София

Мне верится, что я познал природу
Сакральной Вечности и Божества:
Вселенский Разум, под небесным сводом,
Творит из мыслей формы вещества!

И. Тимченко. «Мысли»

         Поэты-ясновидящие

Может быть эта статья-эссе только для гурманов-ценителей истинной поэзии, желающих проникнуть в самые сокровенные её тайны?.. Но за этими тайнами скрывается Истина, божественный свет которой может озарить вашу жизнь.  Путь к Ней долог и труден, не всякому под стать. Не знаю, думайте сами, решайте сами: читать или не читать...
 
Строчки эпиграфа этого эссе послужили поводом для знакомства с доктором биологических наук, писателем и поэтом Иваном Ивановичем Тимченко и дали толчок  написания статьи об этом человеке с  необычной судьбой и талантом («Иван Иванович»).  Встреча оказалась знаковой и позволила не только проникнуться настроениями и стихами Тимченко, задуматься над природой его душевности, но и приблизиться к пониманию поэзии и духовной драмы А. Блока и глубочайших откровений и мыслей  русского религиозного философа Владимира Соловьева (1853-1900), повлиявших на всех русских мыслителей и художников того времени. Как философ и ясновидящий, лицезревший Софию,  он получил признание не только в России, но и за рубежом.  Вот такие бывают встречи...
Для людей, лишенных мистического чувства, это признание И. Тимченко может показаться заумным бредом - такие наверняка найдутся, - но на самом деле в нём извечное, часто бессознательное стремление человека к первоистокам, к скрытой от равнодушного взгляда Истине, не замутненной ничьими домыслами Божественной мудрости, к творческим началам всего сущего на Земле. Так люди всегда стремились к истокам рек, к питающим их Родникам, чтобы припасть к ним и испить чистой водицы… Сейчас в наше время, время заблудших овец, мечущихся с транспарантами и лозунгами по площадям и улицам столичных городов,  войны всех против всех такое стремление и его осознание кажется особенно важным…

Во времена Блока, русский народ тоже содрогался в предреволюционных конвульсиях, и интеллигенция того времени, в том числе и деятели культуры Серебряного века, очень сильно этому способствовали. Революция свершилась, Блок принял её без колебаний, но что-то в его творчестве пошло и судьбе не так, Муза покинула его и в 1921 году его жизнь скоротечно оборвалась: поэту было тогда 40 лет. А. Блок, его судьба и поэзия очень сильно связаны с личностью В. Соловьева и его прозрениями. Вы можете это сами почувствовать, прочитав его статью «Монах-рыцарь», посвященную десятилетнему юбилею со дня смерти философа… Благодаря Соловьеву и своим необычным способностям поэт получил и отразил в своих первых стихах о Прекрасной Даме важные известия о Софии, но не смог вынести их чистоты и тяжести, и трагически рано ушел из жизни. София - это мистическое существо, объединяющее Бога с земным миром, способствующее постижению Божественной мудрости,  которая не раз являлась к  обладавшему даром ясновидения Владимиру Соловьеву в его видениях. Соловьев, работая в Британской библиотеке и пытаясь понять-идентифицировать чудное видение, выяснил, что опыт "с Ней" имели также Парацельс, Беме и Сведенборг, Выяснил, что не почудилось ему, он действительно видел Софию, три раза...
Иван Иванович Тимченко признаёт, что выраженное в стихах  отношение А. Блока к России стали лейтмотивом всего его творчества, благодаря которому мы можем постигнуть особенности русской народной души. Приведу здесь эти  магические строки Блока из стихотворения «На поле Куликовом»: О, Русь моя! Жена моя! //До боли нам ясен долгий путь!.//Наш путь — стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь.//Наш путь степной, наш путь в тоске безбрежной, //В твоей тоске, о Русь!  Хотя любовь к Родине-России традиционно присутствует в стихах талантливых русских поэтов, но в нашем случае всё непросто - Блок был человеком с инфернальными склонностями - и требует внимательного и глубокого рассмотрения…

