Магнитка. Транзит

Так что получилось у меня с отпуском, (смотри предыдущий рассказ), прямо как в бородатом анекдоте про чукчу: -"Первый раз мылся – война началась, второй – Сталин умер. Третий раз мыться боюсь, однако!". Во время моего отпуска в 1991 году Союз развалился, а в 1998 произошёл дефолт. Плюс я чуть не вылетел с военной службы вообще.

Все мои уверенные знания по должности инженера вычислительной группы радиотехнической боевой части дизельной подводной лодки 641Б проекта, на которую я был назначен; заключались в дипломе оператора - планшетиста мобильной двухкоординатной радиолокационной станции метрового диапазона П-12 "Енисей" (закончил курсы по линии ДОСААФ в БРТШ (Бакинской радиотехнической школе) в 1984 году с отличием, работая после школы год до поступления в военное училище).

Вот я и пытался неделю доказать командованию всех степеней и, конкретно, отделу кадров 40 дивизии подводных лодок, что они зря меня суют на боевую дизельную подводную лодку "Магнитогорский Комсомолец" (Б-437 , "Магнитка" на местном сленге). В промежутках между получением пайков, денег и распитием (по вечерам) спиртных напитков. Если уж совсем честно, я какое – то время находился в полной прострации. Поскольку вдруг я отчётливо понял, что на этом моя служба, скорее всего, закончится. Но пересилив, сломав себя в очередной раз, пошёл на поклон к капитану 1 ранга Голубеву Сергею Борисовичу. Поскольку за спиной у меня была семья, а её нужно было кормить. Да и вообще я окончательно решил принципиально стать старшим офицером -"Выгрызу погоны капитана 3 ранга, если потребуется!".

Попытаюсь объяснить свои "душевные терзания". Я ОЧЕНЬ НЕ ЛЮБЛЮ ПРОСИТЬ. Даже зная, что поймут и помогут. Зачем перекладывать свой собственный геморрой на плечи другого человека? Возможно поэтому, когда действительно "припирало" (деваться было некуда), вышестоящие старшие товарищи всегда помогали мне. С удовольствием.

Кадры воистину решают всё – в результате попытка некоторых товарищей "пришить" мне дезертирство не сработала. Поясняющий документ:

+ФОТО+ 1

Господин П., получив бутылку водки плюс бутылку шампанского (-"И это всё?!! " -"А Вы меня ни с кем не перепутали? Откуда мне денег взять – то?!! ") переделал приказ и я, получив повторное предписание (первоначальное на руки принципиально не брал, хотя и знал, чем это мне грозит), направился в экипаж капитана 3 ранга Т. Встав в строй на центральном проходе этажа казармы (было послеобеденное построение), я сначала с интересом, а потом уже с отвращением наблюдал, как КОМАНДИР ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ срывается на визг, разъёбывая за какие – то мелочи офицеров экипажа (при матросах срочной службы).

Впоследствии, на 74 однремпл уже, я неоднократно спорил со своим другом Сашей К. (начинавшем службу штурманом на четвёртой эскадре): -"Женя, да ладно, он мужик!". -"Митрич, в быту – не знаю. А так, извини, ТЫ ПОД НИМ НЕ СЛУЖИЛ!". Экипаж "Магнитки" к тому времени получил второй раз  приз Главкома ВМФ за торпедную стрельбу, и разговоров было много. На фото внизу "Магнитка" в Екатерининской гавани, город Полярный.

+ФОТО+ №2

После построения я был приглашён в каюту командира 437 –ой подводной лодки и услышал дословно следующее:

-"Поскольку работать вы будете на флагманского дивизии (капитана 1 ранга Завирюха В.Н.), "кварталку" (премию за квартал) будете отдавать командиру боевой части. "Напряжёнку" (надбавку за сложность, напряжённость и особые условия службы) устанавливаю вам 25%. На всех построениях экипажа присутствовать обязательно! Отнесите выписку в финчасть!".

+ФОТО+ №3

-"Есть! " ответил я, и неожиданно для самого себя развеселившись, с ехидной ухмылкой направился в финчасть.

-"Да они там что, вообще обалдели, что ли? Сами выписку отнесёте на переделку или позвонить? " – спросили не забывшие ещё меня, естественно, девушки – красавицы.

-"Нет уж, позвоните, пожалуйста! Пусть побегают!" – ехидно ответил я. Поскольку в первый же день службы "бить" вновь прибывшему по карману – это не просто незаконно, а идиотизм.

И направился я в кабинет флагманского химика. Виктор Николаевич успокоил меня, сказав, что всё это временно (-"Мне из кадров флотилии звонили.") и поставил задачу разобраться на "Магнитке" с химической документацией. Поскольку за химию на дизельной подлодке отвечает моряк срочной службы (должностная категория "старший матрос"). Всё на старпоме. А старпому и так есть чем заняться. В разгар беседы в кабинет влетел помощник командира Б - 437: (-"Давайте быстрее, с нами хочет комбриг пообщаться!!!") и мы убыли в кабинет командира бригады. На фото внизу знаменитое здание штаба и управления легендарной четвёртой эскадры подводных лодок СФ. Слева от арки на момент описываемых событий располагался штаб 40 дивизии, справа химические классы и кабинет флагманского химика.

