Разведка в период потрясений ч. 6

В ход шёл и золотой запас, который депонировали в зарубежных банках. За материальную и политическую поддержку в установлении военных диктатур союзники поставили перед лидерами Белого движения условия: признать независимость государств, образовавшихся на окраинах бывшей империи, и провести ряд демократических реформ. Однако, несмотря на давление, белогвардейцы отказались идти на уступки, что, безусловно, осложняло взаимоотношения с интервентами. Ген. Деникин, отстаивавший идею «единой и неделимой, например, не хотел и слышать о какой-либо автономии Украины и рассматривал ее земли как «исконно русские». Он даже не признавал понятия «Украина», заменяя его понятиями «Малороссия», «Галичина», «Новороссия». А.И. Деникин также не признавал горское правительство, разогнал татарское краевое правительство Крыма, оттеснил грузинские войска, пытавшиеся захватить Сочинский округ. Непродуктивной оказалась политика белых и в отношении Армении и Азербайджана. Таким образом, в целом Белое движение потерпело поражение во многом именно потому, что не смогло найти адекватных требованиям времени способов взаимодействия с элитами национальных окраин распавшейся империи. Весьма интересно высказался о Деникине участник Белого движения ген. П.С. Махров - «как все интеллигенты, он мало знал русского мужика... не был психологом разношерстной толпы, он был только солдат, но не политик». Мятежи, восстания, крупные военные операции, разведывательно-подрывная деятельность спецслужб, лежащая на боку экономика, точнее ее осколки, создавали угрозы для существования всех гос. образований, появившихся на пространстве бывшей империи.

Для обеспечения безопасности белогвардейских гос. образований и были созданы органы разведки и контрразведки по лекалам спецслужб Российской империи. Всего за 6 лет они прошли все этапы развития - от зарождения и становления - до зрелости и упадка вместе со своими белогвардейскими режимами. В настоящее время известно, что спецслужбы Белого движения наряду с обеспечением защиты политических режимов, занимались сохранением территориальной целостности и суверенитета России, как внутри страны, так и на международной арене. Лидеры-белогвардейцы, усилия своих разведорганов прежде всего направляли против большевиков, а также занимались сбором информации во многих европейских странах, Китае, Японии, США и гос. образованиях возникших на территории бывшей империи. Большевики в свою очередь добывали сведения о белых армиях, вели активную агитацию, поддерживали связь со своим подпольем, готовя его к восстаниям на территориях, находящихся под контролем белых правительств. В период Гражданской войны разведка иногда добывала информацию, находившуюся в компетенции КРО, и наоборот КРО периодически поставляли сведения развед. характера. Белогвардейские правительства организационно подчинили свои спецслужбы военному министерству и Ставке. Параллельно с ними борьбу с гос. преступлениями вели органы внутренних дел. Только на завершающем этапе войны в Крыму и на Дальнем Востоке произошло объединение оперативно-розыскных служб под общим руководством. Верхнему эшелону белогвардейцев так и не удалось сплотить разрозненные политические силы, мобилизовать органы власти для отражения многочисленных угроз.

Что же такое Белая гвардия, Белое дело) и какие силы она объединяла? Прежде всего это так называемый  «контрреволюционный лагерь», где нашлось место казачьим гос. образованиям, эсеровским правительствам (Сибирское, Комитет членов Учредит. Собрания, Уфимская директория, режим П.П. Скоропадского), антибольшевистским подпольным организациям на территории Советской России («Правый центр», «Национальный центр» и др.), повстанческие армии и национальные движения, войска интервентов. Белое движение фактически было создано на британские деньги для борьбы с войсками Германии, о чем с полной откровенностью писал в июне 1919 г. военный министр У. Черчиль в свой парламент. «...Такая наша помощь являлась для нас целесообразной военной политикой, так как если бы мы не организовали этих русских армий, немцы захватили бы ресурсы России и тем ослабили бы нашу блокаду». Важно подчеркнуть, что главной движущей силой Белого движения являлось русское офицерство со свойственными ему традициями и мировоззрением. Именно офицеры были той цементирующей силой, благодаря, которой Белое движение вообще могло возникнуть - так верно указывает в своей книге «Трагедия русского офицерства» - историк С.В. Волков. Белому движению не удалось объединить вооруженные силы под одним командованием. Основной причиной было географическое расположение армий. Каждый фронт борьбы с РККА действовал на свой страх и риск, решая частные задачи в ущерб общим. Такое положение сложилось ввиду отсутствия координации действий между крупными белогвардейскими военными группировками.