Все мы, И. Тимченко, А. Блок и другие поэты-символисты , В. Соловьев, Р. Штайнер (скоро он тоже выйдет на сцену), автор этого эссе, оказались связанными одной духовной нитью, общими духовными скрепами. Меня это всегда поражало: как люди из прошлого, из разных времён и эпох могут поддерживать и помогать ныне живущим. Эти живые связи, действующие в культурном пространстве христианского мира, реально существуют, но остаются невидимыми пока сам человек не пробудится, не обретёт своего Пути и не станет искать попутчиков. Много их появилось в результате моих литературных опытов, и сейчас благодаря Ивану Ивановичу Тимченко добавилось ещё несколько гигантов-гениев…
Эти, казалось бы мудреные и самонадеянные строфы эпиграфа,  говорят о вечном присущем просвещенному человеку необоримому стремлении  к Истине и удивительной способности одарённых поэтов и поэтического языка выразить это стремление и направить думающего человека на правильный путь - все мои статьи, посвященные поэтическому творчеству практически об этом, тема оказалась неисчерпаемой, как и сама Божественная мудрость. Особенно сильно и ярко на этом направлении творчества отметились поэты-символисты Серебряного века русской культуры во главе с Александром Блоком.
Духовным водителем-наставником этого поэтического направления в царской России был философ В. Соловьев. Его философские идеи богоискательства, подкреплённые особого рода духовидческими способностями, оказались в духе того предреволюционного времени и поэтому так громко прозвучали в произведениях художников-последователей. Наиболее сильно символизм, как модное поэтическое направление, отразился в произведениях целого ряда  талантливых последователей (А. Блок, В. Брюсов, А. Белый и др.), но, вообще говоря, такого рода мистический символизм органично присущ истинной поэзии, его очень отчетливые отголоски можно увидеть и в стихах талантливых современных поэтов (неоднократно указывал на такие символы-образы в поэзии нашего современника С. Таратуты).
Меня эта тема особенно заинтересовала после исследования творчества современного советского и российского поэта Сергея Таратуты, назвал её тогда мистической лирикой, но только сейчас начинаю понимать, что за открытие я сделал… Кратко анонсирую его здесь: поэзия может быть источником духовных знаний, а особо одарённые поэты, приподнимая на мгновения занавес над сакральным, могут выступать как ясновидящие, сами того не сознавая, потому что духовность таких поэтов находится в бессознательном и проявляется только в моменты озарения. Такого рода духовность не мешает  им в обычной жизни быть яркими индивидуальностями   и даже безнравственными людьми, какими многие из них и являются.
В реальной жизни всё сложно и бесконечно разнообразно… Среди философов и художников встречаются и цельные натуры, каким был, например, В. Соловьев., в предыдущей статье отмечал такие черты характера у И.И. Тимченко. Однако отмеченный в предыдущем абзаце парадокс многое проясняет. Перечислять  поэтов с отклонениями от общепринятых норм морали и нравственности здесь нет необходимости - список был бы очень длинным… Духовность в зависимости от того какие духовные силы за ней стоят - вспомним фюрера Третьего рейха - тоже имеет много градаций и оттенков и не всегда позитивно характеризует её обладателя, но здесь мы в эти нюансы погружаться не будем… Понимание особенностей духовности  художников, получающих свои откровения из бессознательного, очень важно для моих исследований поэтического творчества, зафиксируем это и…  двинемся дальше.

Для темы настоящей статьи очень важно подчеркнуть, что такого рода мистические  прозрения в поэтических произведениях, к которым можно отнести и стихотворение «Мысли» И. Тимченко не являются результатом  интенсивной  интеллектуальной деятельности их авторов, а возникают чаще всего спонтанно, сообщаются-спускаются им свыше… Это очень важное проявление  духовной эволюции человека. Р. Штайнер в своих лекциях отмечал, что в начале XX века  человечество вошло в стадию резкого изменения своего духовного строения. До этого сознание человека было основано лишь на физических чувствах, связанных с разумом. Но начиная с указанного времени стало появляться всё больше людей, обладающих новым своеобразным ясновидением, которое, не затрагивая интеллекта, даст человеку возможность новой ориентации по отношению к природе и ее силам, к человечеству и к духовной жизни. В качестве примера  такого ясновидящего он приводил русского философа  и поэта Владимира Соловьева, неоднократно указывая на него в своих лекциях.
Это очень важное проявление будущей духовной жизни людей, в которой интеллект и высшее сознание не исключают друг друга, а дополняют - как сон и явь. Это придаёт им особую ценность, позволяя нам рядовым людям сквозь шум чувств и страстей поэтов услышать голоса Небожителей, увидеть отдельные фрагменты картин духовного мира и получить импульс для собственных поисков и познания мира.
Лишенный духовности интеллектуализм даже очень образованных и умных людей, как правило, к Истине не ведёт, а приводит к заблуждениям, чреватыми серьёзными последствиями… Русская интеллигенция, особенно времён Серебряного века,  дала много примеров такого рода трагических заблуждений. Один из ярчайших художников этого времени, поэт Игорь-Северянин писал об этом феномене в «Поэзе моих наблюдений»:

Я наблюдал - давно, давно!
За страстным тяготеньем к хамству,
Как те, кому судьбой дано
Уменье мыслить, льнут к бедламству.


Нужно также отметить, что стремление к Истине равнозначно стремлению человека к Богу и средством достижения этой цели служит Вечная женственность. Этот термин ввёл в поэтический и философский оборот гений всех времён и народов И.В. Гёте (1749-1832) в последних строках  «Фауста» (перевод Б. Пастернака):

Все быстротечное -
Символ, сравненье.
Цель бесконечная
Здесь в достиженье.
Здесь - заповеданность
Истины всеи;. 
Вечная женственность
Тянет нас к неи;.

Из этих мистических откровений гениальнейшего из поэтов следует, Вечная женственность есть некая духовная сила, которая толкает нас к познанию Высших миров (Горних миров), к познанию Божественной мудрости. Олицетворяет эту силу духовная сущность, именуемая Софией. Самый большой христианский храм во времена Византии в Константинополе был посвящен Софии Премудрой. Именно её великолепный, сияющий образ и удалось увидеть Владимиру Соловьеву. Отсюда и названия духовных наук - тоеСОФИЯ, антропоСОФИЯ.  Я уверен, именно София вдохновила И. Тимченко на написание стихотворения «Мысли»… Снимайте шляпу перед поэтами!..
Из этого стихотворного отрывка видно, что Небожители не говорят с нами прямым текстом, а предпочитают язык намёков, и в этом их главная сложность для понимания и толкования, т.к. здесь многое зависит от уровня подготовки читателя, от его готовности быть сотворцом и от того насколько развито его мистическое чувство. Если бы не  знание основ духовной науки и огромное поэтическое чувство и  талант Б. Пастернака, едва ли мы смогли проникнуть в смысл этих строк. Сущность описываемых поэтами явлений чрезвычайно сложна и выходит за рамки возможностей человеческого языка. Сложность таких текстов для понимания закономерна, это отмечал и В. Соловьёв в одном из своих стихотворений:


Таков закон: все лучшее в тумане,
И близкое иль больно, иль смешно,
Не миновать нам двойственной сей грани:
Из смеха звонкого и из глухих рыданий
Созвучие вселенной создано.