+ФОТО+ №4

Знакомство с капитаном 1 ранга Васильевым я вспоминаю с искренним удовольствием. Без тени иронии. Такого хамла трамвайного я давно уже не видел. Кстати, потом оказалось, что он относится к категории "дураков снаружи" – это маска (должность обязывает). А вот когда "дурак внутри" – это намного печальнее. К тому времени я уже окончательно привык, что смотрят сначала на погоны. И редко кто потом мягко извиняется. Но "маски шоу" по стойке смирно меня от души повеселили.

-"…этот офицер за время службы на бербазе забыл, что такое подводная лодка… требую привести его в чувство… насуют "блатных" через голову… ты мне всю бригаду спишешь…". Ну и так далее. Помощник командира был отпущен, но накачка продолжалась. Наконец, минут через пятнадцать, комбриг выдохся.

-"Прошу разрешения!" – быстро сказал я. И не дожидаясь ответа, решил быстренько "вставить свои пять копеек":

-"Товарищ капитан 1 ранга, у Вас всё? Так вот, назначен я без согласия, был в отпуске. Слово Вам даю – к Новому Году меня на "Магнитке"не будет!".

Теперь с искренним интересом меня оценивающе разглядывал комбриг. Не перебивая.

-"… я понимаю Ваше раздражение и уважаю Ваш труд (подводников - дизелистов)" - продолжил я - "у меня отец 10 лет штурманом на 4 эскадре отхуя… гммм… отслужил…; но, я дико извиняюсь, перед Вами не пацан, у меня уже и пенсия за плечами уже есть!".

-"Год выпуска (из военного училища)?!" – перебил меня комбриг.

-"1989 –ый. Поступил со второй попытки".

-"Хорошо, занимайтесь!". И на этом наш разговор был окончен.

Забегая вперёд, вспомню "отвальную" моего дивизийного шефа по специальности. Я уже служил на "Выдре" дивизионным химиком и в звании капитана 3 ранга был лично приглашён на это мероприятие. Ждём, ждём, а комбрига всё нет и нет. Ждём 15 минут, полчаса, сорок минут. –"Ну всё, хватит!" – сказал начштаба дивизии капитан 1 ранга Семёнов. И только прозвучали первые здравницы, в помещение вошёл комбриг 161 бригады и группа командиров дизельных подводных лодок. Васильев крякнул, натянув штрафной СТАКАН водки, снял тужурку, и вечер продолжился своим чередом. Многих командиров я помнил ещё старпомами. Завирюха в бытность мою начхимом бербазы лично собрал их в учебных химических классах, и знакомясь с ними, я сказал: -"Мужики! Я сам с лодок, поэтому все Ваши проблемы буду решать в первую очередь!". Жаль, особо помочь  им я не смог, поскольку служил – то на бербазе всего три месяца.

Так вот. Произнёс я здравницу Виктору Николаевичу коротко. Но искренне, тепло и от души. И вышли мы вместе с командирами перекурить. Я не утерпел:

-"Нихреннасе Ваш даёт!!!".

-"Женя, это ещё что! А ты представь, он пару стаканов когда натянет и доклады с ними проводит?! Порой по полтора часа и больше!!!".

Что я вынес важного из этого мероприятия, так это слова начальника штаба дивизии: -"…Виктора Николаевича я искренне уважаю ещё и за то, что он НИ РАЗУ за совместную длительную службу не назвал меня иначе, как по имени – отчеству… хотя мог бы и "тыкнуть", учитывая свой возраст и заслуги!". Казалось бы мелочь - но я впоследствии всегда придерживался этого правила. И по отношению к своим однокашникам по училищу, ставшими заместителем начальника химической службы КСФ и флагманским химиком КолФлРС, тоже.

Где – то в середине декабря я был вызван капитаном 1 ранга Голубевым:  -"Женя, иди знакомься  с командиром 74 однремпл! Он будет в кабинете у Завирюхи через полчаса."

Получив напутствия флагманского (-"Ты рекомендован как опытный начхим атомохода, смотри не обосрись!"), я "познакомился" (у меня очень плохая память на лица) со своим будущим комдивом.

Забирая предписание у комбрига Васильева, я сказал: -"Вот видите, товарищ комбриг – всё как я обещал?".

+ФОТО+ №5

-"Давай, удачи тебе!" – ухмыльнувшись, заметил он.

Меня ждала служба "на лучшем соединении современности". Так мы, офицеры штаба, сами его называли. Служба на долгих одиннадцать лет…

+ФОТО+ №6


Рецензии