Найм пастуха. картинки из прошлого
Сохранилось в памяти моей, как мы с отцом идем по деревне в пастухи наниматься.
На должность претендовал мой папка, работавший раньше на заводе по переработке леса в соседней деревушке Ряньзя.
Завод в 1959 году закрыли, другой промышленности в окрестных деревнях не было, и отец решил перебиться в этот год, нанявшись в пастухи сельского стада.
Деревня еще была жива, до полной агонии ей оставалось еще более двух десятков лет…
А пока только коровье стадо насчитывало порядка сорока буренок.
Надо сказать, что хотя работа пастуха и не числилась в разряде почетных, но без пастуха тоже было не обойтись.
Но главное было даже не в почете. А в том, что с пастухом рассчитывались деньгами, такса за услуги строго определялась на собрании общества.
То есть материальное обеспечение пастуха и его семьи в летние месяцы было очень даже неплохое.
Вот на это собрание мы и спешили с отцом.
В стандартной деревенской хатенке на три окна, казавшейся просторной внутри из-за отсутствия какой-либо мебели, кроме лавок вдоль стен, собрался ранней весной деревенский люд, где договаривались о найме.
Возможно это была хата нашей деревенской почтальонихи Насти Швецовой…
Но домишки в то время все были на один лад.
Набивши хату под завязку, народ шумно обговаривал все условия договорных отношений сельского сообщества с наймитом.
В данном случае моим отцом.
А они были таковы. Выпас коровы стоил 5 рублей с каждого хозяина в месяц и непременный сидорок, то есть собранный хозяевами скота поочередно обед на каждый день.
Отец мой сидорок (узелок с обедом) не брал из-за своей ментальности. Им обычно пользовались одинокие пастухи, бессемейные, у которых собранный очередной хозяйкой обед был основой полноценного, хотя и одноразового, питания. Разносолов в сумке, собранной пастуху не было, но в тоже время каждая хозяйка не хотела ударить в грязь лицом перед миром. Насчитывал сидорок в своём составе непременные бутылку молока с краюхой хлеба, а далее по хлебосольности и достатку хозяйки.
Могли здесь быть и пара вареных яиц, и кусок сала, и пара огурцов соленых…
Размер оплаты мелкого скота не помню, да и пасли их поначалу порознь: коров в мордовском лесу, овец и коз по деревне и неудобьям.
После долгих и галдливых споров в цене сходились, и заканчивался сговор застольем, которое при всей скудности тогдашней жизни не убавляло энергии и веселья.
Выставлял угощенье миру вновь нанятый пастух.
Пили, скорее всего, самогон, поскольку водка в сельском магазине стоила денег.
Закусывали, чем бог послал. Но народ не голодал, хотя и не был закормлен.
После первой рюмки галдеж усиливался. Начинались разговоры за жизнь.
Но самогонка заканчивалась, и народ расходился.
Вернулись и мы с отцом. Отец был доволен результатом найма.
Впереди были месяцы не совсем легкого труда и ответственности за стадо.
По дороге я спросил у отца, а отчего это тетя Лена так громко кричала, что любит его… На что папка ответил, что не расслышал…
А в хате действительно было очень шумно, да и не нам судить родителей своих…
Вечная им память…
P.S. На фото сцена найма пастуха в деревне Ряньзя, многократно освещенная мною.
Хорошо виден деревенский пейзаж, соломенные крыши, весенняя распутица.
Фотограф Н. Н. Назин ради этого кадра забрался на чью-то крышу и видимо попросил народ попозировать…
Свидетельство о публикации №220103000192
Когда мы с другом-хохлом из Казахстана хотели уезжать, к христианам двигаться, то поехали сначала в его Украину, в г.Херсон и дальше к приморью, там нам украинцы так "ввалили", что мы еле ноги унесли и бегом побежали в Россию, куда он боялся, что теперь ему русские настучат по голове так же, как мне его братья в его Украине.
Приехали мы в Костромскую область, а там... нищета наших 50-тых годов: мы из Казахстана, на Мерцедесе, а там у людей, не то что автомобилей, а и лошадей-то нет.
Люди доверчивые, удивляют наивностью, будто бы из прошлого века ещё не вышли, верят во всё, что не скажи, но и тут же ни во что не верят, а спрашивают: - А дома у вас такие же или юрты ещё?
