Корабли - его призвание

                КОРАБЛИ – ЕГО  ПРИЗВАНИЕ.
                «Fartyg  ar  hans  kallelse»

 Он  родился  в  Гётеборге – крупном  морском  порту  Швеции, издревле  известном, как  шведское  отделение  торговой базы  Вест – Индской  компании. Его  родители – англичане: отец – бывший  офицер  английского  флота, перешедший  на  службу  в  шведский  Королевский  флот, мать – дочь  лондонского  корабельного  плотника  Уильяма  Колсона; избравшие  Швецию  местом  своего  жительства.

С  ранних  лет  на  интересы  и  увлечения  будущего  известного  кораблестроителя  Фредерика  Чэпмэна  (1721 – 1808)  оказывало  море  и  всё, что  с  ним  было  связано: сам  морской  город, расположенный  в  устье  реки  Гёта – Эльв, знаменитый  своими  верфями; домашние, имевшие  непосредственное  отношение  к  кораблям; да  и  сама  обстановка, царившая  в  доме  Чэпмэнов.
В  10  лет  юный  Фредерик  проявил  большой  интерес  к  конструкции  кораблей, его  рисунки  точно  воспроизводили  их  внешний  вид  с  прорисовкой  деталей  рангоута  и  такелажа. Свой  первый  выход  в  море  он  совершил  в  1736  году, работал  на  верфях, даже  принимал  участие  в  постройке  испанского  торгового  судна. На  заработанные  деньги  он  отправился  в  путешествие  в  Нидерланды, Францию  и  Англию. Вернувшись  в  Гётеборг, работал  на  верфи  купца  Багге, которая  строила  торговые  суда  для  Вест – Индской  компании. Знания  и  опыт  работы  на  лондонских  верфях  очень  пригодились  Фредерику, однако, этого  было  недостаточно.
Своё  образование  он  продолжил  в  Лондоне, где  изучал  математику  и  другие  точные  науки. В  1768  году  приобрёл  долю  корабельной  верфи  в  Юргордене  (Стокгольм), проектировал  и  строил  суда, названные  в  честь  короля  Густава; они  сходили  со  стапелей  в  присутствии  всей  королевской  семьи. За  период  его  работы  на  этой  верфи  было  построено  более  50  судов  различных  размеров.

Фредерик  Чэпмэн  внёс  большой  вклад  в  развитие  и  совершенствование  военно – морского  флота  Швеции. Получив  назначение  на  военно – морскую  верфь  в  Карлскроне, он  не  только  возглавил  её  работу, но  и  разработал  специальный  метод  постройки  военных  судов  по  сборным  конструкциям, стал  пионером  в  применении  математических  расчётов  для  такелажа, водоизмещения, водонепроницаемости, центра  тяжести, остойчивости  и  тоннажа. Создавал  модели  будущих  судов  и  испытывал  их  в  специально  построенном  экспериментальном  бассейне.
Чэпмэн  сформулировал  главный  принцип  проектирования  судов: «Линейный  корабль  ценится  по  действию, им  производимому, мера  же  сего  действия  зависит  от  числа  пушек  и  тяжести  ядер. То  же  последнее  служит  основанием  строения  корабля.»

В  1783  году  на  верфи  был  заложен  тяжёлый  фрегат  «Венус». Это  стало  новым  достижением  в  судостроении, правда, в  1789  году  его  захватил  русский  бриг  «Меркурий». «Венус»  воевал  в  составе  русского  флота, прослужив  почти  четверть  века.
Чэпмэн  занимался  исследованием  легендарного  шведского  корабля  «Марс» (1563 – 64 г.г.) и знаменитого – «Ваза»  (1628). Впоследствии, он  построил  другой  - «Ваза», причисленный  к  шедеврам  кораблестроения. По методу  Чэпмэна  было  создано  10  линейных  кораблей, 11  фрегатов  и  множество  других  небольших  судов.
Его  научные  труды – «Корабельная  архитектура»  и  «Трактат  о  судостроении»  служили  путеводной  нитью  будущим  кораблестроителям. Чэпмэн  был  удостоен  звания  вице – адмирала  и  получил  дворянский  титул  «af  Chapman».

С  полным  правом  можно  утверждать, что  именно  корабли  стали  призванием  для  Ф. Чэпмэна – инженера, конструктора, учёного  и  основоположника  теории  проектирования  судов.

28  октября  2020  года                Вячеслав  Прытков


Рецензии