Катюша

«Катюша» -
так звучит одна из тем экскурсий в нашем школьном музее.
Речь пойдет о Герое Советского Союза Екатерине Илларионовне  Михайловой в замужестве Деминой.
 С Екатериной Илларионовной Деминой члены нашего клуба «Поиск» впервые встретились во время празднования 50-летия освобождения Таманского полуострова от немецко-фашистских захватчиков. В интернете много материала об этой замечательной женщине, а я хочу рассказать вам то, что было услышано от ее боевых товарищей и от нее самой.
Она родилась 22 декабря 1925 года в Ленинграде. Отец Кати был военным. Его не стало, когда девочка была еще маленькой. Мама работала врачом. Заразившись от больного тифом, умерла, когда Катя была ребенком. Девочка росла в детдоме.
Я хочу, чтобы вы окунулись в эпоху предвоенных лет. Годы, когда все еще живы, а в воздухе пахло войной. Об этом в своем стихотворении «Новогодний тост» писал Константин Симонов.
Своей судьбе смотреть в глаза
надо
И слушать точки и тире
раций.
Как раз сейчас, за тыщу верст,
рядом,
За "Дранг нах Остен" - пиво пьют
наци.
Друзья, тревожиться сейчас
стоит,
Республика опять в кольце
волчьем.
Итак, поднимем этот тост
стоя
И выпьем нынче в первый раз
молча,
За тех, кому за пулемет
браться,
За тех, кому с винтовкой быть
дружным,
За всех, кто знает, что глагол
"драться" -
Глагол печальный, но порой
нужный.
За тех, кто вдруг, из тишины
комнат,
Пойдет в огонь, где он еще
не был.
За тех, кто тост мой через год
вспомнит
В чужой земле и под чужим
небом! 
Все готовились к войне. Катя в пятнадцать лет окончила курсы медсестер, была «Ворошиловским стрелком», чемпионом детдома по плаванию. Ростом маленькая, меньше, чем 1м45 см, но очень сильная. Каждый год на летних каникулах она уезжала в гости к старшему брату летчику в Брест. 22 июня 1941 года Катя Михайлова ехала в поезде к брату. Под Смоленском поезд разбомбили фашисты. Началась война… Одна, без денег, без пищи, без знакомых девочка двое суток вместе с оставшимися в живых пассажирами поезда шла к своим. Проезжавшие мимо на мотоциклах фашисты стреляли в них. Многие женщины погибли.  Под Смоленском группа вышла на штаб воинской части. Катя попросилась на фронт, но ее не взяли. Детей на фронт не берут. Голодная, вторые сутки во рту ни крошки хлеба, Катя пошла на запах гречневой каши. На окраине города стояла воинская часть. Катя попросилась к ним санитаркой. Приписав себе два года, вступила в Красную армию. Когда она появилась на фронте, попала сразу в бой. Смело бросалась под пули, спасая раненых. Комбат, увидев такую санитарку, удивленно спросил: «Кроха, ты откуда взялась?» Катя просто ответила: «С разбитого поезда». – И ты умеешь останавливать кровь и перевязывать раны? – Умею. – А у меня вчера санитара убило, пойдешь ко мне санитаркой? – Пойду. Так началась военная служба Кати. Бойцы ласково называли ее Катюшкой. В первых же боях девочка показала неимоверную храбрость. В боях под Гжатском получила тяжелое ранение в ногу. Бойцы на руках вынесли свою любимицу с поля боя. Она проходила лечение за Уралом и в Баку.