Я чуть ли не заплакал, но сказал, что такие же, а на самом деле у меня дом был свой в три этажа: один полуподвальный, второй жилой и третий под крышей, на случай, если гости приедут вдруг. Два гаража, два автомобиля, легковой и грузовой самосвал и это при том, что всё сделал я сам, ни родителей, ни родни и не родственников у меня не было и не вор я и не начальник полиции или паспортного стола...
Говорю им: - У нас все улицы асфальтированные, даже на кладбище асфальт и на дачах тоже. У вас здесь только с климатом хорошо, а в остальном - это каторга царских времён... Дом я у вас не буду брать, а вы вечером соберитесь по-соседски здесь, я вас угощу напоследок, как хороших людей, на три дня приютивших бродягу, а потом поплачем вместе за нашу и вашу судьбу и поеду я снова туда, где люди живут...
Купил я им "для настроения чтобы и хорошо было", да столько, что они притихли и даже пить не хотят, сидят, пригнулись, а потом один шустрый говорит: - А сколько это будет стОить?
Да, было это во времена миллионов в кармане - не деньги, а бумажки были, а мы уже с долларами, а там их и поменять-то проблема была, а не то, что истратить - в них не верил никто, кроме тех, кто раздавал гражданство, делал прописку и документы на недвижимость, то есть, властью продвинутые крахоборы.
Вот так "сподвигла" меня Ваша заметка, что вспомнилось даже то, отчего раньше, вспоминая эту поездку, шерсть у меня дыбом становилась со страху, что так можно было жить, а когда я сам коров пас, то то время мне вспоминается с радостью - это было мне тогда лет 12 наверно и вынужденно, что-то с пастухом было и по очереди тогда люди сами пасли.
Будьте здоровы и настроения Вам! Иван.
Иван Атарин 30.10.2020 21:48 Заявить о нарушении
Кончилась ли нищета?
Я не видел ее. Повезло. Родился с отцом и рос при отце. Мама была инвалидка после колхозных полей. Отец трудягой, прошедший плен и выживший.
На ноги меня поставили, а дальше все как у Вас...
Все своим трудом.
Только вот ехать никуда не надо было. Как выбрался пацаном в областной центр, так вот 50 лет и сижу на одном месте.
А все познается в сравнении.
Но радость от детства тоже была. Хотя и пас с отцом вместе до 17 лет.
Из детства вынес удовлетворение физическим трудом. Что сено косить, что стога стожить, что дрова колоть... И горд этим.
Спасибо за визит, дорогой Иван!!!
Каждая Ваша рецензия обогащает. И не только меня...
А подумать о жизни прожитой время появилось....
С поклоном низким и пожеланиями здоровья
Михаил Полев 31.10.2020 03:59 Заявить о нарушении
Тогда я сильно разозлился и мог бы купить хоть гражданство себе, а хоть и всю контору вместе с теми, кто его даёт, но я принципиальный, а поэтому плюнул на всех этих "русских" и уехал в Норвегию на заработки, а потом и совсем в ФРГ, но и тут ни фамилию, ни имя не сменил, как не предупреждала меня женщина в здешнем бюро, "... смените, лучше быть вам тут незаметным, а фамилию я вам придумаю...", но... а потом увидел практически, как она была права эта добрая женщина в бюро. У меня в подъезде почтовый ящик самый исцарапанный и помятый - фамилию видят и лупят по нему все, кто "иностранцев любит"!))) Но меня этим не удивить - везде, во всех странах где я не жил, везде так относятся к иностранцам те, кто не понимает, что иностранцы в их стране для того, чтобы местным гражданам жилось лучше - вот и сейчас навезли арабов и кричат, что они их кормят, а на самом деле, уговорили их сюда ехать, наобещали горы добра, а теперь назад некоторые хотят уехать, а их теперь не отпускают.
Россияне, русские не русские, тоже не исключение: не то что иностранцев, а и русских из других республик ненавидят, грабят, жгут, а то и убивают. У меня трое внучатых в российской армии офицеры, так я всегда спрашиваю об отношениях и они говорят, что лучше и не говорить, что мы выходцы из другой страны и не будет никаких недомолвок. Люди всякие, но одинаковые!)))
Иван Атарин 31.10.2020 14:20 Заявить о нарушении