Комдив

               

 
 


                «Белый аист летит,
                Над белёсым Полесьем летит,
                Белорусский мотив
                В песне вереска, в песне ракит.
                Всё земля приняла
                И заботу, и ласку, и пламя,
                Полыхал над зёмлей
                Небосвод, как багровое знамя».
                ( Песняры )

Предисловие

       Погожим осенним утром  2008-го,  у бокового   входа  Академии пограничных войск ФСБ России,  рядом с Белорусским вокзалом, под сенью старых лип, тихо беседуя  стояли несколько десятков мужчин. Все старше средних лет, в костюмах при галстуках  и с фрачными значками «Шит и меч» на лацканах, а трое с  фотокамерами.
       - Заходим, ребята! - отворил изнутри   светлого дуба дверь   приземистый крепыш, группа понемногу стала втягиваться.
       Внутри было  просторное помещение  с  окошком  слева,  за которым     сидел прапорщик в зеленой фуражке. Он   брал в руки  паспорта с удостоверениями  и,  сделав отметку в журнале,   возвращал.
       Когда все собрались, молча стоявший у противоположной двери  моложавый полковник    сказал,  - прошу следовать за мной,  коллеги.
       Гости  прошли  длинным коридором, с жужжащими на потолке плафонами, свернули за угол  и вошли в открытые двери   актового зала. Там, в глубине  над сценой, висел  портрет Дзержинского,  поднимаясь кверху, желтели   ряды театральных кресел,  четыре  хрустальных люстры заливали все ярким светом.
       Усевшаяся в центре зала группа была выпускниками   факультета военной  контрразведки Высшей школы КГБ СССР, отмечавшая тридцатилетний юбилей,   решившая навестить  родные стены.  Отсюда уходили на фронт Николай Кузнецов с Дмитрием Медведевым, читали лекции   Конон  Молодый и Рудольф Абель.
       Теперь здесь обучали  начальствующий состав   погранвойск ФСБ России.
       - Для начала, ребята  посмотрим фильм, -  встав,  обернулся к остальным, один. 
       Свет люстр  понемногу стал  меркнуть,  на сцену опустился пластиковый экран, а полумрак прорезал луч  кинопроектора.   В тишине возникла музыка из «Семнадцати мгновений весны» и на экране  появились сидевшие в зале, но только молодые.
       Одетые в  курсантскую форму (сухопутную и морскую), они занимались в учебных классах,  стреляли по мишеням в подземном тире и отрабатывали в спортзале приемы боевого самбо,   обучались захвату диверсантов на  полигоне ОМСДОН* и многому другому. Было в фильме и  про досуг -  посещение музеев  с театрами и концертных залов,  встречи с интересными людьми, работа в  студенческих  строительных отрядах на Камчатке и Памире.
       Сидевшие в зале,  отслужив   ни один десяток лет  внутри страны и побывав в  служебных командировках в Анголе, Афганистане, Югославии и Чечне,  сентиментальностью не страдали, но когда фильм закончился, а в люстры вернулся свет, глаза у многих  повлажнели.
       - Теперь, товарищи, с учетом  ваших  пожеланий, - встал сидевший  крайним в ряду полковник, - я покажу вам нашу  Академию.
       Все  поднялись со своих мест  и направились  за  ним в учебный корпус. Он  остался,  как и раньше,  в два крыла, с теми  же  аудиториями,  классами и чекистским кабинетом, где на стендах с  множеством экспонатов отображалась все история органов ВЧК-КГБ. Пройдя  пустынными   коридорами  (было воскресенье) и,  слушая пояснения, группа спустилась по широкой, с перилами лестнице,  на первый этаж   фойе главного входа.
       Оно было  высоким,   просторным и  отделано светлым мрамором. Справа, на специальном помосте, в стеклянном футляре  алело бархатное знамя, рядом с которым  застыл курсант-пограничник с автоматом, слева, на стене,  висели  два ряда  серых гранитных плит с именами выпускников  школы - Героев Советского Союза, а также закончивших ее с золотой медалью.
       Рядом с входом,  лицом в центр,  стоял  поясной, из бронзы, монумент.       «Начальник погранвойск НКВД СССР,  комдив А.А. Ковалев. 1899-1942г.г.» значилось на пьедестале. 
       В молчании оглядев фойе, знамя и монумент, группа подошла  к плитам, воскрешая в памяти знакомые имена,  а один так и остался  у скульптуры, беззвучно шевеля губами.
       - Твой однофамилец, Валера, - подошел к стоявшему однокашник  с фотоаппаратом.
       -  Да нет, Виталий, это мой двоюродный дед. Вот где встретились.
       - А почему когда учились, о нем не рассказывал?
       -  Тогда  предполагал. Сейчас знаю точно...


 


Рецензии
Стоять возле монумента двоюродного деда, это ко многому обязывает, Валерий Николаевич! Снимаю шляпу. Р.Р.

Роман Рассветов   01.09.2023 14:24     Заявить о нарушении
Теперь уже ни к чему, Роман.
Все в прошлом.

Реймен   05.09.2023 21:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.