А смысл этого заключительного стиха Гёте заключается в том, что всё окружающее нас в быстротечной жизни, в живой и неживой природе есть подобия-символы первообразов, мыслеформ, находящихся в первоистоках творческого начала, в творческой мастерской Бога, в ментальной части духовного мира (с детальным описанием устройства горних миров можно познакомиться  в «Теософии» Р. Штайнера, глава «Три мира»). И Вечная женственность может привести подготовленного человека в этот заповедник Истины… И высокоодарённые поэты нас туда постоянно приглашают, открывая нам её отдельные фрагменты..
Об этой великом откровении и И. Тимченко пытается нам рассказать в своём стихотворении «Мысли». И завлекает его Туда сама София Премудрая, правда, он сам скорее всего этого не сознает.… На мой взгляд, это признак присущего духовно продвинутым поэтам бессознательного ясновидения. Это очень важное открытие, подтверждающее первое место поэзии среди других видов искусств. Через поэтов с нами говорит Бог! 
Иван Тимченко говорит-намекает в своём стихотворении о вселенском разуме под небесным сводом, а Штайнер поясняет оккультный смысл Вечной женственности и Софии (далее цитата из книги Е.Б. Гурвич «Владимир Соловьев и Рудольф Штайнер»).  В макрокосмосе, "София" - это имагинация мировой души, скрытого источника всего мышления. В оккультной естественной науке этот источник мышления называется "Klang-Aether" - эфир созвучия, воплощающий Божественное Слово в "гармонии сфер" и дающий Слову возможность прозвучать в космосе. Эта мировая душа - та самая атмосфера, в которой дышат, "живут и двигаются, и существуют" (Деяния апостолов, 17, 28) очищенные души.  В другом месте Рудольф Штейнер говорит о Софии, например, в своих лекциях о Евангелии от Иоанна: "Девственная София - это часть человеческой души, которая в этот период развита только у очень немногих, но в будущую культурную эпоху (в течение ближайших тысячелетий/ она разовьется). "София - это очищенная часть развитой души, вполне освобожденная от всякого ложного эгоизма, от всех нечистот; душа, которая способна родить в себе Слово Божье, т.е. Христа", как выражает это Павел.
Это сложно, понять это невозможно, пока поближе не познакомитесь с Софией Премудрой, но для нас важно осознать, что наша речь, наш язык, без которых невозможно мышление порождаются и поддерживаются мировой душой, Софией. ВСЁ  - оттуда. Осознание этого очень важно для понимания истинной поэзии, которая была, есть и будет видовой целью человечества (припомните эту казавшуюся непостижимой мысль И. Бродского, который, как я сейчас понял, был заодно с Гёте и Штайнером).
Привлекаю здесь безусловно авторитетных художников и мыслителей ибо, если бы я только Ивана Ивановича и его творческие импульсы стал подобным образом истолковывать,  вы бы мне скорее всего не поверили, а против непоколебимого авторитета немецкого гения и всеобщего признания его вклада в  мировую культуру мало кто осмелиться выступить… Да и Р. Штайнер для меня личность неоспоримая.
 
Для любителей работы со смыслами и желающих почувствовать, как работают сознание и интеллект человека, без комментариев приведу этот же финальный фрагмент текста «Фауста» в переводе Н.А. Холодковского («Фауст», Санкт-Петербург, издательство «Азбука», 2000):

 Лишь символ — всё бренное,
Что в мире сменяется;
Стремленье смиренное
Лишь здесь исполняется;
Чему нет названия,
Что вне описания
Лишь здесь происходит,
И вечная женственность
Сюда нас возводит.

Текст «Фауста» полон такими иносказаниями. Раскрытию смысла Вечной женственности в контексте высказывания Гёте,  поэтических произведений и философских работ Владимира Соловьёва (он был не только философом-мистиком, но и поэтом), Александра Блока, советского духовидца Даниила Андреева (автора «Розы Мира») и Ивана Ивановича Тимченко (ученого-биолога, защитника окружающей среды, писателя-публициста и поэта) и посвящено это эссе. Должен признаться, без помощи Р. Штайнера и неоднократного прочтения его «Теософии» сделать это было бы очень трудно.. Отмечу, что этот мыслитель и духовидец считал себя последователем Гёте и много лет посвятил изучению его трудов, результаты которых опубликованы в двух его работах: "Фауст" Гёте как образ его эзотерического мировоззрения (1902) и Духовный склад Гёте сквозь призму "Фауста" (1918). Отмечу здесь по ходу, что можно постигнуть мировоззрение и духовный мир поэта, изучая его  произведения…

       Вечная женственность

Здесь - заповеданность
Истины всеи;. 
Вечная женственность
Тянет нас к неи;.
Гёте. «Фауст», часть 2

