Форматы комического

В комическом существует несколько основных структур (форматов) генерирующих смех.
Все разновидности шутки (юмора, всего смешного) создаются на их основе: как например, анекдот - это обыгрывание курьёзов, а каламбур - шутка.
По своему строению  - это структуры, а по природе и генерации смеха - это форматы.
В каждой воплощённой юмористической форме (разновидности) присутствует одна или несколько этих структур - форматов.
Также, и сами разновидности юмора могут объединяться в гибридные формы.   

Форматы комического: 1 - шутка, 2 - гротеск, 3 - курьёз, 4 - острота над кем-либо.
Вот такие, незатейливые и будто вне всякой типологии, структуры.

Почему, например, "острота над кем либо", а не просто - "острота"?
Потому, что острота возможна как остроумная творческая мысль, вызывающая восхищение и, возможно, улыбку, а не смех. Это ближе к афоризму.
Или это острота, как "нейтральная" шутка. Например, «скорее бы завтра, да опять на работу». Здесь передаётся лишь ирония (ироничное настроение) где лишь зачатки комического.

Но если острота в полемике и связана с социальными вопросами, с человеком, то здесь рождается смех, как эмоция комического.
"Над кем либо"  необязательно в прямом смысле, достаточно -  косвенно... или в безобидной шутке. Например:
- Скажите, если я пойду по этой улице, там будет железнодорожный вокзал?
- Знаете, он там будет, даже, если вы туда не пойдёте!

Обычная игра слов на двухсмысленности может породить  комическое на основе формата "остроты", как "шутки и игры", который в свою очередь спаян с созданием и демонстрацией прямого комического образа – комического персонажа.
 То есть, в данном случае, острота и шутка суть специфика игры, человеческого игрового поведения. А сама "игра в комического персонажа" - специфика шутки, использующая щепетильность социального контекста и человеческого «быть на высоте - не пасть лицом в грязь» вместе со всеми ироническими эффектами.

Поскольку каждый из юмористических форматов может иметь содержание, которое не смешано и не дополнено иными форматами (или формат является ведущим в большой и сложной юмористической форме) то формат и  юмористическая форма совпадают, как в сущности, так и по названию.
Например, формат "шутки", который присутствует во всём юморе и является сущностью юмора (отражает его специфику), соответственно, имеет много разновидностей "шуток".
Несложная структура и психология шутки  подробнее рассматривается в «Психологии юмора и комизма» (М. Пушкарский).
Кратко, шутка – игривый обман разума или игривое намерение удивить.
Шутка воплощает в юморе игровой аспект поведения, который в свою очередь имеет развлекательный, развивающий, соревновательный, и также, объединяющий компонент.
 
Каждая из выделенных смехогенных форм - форматов, требует психологического анализа.
Так, гротеску принадлежит смех над необычными людьми и их традициями,  необычными животными, наподобие обезьяны, похожей на человека, жирафа с очень длинной шеей, кенгуру с сумочкой для малышей, а также, смех над необычными предметами.

Характерной особенностью восприятия гротеска является весёлое  удивление, противоположное чувству прекрасного и совершенного. То есть, гротеск - это нечто претендующее на совершенство, но эффектно ставшее пародией его: вместо «чудесного» - «причудливое».
Однако, это причудливое, в силу человеческой любознательности, притягивает внимание, и в восприятии происходит игра эстетических идеалов: блики экзотики и мираж совершенства выбиваются тривиальным и недалёким, процесс повторяется, и это порождает чувство иронии и смеха. Чувство смешного – это щекотка ума и эмоций.

Однако, гротеск - это ещё и художественный приём, творческий стиль, как в картинах авангардистов или в образах сатирических произведений… Тоже самое, жаргон – гротеск аналогии, метафора… Впрочем, как и сама пародия – гротеск уподобления…
Поэтому отметим, что гротески бывают разными...

Мы рассматриваем комические гротески, и первый из них – это «причудливый», как прямой объект комического.
Он содержит в себе элемент курьёза со скрытым героем, обладающим разумом и подвергнувшемся весёлой критике. Он же - "предмет неудавшегося творения" - то, что имеет на себе печать "разумного", но это архаично, странно или причудливо.