Немцы были уже под Сталинградом, когда Катю выписали из госпиталя. Ей был положен отпуск по ранению  для реабилитации, но ехать ей было некуда. Во время боев за Сталинград корабли Волжской флотилии перевозили тысячи раненых в Красноводск. Так в январе 1942 года перед капитаном «Красной Москвы» появилась маленького роста девушка, опиравшаяся на трость. Представилась медсестрой. Медперсонала не хватало, сестры гибли от вражеских пуль, как и все солдаты. Капитан обрадовался, принял ее и посоветовал – Иди, детка в трюм, там хоть немцы с самолетов не стреляют. Ответ был неожиданным: Ишь, ты какой! Значит, других пусть убивают, а я по трюмам прятаться буду, нет уж! – И пошла на верхнюю палубу. Немецкие самолеты сбрасывали на наши корабли мины, бомбы и расстреливали их из пулеметов. Раненых было очень много. Они лежали не только в трюмах, каютах, но и прямо на палубах. Во время обстрела Катя падала на кого-нибудь из раненых, прикрывая своим маленьким телом беспомощного солдата от вражеской пули.
Сталинградская битва закончилась. «Красную Москву», изрешеченную пулями и осколками поставили на ремонт. Катя с детства мечтала о  море и решила продолжить службу в рядах моряков. Она услышала, что в Баку набирают добровольцев в морскую пехоту, явилась к командиру батальона  капитану второго ранга Воронову с просьбой записать ее добровольцем. Воронов очень удивился, подошел к ней поближе, предложил померяться. Поднял руку, оказалось, что Катя ему и до подмышки не доставала. – Ну и зачем ты нам? Что тебя в сумке носить или в кармане?- Катя ответила – Еще посмотрим, кто кого носить будет!
Воронов категорически отказал. Тогда упрямая девочка решила написать письмо Сталину. На удивление, Сталин отреагировал положительно, на воинскую часть пришел приказ самого Главнокомандующего взять Екатерину Михайлову в морскую пехоту. Приказы не обсуждаются. Так Катя стала санинструктором в разведвзводе 369 Отдельного батальона морской пехоты.
Во время освобождения Таманского полуострова 14 сентября 1943 года разведгруппа была высажена десантом вблизи Темрюка. Группа попала в засаду, приняла круговую оборону. Командир майор Рудь был тяжело ранен. Моряки решили: нам все равно погибать, может, хоть Катюшка останется живой. Было решено отправить командира в расположение наших войск. Для этого соорудили плот, уложили на него раненого майора, забросали кучей камыша. Катя, взяв камышину в рот, плыла под водой по Кубани, толкая перед собой плот через расположение немцев. Это была Голубая линия. Вокруг рвались снаряды, немцы были и на правом, и на левом берегу. По Кубани плыли кучи камыша, срезанного осколками, но никому в голову не пришло, почему все кучи камыша плывут по течению, а одна против. Путь был неблизкий. При каждой возможности Катя отдыхала и снова плыла. Она доставила командира к своим живым! Правда, он скончался на операционном столе, но девочка приказ выполнила! А ее товарищей выручили бойцы девятой армии.
Перед освобождением Керчи в город была отправлена разведгруппа. Нужно было проникнуть в здание школы, где предположительно находился немецкий штаб. Школа была обнесена высокой стеной, тогда такие были заборы в Крыму. Катя вместе с Юрием Водолазко перемахнула через забор и оказалась лицом к лицу с фашистами. Завязался бой, в котором Юрий был ранен в обе ноги. Катя подхватила раненого товарища, буквально взвалила его на себя и, отстреливаясь, стала продвигаться назад к стене. Немцы перестали стрелять и от души хохотали. Руки Юрия шли впереди Кати, а колени волочились по земле сзади. Кроха тащила двухметрового друга, не переставая стрелять. Когда закончились патроны, она вела огонь из автомата Юрия. Приготовила гранаты, но тут подоспели разведчики, оставшиеся за стеной.
В ночь с 21 на 22 августа 1944 года санинструктор Михайлова участвовала в форсировании Днестровского лимана. В составе десанта 369 ОБМП Дунайской военной флотилии одной из первых достигла берега, цепляясь за корни и ветки прибрежных кустарников, вскарабкалась на пятиметровый гребень обрывистого берега реки, помогала подняться наверх другим десантникам и тяжёлый пулемёт. За время боя оказала первую помощь семнадцати тяжелораненым краснофлотцам (включая спасение из воды тяжелораненого начальника штаба отряда), подавила огонь станкового пулемёта, забросала гранатами дзот, уничтожила два десятка солдат противника, 9 гитлеровцев взяла в плен. Утром Аккерман был взят. За проявление исключительной отваги была представлена к званию Героя Советского Союза, но награждена орденом  Красного Знамени.
