стараюсь не терять бдительность, потому что за Мухаммадиком нужен глаз да глаз. Как разбежится, за ним и не угонишься, особенно если он на самокате. Однажды я повёл его в аквапарк, где он весело барахтался в воде, а на обратном пути, завидев одно из знакомых игровых центров, затащил меня, туда и откуда долго не хотел вылезать. Потом внучок хотел забежать в ещё одно такое заведение, но я его удержал, потому что деньги к тому времени у меня уже кончились. Я еле уговорил малыша идти домой к заждавшимся маме с бабушкой. Да и они звонили мне на мобильный, требуя, чтобы я зорко следил за непоседой. В тот погожий вечерний день на улице было многолюдно. Вдруг на обочине аллеи появилась маленькая инвалидная коляска, даже не коляска, а квадратная доска на колёсиках, на которой сидел пожилой человек без обеих ног выше колен. Коляску подталкивала худенькая девочка лет десяти-одиннадцати, наверное дочь. При виде этой картины у меня сжалось сердце, но как я понял потом, не только у меня, но и у моего смышленого внучонка. Некоторые сердобольные прохожие протягивали деньги калеке. Я думал идти дальше, но Мухаммадик остановил меня и стал просить деньги. Я попытался объяснить ему, что деньги кончились, но он стал хныкать и продолжал настаивать на своём. Я пошарил в карманах, нашёл несколько дирамов и вложил в ладошку внука. Он сжал кулачок и побежал вслед за коляской, которая медленно катилась вперёд, видимо девочка устала, Догнав коляску, Мухаммадик молча, раскрыл ладонь. Калека сгрёб монеты, посмотрел на моего внучонка и воздел руки к лицу для благословения. Мухаммад побежал обратно. Я был тронут его поступком и радовался тому, что в душе моего любимого внучонка уже запали семена доброты и милосердия, и которые потом обязательно дадут хорошие всходы. И ещё я вспомнил слова Николая Семёновича Тихонова из одного из ранних его стихотворений: «Мы разучились нищим подавать».
Свидетельство о публикации №220102900412
Как-то заспорили наши гости горячо на тему - развращает милостыня человека или нет? Не творит ли зло тот, кто подает ее, ведь просящий в таком случае перестает искать пути заработка своим трудом ("проще жить на халяву, чем в поте лица зарабатывать хлеб себе на пропитание"). И, наконец, почему одни люди, даже в самой критической ситуации не протянут руку за подаянием, а другие, особо и не пытаясь найти заработок, сразу начинают просить милостыню.
Кто-то из гостей даже процитировал древнюю восточную мудрость: "Хочешь накормить голодного? Дай ему НЕ РЫБУ, а УДОЧКУ!" Рыбу ведь он съест и снова пойдет побираться. А вот с удочкой он всегда сам себе наловит на уху.
Ну, и, конечно, некоторые гости не забыли рассказать десятки случаев из жизни о попрошайках-мошенниках.
Моя прабабушка молча всех выслушала и сказала:
- У русских говорят - от сумы да от тюрьмы не зарекайся! Каждый из нас однажды может стать и нищим, и бездомным, и калекой, и даже в тюрьму попасть. Не судите поэтому: окажетесь в безвыходной ситуации - тогда и покажите пример, как надо из нее выходить. Так что, подавать милостыню или нет - это личное дело каждого. Но если вы подаете милостыню - не унижайте просящего, делайте этого от чистого сердца, в противном случае это будет уже не милостыня, а высокомерная подачка.
Здоровья Мухаммадику и мир Вашему дому
С теплом, Ольга
Ольга Анцупова 29.10.2020 14:45 Заявить о нарушении