б) Возможен гротеск, который ближе к эстетическому, согласно изречению "в этом что-то есть"
в) Удивление и недоумение: "Что это"? То есть, как бы, действительно необычное зрелище, но интуитивно "не диво с полным чувством прекрасного или совершенного".

г) Возможен гротеск, вызывающий мнимую критику (как кенгуру, например) в силу своей необычности - комическое чувство здесь будет ближе к эстетическому и интеллектуальному восторгу. А критика здесь мнимая - как ролевой антураж, стереотипная реакция.

д) Далее, можно отметить гротеск-шутку.
Здесь гротеск суть творческая художественная игра. То есть, примерами здесь будут каламбуры, элементы в танце, в музыке, художественные иллюстрации - остроумно созданные, заключающие в себе игру положительных, но разноплановых эстетических идеалов, а также, неожиданные ассоциации, образы-метафоры.
Мотивирующая основа здесь творчество и игровое поведение, веселье и забава. А истоки хорошо проиллюстрировал М. Бахтин - весёлый праздничный карнавальный смех.

Следующей формой (форматом) гротеска напрашивается игра комика - то есть, прямой и полный комизм. Конкурировать с ним  может лишь жизненный курьёз,  силой которого является жизненная реальность.
Но актёр комик - это искусство передавать комизм реалиий в ярком и чистом виде. То есть, эстетический и творческий показатель самой комической композиции и подачи её может быть эффектней, чем аналогичная картина в естественных условиях.
А также, здесь мотивирующая основа - всё та же природа игрового поведения, воплощённая в шутке, гротеске и театре курьёза.

Гротеск игры и шутки требует художественного и творческого исполнения. Эмоция этого гротеска  в игре (и от игры) комика, несмотря на самую причудливую, даже, сатирическую или саркастическую роль, наполнена эстетическим восприятием этой до предела гротескной композиции, и в полной мере является эстетическим восприятием. Конечно же - это стиль.
Здесь даже приходит аналогия с лирикой, где песня о грустном, но звучит красиво. Так и здесь, красиво изображается безобразное.
И всё же, здесь есть что-то "насмешливое". Однозначно - это  уничижительный образ в идейном замысле комического и демонстрация интеллектуального превосходства.
Если имеется интеллектуальная, эстетическая или моральная оценка, то есть и чувство превосходства. И здесь уже стоит говорить о формате острОты.

Справедливости ради, стоит помнить, что природа комического - это игра, и максимум, игровое соревнование, но не злорадство.
Хотя и существует, уже ставшая догматической, в эстетике характеристика комического - как отрицание образа, духовное его уничтожение. А в реальности - осуждение на вечное посмешище.
Это моральная мера наказания в творческом произведении, не противоречащая гуманизму, и не имеющая злорадства. А если шире посмотреть, то здесь можно найти даже сострадание. Но любви, конечно, нет там, где нет надежды на моральную красоту.
Комическое здесь выходит смешанным чувством.
Возможно, не зря "смешанное" сходно со "смешным" - "смешонное".

А не может ли такое же эстетическое гротескное чувство сожительствовать с агрессией, завистью и злорадством? Может – в контексте зла, использующего интеллект и творческую способность. Но стоит указать, что это разная природа вещей, как свет и тьма, созидание и разрушение, порядок и хаос.

Формат острОты, просто, как творческой и оригинальной мысли не бывает комичным и смешным. Но достаточно это демонстрировать в диалоге с собеседником, как на том данное остроумие будет оттенятся комически. Что очередной раз подтверждает замечательное наблюдение Анри Бергсона о социальной природе смеха и юмора.
Поскольку острОта, это качество интеллекта, сфера социума и человеческих отношений, то, возможно, вывод о курьёзе, как самой смешной и впечатляющей комической (юмористической) форме, справедливо может быть оспорен.

Собственно, мы здесь можем сразу обратиться к итоговому вопросу: Какая форма комического самая сильная? Что она из себя представляет?
И что представляет собою юмор и комическое в сути или в большей части?
Какова природа комизма: оскорбляющая высмеивающая или добрая игровая? Или может быть это нечто иное?