Интерпретаций Вечной женственности, после того как она покинула  текст трагедии Гёте,  много. Прочувствовать эту духовную силу можно сравнив её  с пронизывающей всё силой тяготения, с притягательной силой обычной (не вечной) женственности, так сильно действующей на мужской пол и притягивающей мужчин. Эту силу каждый мужчина  испытал на себе, она универсальна: многих она лишала и лишает покоя. Мне нравится толкование Вечной женственности  в интерпретации К.Г. Каруса (Письма о Гёте, 1835). «Вечная женственность знаменует преодоление мужского эгоизма в женской стихии любви, приход мужчины к вечным идеям красоты, добра и истины, которые всегда являлись человечеству в женской форме, поскольку именно с женщиной связано «примиряющее, успокаивающее, просветляющее начало», противостоящее «рвущейся вперед жизни мужчины». Не всем удается преодолеть мужской эгоизм и устремиться к вечным идеям, но с некоторыми такое случается...
Для меня поиски Вечной женственности  в стихотворных произведениях стали чуть ли не навязчивой идеей. Подтолкнул меня к этому Иосиф Бродский (не раз уже говорил о мощнейшем импульсе, который получил от этого непризнанного советскими властями гения), поэтому рассчитываю на снисхождение читателей. Но, правда, то, что я занимаюсь её (Вечной женственности) поиском узнал недавно, познакомившись с работами Тимченко - пути Господни неисповедимы! До этого эту тему в поэзии называл мистической лирикой. И очень радовался, когда мне удавалось найти и расшифровать стихи такой направленности. Обретение поддержки таких  крупных личностей показывает правильность моих предчувствий и придает мне новых сил и вдохновения. Надеюсь, что тема этого эссе заинтересует вдумчивых читателей, хотя бы потому, что и обычная женственность сейчас становится всё более смутным и ускользающим понятием из-за всё уменьшающегося количества её носителей.

Для  понимания предмета настоящего эссе придётся очень кратко рассказать о основных положениях философии В. Соловьёва.  Основной идеей его религиозной философии была София - Душа Мира, понимаемая как мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром.  София представляет собой Вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии. Соловьеву же он был открыт в мистическом видении, о котором повествует его поэма «Три свидания». Идея Софии реализуется трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.
Недаром Рудольф Штайнер (представлять его уже здесь не считаю возможным, потому что неоднократно уже это делал в своих статьях) говорил о  о В. Соловьеве, как о самом значительном русском философе: идея Премудрой Софии органичным образом дополняет духовную науку,  положения которой излагаются в работах и лекциях этого величайшего мыслителя и духовидца. Чтобы полнее представить здесь этого русского философа приведу здесь только одну цитату из его лекций... В докладе, прочитанном 19 сентября 1911-го года, Рудольф Штейнер сказал о Соловьеве: “Я хочу только назвать Владимира Соловьева, русского философа и мыслителя, истинного ясновидца, несмотря на то, что только три раза в жизни ему удалось увидеть чистый духовный мир: в первый раз - девятилетним мальчиком, во второй раз в Британском музее, а в третий раз в пустыне, в Египте, под египетским звездным небом. Тогда его окружило то, что видно лишь ясновидящему. И из этого в нем расцвело то, что выразилось как видение будущей эволюции человечества". Соловьева в своих лекциях он упоминал не раз, и называл его чистейшим, прекраснейшим представителем русского народа, Народа Христа, но подробное рассмотрение этих высказываний увело бы нас от основной темы этого эссе.
О  «Теософия» Рудольфа Штайнера неоднократно упоминал в своих статьях и довольно подробно изложил представления Штайнера об астральном и ментальных мирах в большом очерке «Феномен и миссия Павла Шаматрина». Во времена Блока  среди поэтов-символистов в России были последователи антропософии основателем которой был Р. Штайнер. В числе этих последователей не могу не назвать поэта Андрея Белого, который был лично знаком с ним  и  участвовал в строительстве Гётеанума (дома Гёте), духовного центра антропософов всего мира в швейцарском Дорнахе. Достаточно полное представление о русском антропософском движении, и и его связи с отцом-основателем можно получить из книги хранительницы русской культуры за рубежом Евгении Борисовны Гурвич «Владимир Соловьев и Рудольф Штайнер». Гурвич родилась через пять лет и в день смерти В. Соловьева, она придавала большое значение этому совпадению… В книге есть глава, посвященная истолкованию Вечной женственности, она содержит много и других захватывающих дух фактов о жизни русского философа и его духовном родстве с основателем антропософии.
Владимира Соловьёва и Рудольфа Штайнера сильно сближает также то, что оба в своих трудах исходили не из умозрительных философских представлений и идей, а из личного духовного опыта. Всё о чем писал и говорил Штайнер соответствовало опыту его сверхчувственного познания и виденным им картинам духовных миров, а философия русского философа основана (уже говорил об этом) на его собственных картинах мистическом общении с Софией, которое происходило несколько раз в течении его жизни.
В последний (третий) раз  встреча-явление Соловьева и Софии произошла в египетской пустыне… По признанию современников, стихотворец он был неважный, но всё-таки передать такое видение нерукотворной красоты можно только стихами, и на мой взгляд ему это удалось:

И в пурпуре небесного блистанья
Очами, полными лазурного огня,
Глядела ты, как первое сиянье
Всемирного и творческого дня.

Что есть, что было, что грядет вовеки –
Всё обнял тут один недвижный взор…
Синеют подо мной моря и реки,
И дальний лес, и выси снежных гор.

Всё видел я, и всё одно лишь было –
Один лишь образ женской красоты…
Безмерное в его размер входило, –
Передо мной, во мне – одна лишь ты.

О лучезарная! тобой я не обманут:
Я всю тебя в пустыне увидал…
В моей душе те розы не завянут,
Куда бы ни умчал житейский вал.

Один лишь миг! Видение сокрылось –
И солнца шар всходил на небосклон.
В пустыне тишина. Душа молилась,
И не смолкал в ней благовестный звон.