Через месяц старший санинструктор сводной роты Берегового отряда сопровождения Дунайской военной флотилии главный старшина Михайлова приняла участие в десантной операции по захвату порта Прахово, а 4 декабря 1944 года вновь послужила примером героизма при взятии крепости Илок в Югославии. В рамках предупредительных мер по недопущению переброски сил противника в район проведения Будапештской стратегической наступательной операции предполагалось нанесение удара по придунайским населённым пунктам Опатовац и Илок.  Оба города нужно было брать с суши, тактическим десантам отводилась отвлекающая роль. Особенно трудно пришлось десантникам в боях за Илок, высокую древнюю толстостенную крепость. Размер разведгруппы составил 52 человека, включая главстаршину Михайлову. В ночь десантирования выяснилось, что из-за разлива реки затопленными оказались низменные берега и небольшой островок около крепости, место высадки морских пехотинцев. После начала боя гитлеровцы, осознав, что силы краснофлотцев невелики, предприняли попытку сбросить их в Дунай. Немцы обрушили на десантников огонь из всех видов оружия. Десант сражался по шею в ледяной воде. Атака 52-й стрелковой дивизии на Илок на суше задерживалась и через два часа боя из полусотни десантников, занявших круговую оборону на острове, в строю остались только 13, и все они были ранены. Сама будучи тяжело раненой, Михайлова продолжала оказывать медицинскую помощь тонувшим раненым бойцам и, спасая их жизнь, привязывала их поясными ремнями к прибрежным полузатопленным деревьям и камышу. А когда к острову приближались вражеские шлюпки, сама бралась за автомат и отбивала атаку. Вспоминая об этом бое, наша героиня сказала с улыбкой, что если бы не стала после войны врачом, пошла бы в цирк жонглером. У немцев были гранаты с длинными ручками. Они бросали эти гранаты в моряков, а Катя ловила их и бросала в немцев. Пусть они не долетали до врага, но рвались на его территории. Моряки выполнили свою задачу, противник оттянул большие силы на подавление десанта и, когда атака советско-югославских войск началась, не смог удержать Илок. К концу сражения только семеро воинов было боеспособно. Раненую, ослабевшую от потери крови и воспаления лёгких, почти в безнадёжном состоянии Михайлову пришедшие на помощь моряки бережно положили на бронекатер. Ее доставили в госпиталь. По радио передали, что легендарная Катюша умирает от потери крови, а крови нет. Тогда знаменитый хирург генерал Белинский специально приехал в Белград и отдал Кате 400 грамм крови. Эта кровь спасла Кате жизнь. А по всему фронту моряки, как молитву, пели «Катюшу», веря, что она останется жива. Еще не все осколки вытащили из руки Кати, а она, почувствовав себя лучше, сбежала  из госпиталя и вернулась в свой батальон. 9 декабря руководством Берегового отряда сопровождения главстаршина была повторно представлена к званию Героя Советского Союза, командующий Дунайской военной флотилии вице-адмирал Горшков согласовал это награждение, тем более, что в наградном листе перечислялись не только обстоятельства боя за Илок, но также отмечался героизм девушки в боях за Прахово и при форсировании Днестровского лимана. Тем не менее в наградном отделе сочли описание подвигов неправдоподобным и вернули назад представление к награде в штаб флотилии. В итоге, новый командующий флотилии контр-адмирал Холостяков смог наградить Михайлову только вторым орденом Красного Знамени Приказ был подписан 8 марта 1945 года.

