Корабли - его призвание
«Fartyg ar hans kallelse»
Он родился в Гётеборге – крупном морском порту Швеции, издревле известном, как шведское отделение торговой базы Вест – Индской компании. Его родители – англичане: отец – бывший офицер английского флота, перешедший на службу в шведский Королевский флот, мать – дочь лондонского корабельного плотника Уильяма Колсона; избравшие Швецию местом своего жительства.
С ранних лет на интересы и увлечения будущего известного кораблестроителя Фредерика Чэпмэна (1721 – 1808) оказывало море и всё, что с ним было связано: сам морской город, расположенный в устье реки Гёта – Эльв, знаменитый своими верфями; домашние, имевшие непосредственное отношение к кораблям; да и сама обстановка, царившая в доме Чэпмэнов.
В 10 лет юный Фредерик проявил большой интерес к конструкции кораблей, его рисунки точно воспроизводили их внешний вид с прорисовкой деталей рангоута и такелажа. Свой первый выход в море он совершил в 1736 году, работал на верфях, даже принимал участие в постройке испанского торгового судна. На заработанные деньги он отправился в путешествие в Нидерланды, Францию и Англию. Вернувшись в Гётеборг, работал на верфи купца Багге, которая строила торговые суда для Вест – Индской компании. Знания и опыт работы на лондонских верфях очень пригодились Фредерику, однако, этого было недостаточно.
Своё образование он продолжил в Лондоне, где изучал математику и другие точные науки. В 1768 году приобрёл долю корабельной верфи в Юргордене (Стокгольм), проектировал и строил суда, названные в честь короля Густава; они сходили со стапелей в присутствии всей королевской семьи. За период его работы на этой верфи было построено более 50 судов различных размеров.
Фредерик Чэпмэн внёс большой вклад в развитие и совершенствование военно – морского флота Швеции. Получив назначение на военно – морскую верфь в Карлскроне, он не только возглавил её работу, но и разработал специальный метод постройки военных судов по сборным конструкциям, стал пионером в применении математических расчётов для такелажа, водоизмещения, водонепроницаемости, центра тяжести, остойчивости и тоннажа. Создавал модели будущих судов и испытывал их в специально построенном экспериментальном бассейне.
Чэпмэн сформулировал главный принцип проектирования судов: «Линейный корабль ценится по действию, им производимому, мера же сего действия зависит от числа пушек и тяжести ядер. То же последнее служит основанием строения корабля.»
В 1783 году на верфи был заложен тяжёлый фрегат «Венус». Это стало новым достижением в судостроении, правда, в 1789 году его захватил русский бриг «Меркурий». «Венус» воевал в составе русского флота, прослужив почти четверть века.
Чэпмэн занимался исследованием легендарного шведского корабля «Марс» (1563 – 64 г.г.) и знаменитого – «Ваза» (1628). Впоследствии, он построил другой - «Ваза», причисленный к шедеврам кораблестроения. По методу Чэпмэна было создано 10 линейных кораблей, 11 фрегатов и множество других небольших судов.
Его научные труды – «Корабельная архитектура» и «Трактат о судостроении» служили путеводной нитью будущим кораблестроителям. Чэпмэн был удостоен звания вице – адмирала и получил дворянский титул «af Chapman».
С полным правом можно утверждать, что именно корабли стали призванием для Ф. Чэпмэна – инженера, конструктора, учёного и основоположника теории проектирования судов.
28 октября 2020 года Вячеслав Прытков
Свидетельство о публикации №220102900602