В этом образе было ВСЁ - прошлое, настоящее и грядущее, вся Земля со всеми её красотами, неописуемой красоты безмерный, очевидно непостижимый человеческими чувствами и умом замысел Бога о мире. Открывшееся видение  было бесконечно информативным. Человеческая речь не в состоянии выразить открывшееся ему великолепие и бесконечность, но что несомненно и бесспорно - это был невыразимо прекрасный образ женской красоты, образ Софии Премудрой, образ Вечной женственности. И этот образ полностью заполнил всё существо наблюдавшего это видение и все пространство вокруг.  Вот ещё несколько ослепительных штрихов к портрету Софии из первого свидания с ней в детские годы поэта-философа:

Пронизана лазурью золотистой,
В руке держа цветок нездешних стран,
Стояла ты с улыбкою лучистой,
Кивнула мне и скрылася в туман.

После таких видений сознание визионера просветляется, он теряют интерес к земным деяниям и пробужденные люди становятся пророками и прорицателями. Обычная человеческая речь после таких прозрений становится нелепой и глупой. Подобное состояние во время вдохновения испытывают художники и поэты. С помощью Софии  поэты и философы пытаются постигнуть  замысел Бога-творца мира, каждый - в меру своих способностей и таланта. В этом и заключается глубочайший сакральный смысл истинного искусства и творчества. Как вы видите из строк эпиграфа и стихотворения «Мысли» и Иван Иванович к этому чуду приобщился. Признаюсь, без помощи Владимира Соловьева мне было трудно передать вам смысл, скрывающийся в названии этой статьи… Теперь после этой сложной прелюдии можно перейти к следующей части статьи, посвященной Прекрасной Даме Александра Блока.

Ранее уже говорилось, что А. Блок считал Владимира Соловьева своим духовным отцом. На почве его мистического общения с Премудрой Софией зародился русский символизм, который наиболее ярко и естественно проявился в ранних стихах Блока, стихах о Прекрасной Даме.  Понять связь между   философом и поэтом мне помог советский поэт писатель-мистик, автор книги «Роза Мира» Даниил Андреев. Александру Блоку в этой книге посвящена специальная первоначально незапланированная глава «Падение Вестника».
Во время, когда вышли в свет стихи о Прекрасной Даме, Соловьева - единственного человека, который мог бы понять эти стихи до последней глубины, поддержать своего молодого последователя на трудном пути, предупредить об угрожающих опасностях, - уже не было в живых. Прочувствовать великолепие и мистическую глубину поэтического языка вы сможете по первому стихотворению этого цикла (в цикл вошло 129 стихотворений). В этом стихотворении всё говорит о многозначительности его Музы при необычайной легкости и певучести блоковского стиха, которая завораживала современников:

Я вышел. Медленно сходили
На землю сумерки зимы.
Минувших дней младые были
Пришли доверчиво из тьмы...
Пришли и встали за плечами,
И пели с ветром о весне...
И тихими я шел шагами,
Провидя вечность в глубине...
О, лучших дней живые были!
Под вашу песнь из глубины
На землю сумерки сходили
И вечности вставали сны!..

Истолковывать такую поэзию не хочется, надо её просто слушать и впитывать, она говорит  сама за себя. Видеть и рассказывать нам о вечном, отрывая от бесконечной прозы жизни дано только истинным поэтам. Рождался неподражаемый русский символизм, интеллигенция устремилась в надземное. От символизма он потом отошел, мистический туман рассеялся,  но его талант был и остается бесспорным. Послушайте Прекрасную Даму в актерском исполнении, и вы, наверняка, почувствуете ворожбу гениального поэта. Думаю, и вам удастся приподняться над землёй и почувствовать близость Софии и её великолепие. Только И. Бунин не мог простить ему «большевизма» и Христа во главе красноармейцев в «Двенадцати», и даже после смерти поэта одиноко язвил в его сторону.  Мистическая сцена, представленная в поэме «Двенадцать», - впереди Исус Христос в белом венчике из роз -  всех вводила в смущение-недоумение: и русских эмигрантов и большевиков.  Но кого же ставить во главе заблудших красноармейцев-русского народа, шедшего  сквозь революционную пургу навстречу своей погибели? Только Спасителя...
Однако  после  стихов о Прекрасной Даме и  намёков но сокрытое в мистическом тумане существо, литературною молвой Александр Блок был признан как преемник и поэт-наследник пророка Вечной Женственности.  Это говорит Д. Андреев, он хочет видеть в двадцатидвухлетнем Блоке приемника знаменитого философа, и молодой поэт и сам более чем ясно говорит об их связи:

И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнешь, тоскуя и любя.
Вл. Соловьев

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду — и горестно и низко,
Не одолев смертельныя мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Но сам поэт запутывается в своих духовных и земных переживаниях,. Попытки одухотворения и платонической любви к Л.Д. Менделеевой, их странная супружеская жизнь в конце концов (менее чем за двадцать лет) приводят гениального поэта к опустошению, творческому бессилию и преждевременной смерти. Свой вклад в этот нисходящий процесс внесла революция и попытки  болезненной  трансформации в деятеля культуры советского государства.
Его собрат-современник, Игорь-Северянин напишет о нём в своём медальоне «Блок»: Дерзал — поэтно видеть в зле добро.// Взлетал. Срывался. В дебрях мысли брел. Краткая, но очень точная характеристика. Если к этому добавить северянинское признание Красив как, Демон Врубеля,// Он лебедем казался, картина станет еще более полной… Мне неприятно препарировать личность Блока и приводить эти суждения, от них веет душевным холодом, но…  по долгу службы приходится.
Е. Гурвич в своей книге о Соловьеве и Штайнере довольно резко пишет, что великий русский поэт запутался в отношениях между Прекрасной Дамой и невестой Л. Менделеевой.  Д. Андреев с высоты своего духовного опыта в «Розе мира» разбирает и анализирует причины его падения, поэтому он так и назвал посвящённую ему главу.  Даниил Андреев был необыкновенный человек с сильным мистическим чувством, обладал способностями ясновидения и мог читать и видеть метафизический план его творчества, его выводу убедительны. Чувственность молодого, здорового человека победила  его духовные задатки и устремления, но не умалила его поэтического таланта.   Обычная история. Потом символизм и мистика уступят место ясному видению близкого окружающего, к поискам счастья в житейском просторе. В стихе «Моей матери» Александр Александрович напишет:

Друг, посмотри, как в равнине небесной
Дымные тучки плывут под луной,
Видишь, прорезал эфир бестелесный
Свет ее бледный, бездушный, пустой?
Полно смотреть в это звездное море,
Полно стремиться к холодной луне!
Мало ли счастья в житейском просторе?
Мало ли жару в сердечном огне?
Месяц холодный тебе не ответит,
Звезд отдаленных достигнуть нет сил…
Холод могильный везде тебя встретит
В дальней стране безотрадных светил…


  Талант Александра Блока уникален. Божий ребёнок с голосом невероятной чистоты и искренности, он показал, каких небесных высот может достигать поэзия., каким чародеем может быть поэт, как он может ворожить словами. Великан и пигмеи... Множество критиков и литературоведов, умудрённых и знаменитых, прошлых и современных ломали об него свои перья, исследовали его взлёт и падение. Для темы настоящего эссе важно, что будучи признанным приемником Вл. Соловьева поэт, очевидно обладая духовным зрением, прояснил для нас образ Софии, потратив много забытых слов на его описание, но он мало продвинул нас в понимании вечной женственности, только дав почувствовать, как она касается человеческих душ, и показав своим творчеством и судьбой опасность стихийного погружения в бессознательное, в мистические дебри человеческой души.
Последствия такого погружения можно увидеть и в судьбе поэтического гения М, Лермонтова и художника М. Врубеля. И у того и другого опыт общения с демонами оказался трагичным. Ходить бывает склизко по камушкам иным (А.К. Толстой)… Пытаясь увидеть в зле добро, и заигрывая с темными силами, художники срываются в пропасти, из которой уже не могут выбраться. Уже отмечалось, что такого рода духовность не мешает художникам быть безнравственными. И судьба величайшего русского поэта подтверждает это. 
Д. Андреев говорит, что поэзия Блока автобиографична, в стихах поэт рассказывает о себе, о переливах своей души, о своих блужданиях и метаниях. Он и сам делает такое признание в стихотворении «Русь»:

И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.

Но о России Александр Блок сказал так, что его поэтические признания к своей многострадальной отчизне откликнулись в сердцах многих русских люднй, и простых и одарённых талантами… Среди них назову только двоих, поэта Игоря-Северянина и нашего современника поэта и публициста Ивана Тимченко. Д. Андреев в лирике Блока (в стихотворении «На поле Куликовом», строфы из которого определили настрой поэзии И.Тимченко) увидел Навну, великую вдохновительницу русского народа, Идеальную Соборную душу русского народа. . Ещё раз убеждаюсь - не раз уже писал об этом, - что истинная поэзия показывает нам дорогу в Храм, в обитель Софии Премудрой, в Храм небесный (статья «К Радости!»). И Даниил Андреев, похоже, со мной солидарен… Убедитесь в этом сами, прочитав хотя бы одну главу («Падение Вестника») из «Розы мира».
Кто-то может сказать, что всё это домыслы странных людей, людей не от мира сего.  Однако всё это правда, всё это существует и окружает нас, только в другой реальности, не в той в которой мы все живём-топчемся. И Рудольф Штайнер не раз в лекциях, посвященных России, говорил о прекрасной русской народной душе, которой мы, русские должны быть достойны… Надо прислушаться, наконец к голосам Великих умов, указывающим нам правильный Путь, Путь,  уводящий от пропасти, в которую мы, ведомые слепыми вождями, постоянно срываемся….



       Колыбель культуры новой

Время настанет - Россия воспрянет,
Правда воспрянет, неправда отстанет,
Мир ей восторженно славу возгрянет, -
Родина Солнца -  Восток!
И.- Северянин. «Колыбель культуры новой»

Без этой связи с родной землёй, с русской природой, с её преданиями и историей не может быть русского поэта (о других художниках здесь не говорю). Это закон русской духовной жизни, закон русской культуры. Но проявляется эта связь и любовь в творчестве гениев по-разному…  Читая и перечитывая моего любимого Игоря-Северянина («Мир Игоря-Северянина») и погружаясь в лирику Блока могу с убеждением сказать, что признанный поэтический гений А. Блок в градациях добра и зла действительно не смог разобраться, запутался… В теме Родины, России это особенно отчетливо просматривается. Тоска непонимания сущего его заедает... Эту  тоску  и в стихотворении «На поле Куликовом» вы можете прочитать-ощутить: Наш путь степной, наш путь в тоске безбрежной, //В твоей тоске, о Русь! Тосковать мы умеем и любим... Эту тоску и Иван Тимченко, родившийся и выросший в степях Придонья, принял в свою душу и до своих читателей донёс, но он так же как и Северянин   и  Новую Россию,  колыбель культуры новой пытается к нам приблизить.
Вот как пишет об этой привязанности Игорь-Северянин в стихотворении с характерным названием «Запевка» (увидите и Северянин о Храме говорит, в который нас ведёт Россия ):

Запевка
О России петь — что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…

О России петь — что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь — что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!
1925 г.

