Из воспоминаний юности

      (Рассказ)

Храм закрыт-позаброшен каменный –
Изувеченный, обезглавленный.
Он ветрами шальными выщерблен,
За столетье никем не выбелен.
………………………………………..
Вдоль стены незажившей раною –
Лишь следы колокольни рваные.
Попущенье ли, воля случая –
Храм фантомные боли мучают.
            (Валентина Паевская)

              Читая здесь на сайте  стихотворение Валентины Паевской «Дух православия», вспомнилась мне подобная же картина святотатства, увиденная мной в далёкой юности 1973 года.

                Старенький автобус, добродушно урча, покряхтывая и подрагивая на ухабах, наконец – то, остановился у правления села Ларино Каслинского района, что на севере  Челябинской области, где в школе, бывшей когда-то церковно приходской, работали по распределению после окончания педагогического института моя сестра с мужем. Они пригласили меня погостить у них на каникулах, а заодно приглядеть за их годовалой дочуркой, пока они будут заниматься подготовкой школы к новому учебному году.
                Уставшие, потные, от пыли, влетавшей в автобусные окна, чумазые,  побрели  мы к их дому. Благо дело, был он недалеко. Стоял жаркий душный июльский вечер. В горячем воздухе подрагивало знойное марево, роились скопище комаров, угрожающе жужжащих в полной тишине над нашими головами. Рады, видно, новым жертвам!
                Широкая, и как потом оказалась, единственная улица села, была пустынна. Жители отдыхали от трудов праведных, а, может, попрятались от духоты в прохладу домов с занавешенными окнами. Я с интересом поглядывала на приземистые деревянные домики, притулившиеся за плетнями и заборами по обеим сторонам улицы.
                Малышка, вертящаяся на моих руках, как юла, то и дело отвлекала моё внимание, тыча пальчиком на то, что  привлекло её в данное мгновение. Она была такая юркая, что я боялась, не удержав, уронить её, поэтому сразу не заметила неожиданно выдвинувшуюся справа от нас  полуразрушенную церковь на высоком пригорке. На фоне закатного неба  её остов с проваленными глазницами окон таинственно завораживал и притягивал своим угасающим великолепием и непередаваемой мощью. Железный ржавый купол  в виде полусферы с обломком штыря в центре, держащего когда - то крест, указующим перстом устремился  в необъятные Небеса. Огромная стая ворон, вечных стражников погостов, потревоженная нашим появлением, взвилась чёрной тучей и, неумолчно каркая, закружила над церковью.
                Поражённая этой страшной картиной величайшего святотатства, как я сейчас понимаю, тогда же  она одновременно вызывала во мне и ужас, и восхищение величаем церкви, не смотря на следы её разрушения и запущенности. Помню, у меня тогда,  убеждённой атеистки, невольно вырвались слова молитвы, произносимые ежедневно моей бабушкой: «Господи! Спаси и сохрани!» Даже девчушка на моих руках притихла, растерянно глядя  на злобно кричащих чёрных птиц. Интересно, что творилось в её маленькой головке? Что она пыталась осознать? В глазах же её, удивительно синих, застыл вопрос и недоумение.  Вдруг  она погрозила кричащим воронам пальчиком, звонко крикнув: «Ух!»  Что, наверное, означало - Не шумите в Святом месте!  К дому мы шли  молча.
                Эта  ужасающая картина осквернения Величия - Божьего присутствия на земле, до сих пор  перед моими глазами. Больше всего поражало абсолютное людское равнодушие к гибнущей церкви. Все привычно проходили мимо  многие годы,  не обращая на неё никакого внимания, ведь вынести из неё было уже нечего. Церковь старела, ветшала, но не утрачивала своего величия. Она тёмным монолитом срослась с пригорком и  стояла   в центре села укором перед потомками тех, кто  отрёкся от Бога, надругавшись над Его Святыней.  Сколько их тогда, заброшенных церквей и храмов по всей стране коротали свой скорбный век наедине с воронами, шальными ветрами, летними ливнями, долгими моросящими осенними дождями, снежными зимними заносами.
                Слава Богу, что сейчас многое изменилось – восстанавливаются церкви, храмы, монастыри, возводятся новые. Идёт постепенное духовное и нравственное оздоровление общества.


30.10.2020

На фотографии, взятой из интернета, Церковь Троици Живоначальной в селе Ларино Каслинского района Челябинской области. В 1999 году она признана православным памятником архитектуры и постепенно восстанавливается.


Рецензии