О Катюше ходили на фронте легенды, о ней писали газеты. Не зря под Будапештом, где линия фронта проходила по дороге, по одну сторону улицы были наши, а по другую немцы, иногда можно было видеть такую картину. Немцы в окно выбрасывали белый флаг и в рупор кричали: "Рус, покажи Катюшу, стрелять не будем!" Имел место такой случай. Под Будапештом, где стоял 369 отдельный батальон, в котором служила Катя, с пресной водой был один единственный колодец. Из него воду брали и русские, и немцы. И с той стороны работал снайпер, и с другой. Поход за водой был смертельно опасен. Но без нее не проживешь. Тогда Катя сказала: "Я пойду за водой" Спорить с нею было бесполезно, командир отпустил. Катя благополучно дошла до колодца и застала там немца, набирающего воду. Немец, увидев ее, достал губную гармошку и стал играть нашу "Катюшу". Песня была написана еще до войны, но немцы были уверены, что песня написана именно об этой Катюше. Катя спокойно набрала воды и ушла.
Когда закончилась война, ее боевые товарищи моряки выстроились и сказали – Катюша, выбирай любого в мужья, мы все тебя любим! – А Катя ответила – Не могу, вы все мне братья.
После войны продолжала служить санинструктором в Дунайской военной флотилии. С ноября 1945 года главный старшина Е.И. Михайлова – в запасе.
    В 1950 году окончила Ленинградский санитарно-гигиенический институт имени И.И. Мечникова (ныне Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова). С 1950 года работала врачом, а в 1953–1976 годах – заведующей биофизической лабораторией медсанчасти № 21 Машиностроительного завода в городе Электросталь (Московская область), производившего промышленное оборудование для советской атомной отрасли. Вышла замуж за фронтовика-связиста Виктора Петровича Дёмина и взяла его фамилию. В 1976–1982 годах работала врачом клинико-диагностической лаборатории медсанчасти № 12 в Москве.
Боевые друзья искали ее и не могли найти, пока через двадцать лет после войны на страницах газеты «Правда» не появились фото Катюши и рассказ о ней. На редакцию газеты обрушился шквал писем моряков-ветеранов. Они наконец-таки нашли свою Катюшу, о ней стали писать, создавать фильмы. В 1963 году о подвигах Екатерины Михайловой в одной из телепередач рассказал писатель и публицист С.С. Смирнов. 8 марта 1964 года в газете «Правда» был опубликован очерк Сергея Смирнова «Катюша» и вся страна узнала о её подвигах в годы войны. Бывший командующий Дунайской военной флотилией вице-адмирал Г.Н. Холостяков, бывший член Военного Совета Дунайской военной флотилии контр-адмирал А.А. Матушкин и другие боевые товарищи Е.И. Михайловой обратились в Министерство обороны СССР с ходатайством о присвоении ей звания Героя Советского Союза. Однако представление было отклонено.
В июле 1977 года главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков (в годы войны командовавший Азовской и Дунайской военными флотилиями) вновь поднял вопрос о присвоении Е.И. Дёминой звания Героя Советского Союза. После долгих рассмотрений в апреле 1979 года министр обороны СССР Д.Ф. Устинов дал отрицательный ответ и на это обращение.
За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года главстаршине медицинской службы в отставке Михайловой (Дёминой) Екатерине Илларионовне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В 1990 году маршал Язов вручил ей золотую звезду Героя.  Она стала последней женщиной , получившей  это высокое звание.
У Екатерины Илларионовны много орденов и медалей. Среди них есть медаль Флоренс Найтингейл, которой она очень гордилась.
Медаль имени Флоренс Найтингейл — высший международный знак отличия для награждения медицинских сестёр «за исключительное мужество и самоотверженность в заботе о жертвах вооружённых конфликтов и природных катастроф, либо за образцовую службу, находчивость и дух новаторства в сфере общественного здравоохранения или сестринского образования. Всего за годы существования Советского Союза медалью имени Флоренс Найтингейл было награждено 46 советских женщин — медицинских сестёр, военных фельдшеров, санитарных инструкторов, и других медицинских работников. Все они награждены медалью имени Флоренс Найтингейл за свой самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны
  24 июня 2019 года, на 94-м году жизни в Москве скончалась Екатерина Илларионовна Демина, санинструктор и единственная женщина, служившая в разведке морской пехоты, легендарная Катюша… 
 


Рецензии