Строки из любовного признания Блока (стих «Россия») Северянин сделал эпиграфом своего стихотворения «Моя Россия», где  он развивает, по-моему даже с большей глубиной, чем у Блока, тему «Запевки::

И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи...
Ал. Блок

Моя безбожная Россия,
Священная моя страна!
Ее равнины снеговые,
Ее цыгане кочевые, –
Ах, им ли радость не дана?
Ее порывы огневые,
Ее мечты передовые,
Ее писатели живые,
Постигшие ее до дна!
Ее разбойники святые,
Ее полеты голубые
И наше солнце и луна!
И эти земли неземные,
И эти бунты удалые,
И вся их, вся их глубина!
И соловьи ее ночные,
И ночи пламно-ледяные,
И браги древние хмельные,
И кубки, полные вина!
И тройки бешено-степные,
И эти спицы расписные,
И эти сбруи золотые,
И крыльчатые пристяжные,
Их шей лебяжья крутизна!
И наши бабы избяные,
И сарафаны их цветные,
И голоса девиц грудные,
Такие русские, родные
И молодые, как весна,
И разливные, как волна,
И песни, песни разрывные,
Какими наша грудь полна,
И вся она, и вся она –
Моя ползучая Россия, –
Крылатая моя страна!

Очень сложные чувства - временами полярные - вызывает происходящее  на Родине у Северянина: то любовь, то ненависть. Происходившее в тридцатых годах в стране повергало в ужас и отчаяние многих русских интеллигентов, особенно эмигрантов. Но мало кто из них мог увидеть и понять, что причины происходившего кроются в душе каждого из нас . Но поэт, проживавший в Эстонии «на даче», это видел (стих «Бывают дни: я ненавижу»):

Я – русский сам, и что я знаю?
Я падаю. Я в небо рвусь.
Я сам себя не понимаю,
А сам я – вылитая Русь!

В этом же месте он делает признание, характеризующее одну из глубинных и важнейших черт нашего менталитета:  «Надземное, - всего земней...»  Вот это стремление, будучи неосознанным и сбивает всё время русского человека с пути истинного. И Александра Блока с его Прекрасной Дамой оно сбило и запутало, и многих других… Осознать это стремление пытался Владимир Соловьев, в своих философских работах ему во многом это удалось. Именно в них он попытался заложить основы новой духовной культуры для нашего народа, колыбелью которой является наша страна. К этому,  к пониманию самих себя, к осознанию своей духовной сущности и своей исторической задачи и призывал русских и Рудольф Штайнер, говоря об ответственности перед русской народной душой. Поэты действительно могут быть  и пророками, и проводниками, и вестниками для людей, подготовленных для восприятия их откровений.

Чтобы не заблудиться в мистических дебрях и символах наиболее талантливых поэтов Серебряного века, нужно вернуться  в наши времена, к поэту-современнику, который признал себя духовным наследником А. Блока. У Ивана Тимченко патриотическая тема, тема России составляет преобладающую часть как его публицистических, так и поэтических работ.
Представление об общем настрое его творчества можно получить из авторского предисловия к сборнику стихов «Спас на крови», где говорится об исторической памяти русского народа, который в предыдущем тысячелетии испытал ужасы нашествия на Русь захватчиков всех мастей (тевтонские рыцари, монголотатарское иго, османская, польская, шведская агрессии, вероломное вторжение объединённой «цивилизованной» Европы под началом Наполеона, стран атлантического альянса, фашистской Германии), сформировалась в молитвенное заклинание: «Лишь бы не было войны!»
Тяжкие испытания, выпавшие на долю русского народа, получили ёмкое определение – плаха. Русь-Россия на своём горьком опыте понимает, что война не прекращается на поле брани и не уходит бесследно, превращая Человеческую Цивилизацию в Цивилизацию войны. Слова русского поэта Александра Блока: «И вечный бой! Покой нам только снится…», ; стали пророческими (это тоже строфа из неоднократно упоминавшегося здесь стихотворени «На поле Куликовом»). 
Cопереживание с трагической судьбой своей Родины наряду с предчувствием, что Вечность Света уже сменяет долгую темень над Россией, отразилось на  поэтическом восприятии действительности И. Тимченко. Если бы не предчувствие конца страданий русского народа, сбережения и расцвета Русской цивилизации, то блоковская тоска  захлестнула бы и нас, современников Ивана  Ивановича. Но сколько ж можно тосковать и тоску воспевать, пора уже вырвать из русской груди «стрелу татарской древней воли», рану прижечь, понять смысл своей жизни, да и в путь... Надежда ещё есть, я в это верю, несмотря на сегодняшние  очень сложные и тревожные времена: покой нам только снится...
Настоящая статья-эссе не претендует на всеобъемлющее исследование поэтического творчества Ивана Тимченко, но мне было очень важно увидеть, как аукаются любовные переживания России наиболее талантливых поэтов Серебряного века в сердцах и душах современных поэтов, и в наших сердцах. Вот послушайте, как:

Спас на крови
Спас на крови – в недоле сельской,
Церквушки, храмы на Руси…
Христа распял народ библейский,
А Крест Его - Руси нести!

Тяжёлый Крест! Русь от натуги
Вся почернела, извелась.
Стянули ей живот подпруги,
Плетьми охаживает  власть .

Народ библейский  властью правит,
Чтоб Русь распять, как и Христа…
Кого же нынче в церкви славят?
Чья кровь на золоте Креста?!

В таких стихах ничего комментировать не нужно, язык их публицистически ясен, они говорят сами за себя.  А вот стих, написанный былинным певучим речитативом - эта певучесть одна из отличительных черт поэтического языка автора:


Русь неласковая
Русь ты моя, Русь неласковая,
Тобою я в жизни обласканный,
Колючею, жгучей крапивою,
Судьбою нелёгкой, кручиною.
Где- то там кущи райские,
Где-то богатства царские,
А мне довелось краю стылому
И другу излить душу милому.