Так, армия А.В. Колчака двигалась к Вятке на Котлас для соединения с войсками союзников. В свою очередь, А.И. Деникин углубился на Украину, не без основания опасаясь за свой левый фланг в связи с неожиданным уходом французских войск с юго-западного района страны и оперативным развертыванием там большевистских и петлюровских сил. Всё это привело к тому, что в решающие моменты белые армии действовали по расходящимся векторам, сильно облегчая красным задачу накопления резервов на угрожаемых направлениях. Осуществляя борьбу с внешними угрозами, белая разведка засылала агентуру в тыл врага. Ставились задачи по выявлению стратегических планов высшего военного командования, численности РККА и других вооруженных формирований, отслеживание за перебросками воинских частей красных с одного фронта на другой и т.д. Устремлениям спецслужб Белого движения проникнуть в тайны красных в 1918 г. противодействовала ВЧК, контрразведывательное отделение при оперативном управлении Высшего военного совета, регистрационная служба при Всероссийском главном штабе РККА и регистрационная служба при Морском Генштабе. В конце мая 1918 г. была создана ещё одна контрразведывательная структура - отделение Военного контроля при Оперативном управлении Наркомвоена. Уже в сентябре эти учреждения были объединены в отдел Военного контроля при Оперативном управлении Наркомвоена, который занимался борьбой с иностранным шпионажем, но оказался «непригодным для борьбы с изменой и предательством в штабах и войсках». Сотрудники военконтроля вступали в контакты с британской и французской спецслужбами, а также противниками советской власти.

После объединения фронтовых и армейских ЧК с отделениями военного контроля 19 декабря 1918 г. был образован Особый отдел ВЧК. В период своего становления и реорганизации вышеуказанные структуры не могли оказать серьезного противодействия белогвардейской разведке. Вначале войны работа ВЧК также являлась малоэффективной, так как местные ЧК только создавались, по-разному понимали свои задачи, имели разные названия и различную организационную структуру, использовали разные методы работы, кроме агентурных. В первые месяцы своего существования ВЧК намеревалась обойтись без секретных сотрудников, приняв 18 марта 1918 г. постановление «О недопустимости пользования провокацией в работе ВЧК». Однако очень скоро она столкнулась с необходимостью создания агентуры, и уже 28 апреля комиссия приняла решение об организации агентурно-оперативной работы на наиболее важных ж/д узлах. На состоявшейся в июне 1-й Всероссийской конференции чрезвычайных комиссий делегации приняли инструкции, в которых была прописана деятельность органов ЧК по созданию и использованию агентурного аппарата. Чекистам потребовалось какое-то время для вербовки агентов и овладения навыками работы с ними. Поэтому первые почти две сотни антибольшевистских заговоров ВЧК удалось раскрыть в основном благодаря помощи населения, неопытности в вопросах конспирации членов контрреволюционных организаций и случайного стечения обстоятельств. В 1919 г. чекисты продолжали наращивать усилия по разгрому подпольных организаций.

Этому способствовало: приобретение опыта работы, развернутый большевиками террор, привлечение к работе спецов царского режима, увеличение финансирования и т. д. Советская Россия не только защищала свой тыл от проникновения агентуры противника, но и сама организовывала на территориях, занятых белыми войсками, восстания, мятежи, забастовки, диверсии, операции разведывательного и контрразведывательного характера. Специальными методами войны занимались три структуры: парторганы, ВЧК и разведка Красной армии. Чекистская разведка была слаба, разрозненна и мало успешна. Объясняется это не только тем, что в начале 1919 г. агентурная разведка была передана регистрационному управлению РВСР, а Особый отдел ВЧК фактически свернул внешнюю контрразведку и лишь с конца 1919 г. по инициативе с мест начались попытки её воссоздания. Разведке просто не уделялось серьёзного внимания, сказывалась и нехватка опытных кадров. Разведка красноармейская также не блистала. Но всё же, используя имеющиеся традиции, военные смогли во второй половине Гражданской войны создать агентурный аппарат, удовлетворяющий потребности не только армии, но и интересы республики в целом. Стратегическая белогвардейская разведка внимательно наблюдала за активной международной деятельностью большевиков, обеспечивая высшее военно-политическое руководство соответствующей информацией, однако активного противодействия противнику она оказать не смогла. Разведка также сообщала о политике «двойных стандартов» стран Антанты в отношении белых режимов Деникина и Колчака.

Продолжение следует в части  7                http://proza.ru/2016/10/01/1778


Рецензии