На первый взгляд напрашивается аргумент - присутствие во всём человеческого лика и полюсов: виртуозный острый ум - глупость. То есть, за основу смешного легко счесть обличение глупости, прочих недостатков, где всегда подсознательная насмешка, прикрытое незамедлительное унижение. Такое действие будто и согласуется со стратегией естественного отбора: со стремлением к лидерству, социальному превосходству, совершенству, и связано с обучающим поведением.
Как бы, очень безупречно и логично выстраивает такое понимание Алексей Редозубов в своей книге "Логика эмоций. Секрет юмора".
Вроде, как всё сходится: нашлось место и эстетическому, и выводится производная эмоция на базе радости (злорадства) и удовольствия.
Но все эти компоненты эстетического (эмоции "красиво") и непосредственной эмоции "смешно" (связанной с человеком) на том и остаются, как константы незыблемого закона и утверждения.
А где, например, здесь понятие шутки? Лишь в том, что человек "красиво облажался"?
А обычная умелая демонстрация гримасы - кто здесь облажался?
А в целом, игровой аспект где?

Также, вернёмся к эволюции - к эволюционной роли игрового поведения: к обучающей его роли и социальной, в целом, развивающей и объединяющей.
Учёными установлено, что нейрофизиологический паттерн возбуждения игры животных и человеческого смеха одинаков. И в нём, на удивление психологов, присутствует выброс адреналина, чуждый положительной эмоции и свойственный стрессу.
В теориях высвобождения, инсайта и переключения этот момент занимает своё логичное и истинное место.
Шутка - это игривый обман разума, игра на чувстве. Именно адреналин делает эмоцию смешной и импульсивной (в отличие от простой радости) и создаёт трамплин для взрыва смеха.

Чтобы начать уже говорить о истинной природе юмора, давайте посмотрим - что общего в игривой борьбе животных, в шутке, гротеске и комическом у человека.

Динамика весёлой игры животных наполнена гротескными движениями, гротескной мимикой, гротескными падениями.
1. Тысячелетиями веселье пробыло бок о бок с гротескной мимикой и гротескным движением.
2. Различные трюки в игре - это своего рода, шутка. Всё это сопровождается, и динамикой веселья, и имеет нейрофизиологический адренало-эндорфиновый маятник.
3. В весёлой борьбе животных, игре, шутке и юморе присутствует соревновательный мотив, а не агрессия – нет здесь интеллектуальной войны у человека, в силу присутствия игрового контекста .

Далее, чисто игровой компонент через создание гротеска (гримаса самое очевидное) создаёт специфику человеческого комизма. Он наблюдается в игре комика - как гротескная шутка,  высмеивание чудака (театр гротеска и курьёза),  соревнование в острословии - то есть, где создаётся комичное, где социальная игра в веселии,  единении и симпатии, а также, игра-соревнование, интеллектуальное развитие.

Юмор - это весёлая интеллектуальная игра, как специфика игрового поведения человека, в которой тренируется  быстрота и гибкость интеллекта, развивается социальное поведение.

Да, Остроумие, это высоко и жизненно важно, и не менее, интересно. К тому же, высмеивание комического персонажа в этом - суть элемент Курьёза.
Однако, Курьёз жизненных ситуаций – это всё же более жизненно, это более наше общее, это эпоха в конце концов. Поэтому, если можно так сказать, Остроумие – это больше для ума, а Курьёз – для души.
Но есть ещё один нюанс: курьёз – это часто интрига, когда представляется видеть со стороны, как некто неожиданно, зрелищно (гротескно) и безобидно (безопасно) падает, допускает какую-либо ошибку в действиях, или с умным видом творит глупость. Также, мы почти всегда заведомо об этом знаем при просмотре кинокомедии, или уже имеем подобный настрой, слушая анекдот. Анекдот – это форма обыгрывания жизненных курьёзов, или высмеивание человеческих недостатков и пороков в курьёзе.


Рецензии
Познавательно! Благодарю!
Михаил! Творческих успехов и радости вдохновения вам желаю
С уважением, Альбина

Альбина Алдошина   01.05.2022 12:50     Заявить о нарушении
Большое спасибо!

Михаил Пушкарский   02.05.2022 23:35   Заявить о нарушении