А мне довелось свою кровушку,
До долу склонивши головушку,
На дыбе пролить–закланному,
На радость врагу окаянному.
Слезами измерить и вёрстами
Дороги Руси, и погостами….
Русь ты моя, Русь неласковая,
С тобою мы Богом обласканы.

И в сложных темах хочется и можно быть лаконичным. Формат статьи не позволяет дать развернутую картину духовных связей прошлых и современных русских поэтов, но они существуют, эстафета передается и принимается.  Эти связи, как видно из этой статьи выходят и за рамки национальных границ, объединяя весь христианский мир в единое культурное пространство. Обособить Русскую цивилизацию от всего остального мира уже невозможно, хотя славянофилам, возможно, и хотелось бы вернуться к допетровским временам и создать отдельно существующий и развивающийся Русский мир. Пишу об этом потому, что и в стихах и особенно в публицистике И. Тимченко присутствуют такие настроения.  Хотя об особой роли русского народа в будущей Европе я и сам постоянно говорю в своих статьях.
Е. Водолазкин, автор романа «Лавр» отвечая недавно на вопрос об особом пути русского народа сказал:  «Важно, чтобы любовь к своему не превращалась в отторжение чужого. Это очень важно". И Тимченко, переживший родовую травму в последней войне в своем «Вещем сне»  подтверждает штайнеровские прогнозы о будущем русского народа, народа Христа (надо только понимать, что это будущее не спустится на нас как манна небесная, его нужно зарабатывать, очищая наши души от скверны):

Вещий сон
Багряным сполохом ночами сниться
Начало жуткой мировой войны…
Неужто до того, как мне родиться,
Я в лоне мамы видел уже сны?!

И в вещих снах, тревожною седмицей,    
Мне довелось в предчувствии беды,
Христовою накрывшись плащаницей,
Перенести все тяготы войны.

Все слёзы, боль и стон земли родимой,
Страданья стороны своей степной,               
До самой горькой правды и ранимой,   
Прошли во мне кровавой чередой…

О, вещий сон, души моей прозренье!
Не ты ли мне вещал, что мир Руси
Является спасительным знаменьем
И совестью Божественной Земли?!

Истинно русские и талантливые поэты о цветочках-василёчках и о пчелках писать не будут. И Иван Иванович о них не пишет, в его лирике вы их не найдёте Как видите, темы его творчества посерьезнее: «гордый дух гражданства» присущ всей его поэзии и прозе, и связь его творчества с духом России для меня очевидна, но придётся ещё возвращаться к её исследованию... Небожители говорят с нами через поэтов. Видимо, Е. Евтушенко был всё-таки прав:  «Поэт в России больше, чем поэт»:

Поэт в России — больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.
Поэт в ней — образ века своего
и будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
итог всему, что было до него.
Сумею ли? Культуры не хватает…
Нахватанность пророчеств не сулит…
Но дух России надо мной витает
и дерзновенно пробовать велит.
Иван Иванович в своих произведениях тоже без робости подводит итог тяжелейшему прошлому своей страны и пытается заглянуть в туманное будущее. Он не профессиональный поэт, но некоторым людям прозренья приходят в зрелом возрасте и тогда  же дается талант для их выражения. Видимо, поздние творческие порывы И. Тимченко, проявившиеся у него во второй половине жизни, как раз такой случай. И такое бывает…

В заключении этого эссе хочу поделиться с  читателями впечатлением от внешнего облика И.М. Тимченко.  Хорошо известно, как  и какие следы прожитая жизнь откладывает на лице каждого человека. Вспомните «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. Лики святых и лица порочных людей… И всеми любимый Александр Александрович Блок, славившийся в молодости демонической красотой, на исходе жизни приобрёл устрашающие черты лица, напоминающие смертную маску, черты настолько отталкивающие, что любившие его читатели-почитатели прогоняли его со сцены криками "Уходи, мертвец!"…  Трагичный конец величайшего гения русской культуры.
Иван Иванович Тимченко (посмотрите в Интернете на его фотографии поражает и привлекает чистотой черт, необычайной опрятностью одежды и общим благородством внешнего и внутреннего облика. Благородством, довольно редко встречающимися сейчас… Это лицо поэта-мыслителя, умудрённого своим знанием русской истории и современной жизни, лицо поэта-страдальца   за Русь, за русский народ, за нас с вами.  Вглядитесь  в лицо нашего современного поэта, страдания и возраст не исказили его черт, не сделали их неприятными и отталкивающими.  Может быть это побудит вас поближе познакомиться с таким необычным человеком, познакомиться с его поэзией, поможет понять себя, свой народ и ещё больше полюбить свою Родину-Россию…

                ***

P.S. В статье говорилось об И.В. Гёте и заключительных строфах его трагедии «Фауст», где он пишет об Истине и Вечной женственности, духовной силе толкающей нас к её постижению. Хочу сообщить заинтересованным читателям, что вторая часть этой трагедии заканчивалась уже умирающим поэтом, когда он плохо говорил и видел, диктуя текст произведения своему секретарю. По его желанию конверт с рукописью был запечатан с приказанием вскрыть его и опубликовать только после его смерти. Всемирный гений сказал, что это произведение и его заключительные слова (мы их обсуждали ранее) это его завещание и послание  человечеству, а значит и нам с вами.


Рецензии
Очень интересно. София также упоминается в романе "Еще жива?" про апокалипсис.
С уважением,

Ева Голдева   17.03.2021 11:12     Заявить о нарушении