Человек из будущего

(Памяти С. Н. Бройтмана. 1937 - 2005 г.г.)


27 октября - день рождения знаковой, несправедливо полузабытой, личности в истории культуры Дагестана, в духовной истории Махачкалы второй половины 20-го века. Человек, двинувший вперед литературоведческую науку, продолживший дело А. Веселовского и М. Бахтина, открывший новую методику анализа литературного творчества, и, наконец, воспитавшего своим личностным и научным влиянием целую плеяду ученых-литературоведов, - кто он был, каким он был и, хочется спросить, ОТКУДА ОН БЫЛ в суровом, насыщенном историческими и культурными событиями 20-м веке. Кто читал произведения Аркадия и Бориса Стругацких, особенно их повести "Полдень. 22-й век." и "Далекая Радуга", и тот, кто знал Самсона Наумовича лично, поймет смысл названия этого эссе: "Человек из будущего". Образ его личности, стиль жизни, влюбленность в знание и страсть понять суть явлений, которые он изучал и описывал, его отношение к людям - все это как будто списано с героев Стругацких. Он будто прибыл со страниц повестей этих авторов. По прошествии лет, вспоминая то время, ловишь себя на мысли: а уж не прогрессор ли он был? Не посланцем ли из будущего? Какую задачу и миссию он должен был выполнить и выполнил ли он ее? Людям современной эпохи, в которой мы живем, трудно понять это буквально. Фантазия, метафора, а то и "глупость какая-то" скажут они. Но С. Н. Бройтман был человек другого времени, другой эпохи. 60-е годы 20-го столетия в Махачкале - особые 60-е. Атмосферу и стиль жизни Махачкалы тех лет можно назвать, пожалуй, "гриновскими", а саму Махачкалу - неким подобием Зурбагана. Какие только интересы, какие только группы творческих людей не наводняли тогда город - от йогов разных оттенков до литературных объединений и групп. Какие только оригинальные и творческие личности не жили тогда в Махачкале: от таких "бахтианских", как "старик Ивнинг" (художник-романтик Леонтьев), нашедший свой Зурбаган здесь, в Махачкале, до молодых поэтов, художников, музыкантов, которые в те годы не прятались по углам, а общались и поддерживали друг друга в творческом общении. Спонтанно возникали, как сейчас говорят, группы по интересам. Одна из таких групп молодых поэтов с ярким названием "Стойло Пегаса" нашла приют в лит. объединении, которым руководил С. Н. Бройтман при газете "Комсомолец Дагестана" на ул. Пушкина. На месте нынешнего рынка на Ирчи Казака было общежитие преподователей, где на первом этаже - квартира Самсона Наумовича и Сталины Андреевны. Там читались стихи, спорили о искусстве и жизни, знакомились с поэзией, музыкой, живописью 20-го века, бывшими долгое время под запретом. Были походы на "Маячный район", в его загадочные улочки и закоулочки, ночные прогулки по весеннему городу... Жизнь кипела и бурлила. Сколько талантливых людей вышло из того времени. И время то все больше уходит в прошлое, и скоро некому будет вспоминать о нем, и никто не сможет даже представить себе, что такая жизнь возможна, и когда-то именно она была.

С. Н. Бройтману литературоведческая наука обязана многими открытиями, многими новыми постановками проблем и их решением. Работы о А. Пушкине, Ф. Тютчеве, А. Блоке, О. Мандельштаме, Вл. Луговском, Б. Пастернаке, в которых автор вскрывает новые, неожиданные пласты смыслов и изобразительных средств и по новому раскрывает субъектно-образную структуру русской лирики. С. Н. Бройтман во многом по новому взглянул на научное наследие М. Бахтина (с которым он встречался и беседовал), оживил интерес к этому наследию. Большое значение имеют работы С. Н. Бройтмана для российского филологического образования. В своем фундаментальном труде "Историческая поэтика" он продолжил дело, начатое А. Веселовским и которое долгие годы бало под негласным запретом. С. Н. Бройтман показал, что историческая поэтика и история литературы имеют разные объекты изучения, и именно историческая поэтика изучает глубинные онтологические основы человеческой личности, показывая поэтапное развитие субъекта, зафиксированное в эстетической сфере духовной деятельности человечества. Благодаря С. Н. Бройтману историческая поэтика как дисциплина вернулась в российское образовательное пространство.
Спецкурсы по исторической поэтике С. Н. Бройтман начал читать еще в Махачкале, где прожил большую часть своей жизни. А на историко-филологическом факультете Российского государственного гуманитарного университета, где он работал с 1993-го года до конца жизни, историческая поэтика стала одним из основных теоретико-литературных курсов. С. Н. Бройтман воспитал много учеников. Из наших земляков можно отметить таких ученых, начинавших свой путь еще в научных кружках, которые вел С. Н. Бройтман в Махачкале, и которые были настоящими творческими лабораториями: Дина Махмудовна Магомедова, Фарида Исрапова, Руслан Кадимов, Саида Насруллаева, Ахмед Ахмедов, Муса Гаджиев, Инна Бабиева. Благодаря С. Н. Бройтману Махачкала принимает эстафету "Бахтинских чтений" и выпускает уникальный сборник "Хронотоп". Но главным интересом и любовью С. Н. Бройтмана была лирика. В своей докторской диссертации (1989-й год) и последующей монографии (1997-й год) он исследовал русскую лирику 19-го и 20-го векев. С. Н. Бройтман обозначил специфику лирики, как особого, самоценного, рода литературы, впервые описав ее в ее субъектно-образной целостности, и наметил точки выхода лирики в более широкие сферы духовного бытия человека. С. Н. Бройтман выработал новую систему понятий в литературоведении, положив начало созданию новой лексики в науке о литературе. Последняя книга С. Н. Бройтмана посвящена анализу поэзии Б. Пастернака ("Сестра моя - жизнь"). В этом анализе поэтического текста (вся книга рассматривается, как единое целое нового уровня) автор выходит на новые уровни понимания поэзии и механизма ее описания.
Тяжелая болезнь оборвала жизнь этого незаурядного и талантливого человека. Его не стало 16-го декабря 2005-го года.

Научное наследие С. Н. Бройтмана представляет собой единый творческий порыв ищущего истину человека, его жизнь представляется нам, как произведение искусства, посвященное таинствам этого искусства. Это наследие является незаменимым материалом для молодых литературоведов, для его усвоения и дальнейшего развития. Именно так понимал С. Н. Бройтман творчество: подарить свою мысль другим, разбудить своей мыслью другого, чтобы этот другой, ставший соратником, продолжил эту мысль...


Рецензии