Волжская вода из московских кранов...

ВОЛЖСКАЯ ВОДА ИЗ МОСКОВСКИХ КРАНОВ …               


…я уяснил для себя простую истину о неразрывности нашей истории. Более того, находясь в 2017 году, одновременно с этим мы пребываем в других временах, общаемся с нашими отцами, дедами и прадедами, мысленно спрашиваем у них совета и ждем оценки нашим делам.              Это наш вечный Бессмертный полк. Святослав Рыбас


Водопроводы доказывали присутствие образованности.               
Александр Пушкин  «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»



Воды глубокие               
Плавно текут.               
Люди премудрые               
Тихо живут.               
Александр Пушкин «Воды глубокие …» 1833 год

 
               
Каждый визит сюда рождает Радость. Вот и снова я здесь: приехал на велосипеде 6 сентября 2020 года (воскресенье), на следующий день после открытия обновленного грандиозной реставрацией-реконструкцией московского  Северного Речного вокзала и его чудесного парка. Уже при въезде на территорию парка меня встретила милая маленькая белочка около новой детской площадки. Она настолько привыкла к людям, что спокойно берет еду из рук. Сфотографировал ее. Белочки бегают и в соседнем Парке Дружбы (о нем рассказ «Рождение московского Парка Дружбы»- на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2), находящемся на противоположной от Речного вокзала стороне Ленинградского шоссе. Вспомнились многие посещения Речного вокзала, плавания отсюда на теплоходах, дальние (рассказ «Формула-1 на самосвале»- на том же сайте) и ближние (рассказ «Углич дивный- Отечества старинный уголок»- на том же сайте); прогулки по набережной и парку, лыжные пробежки по льду Химкинского водохранилища, посещения пляжа в заливе Левобережного микрорайона, плавания на байдарке в Клязьминском водохранилище; пешие и велосипедные прогулки в прилегающем к Химкинскому водохранилищу Парке Покровское-Стрешнево (рассказ «Общежитие в Гучково»- на том же сайте); занятия греблей на шлюпках на расположенном рядом с Речным вокзалом Водном стадионе (рассказ «Удостоверение старшины шлюпки»- на том же сайте) …  А в студенческие годы ездил с институтскими однокурсниками в расположенный рядом с Речным вокзалом Северный речной порт на скромные заработки (рассказ «Разгрузили баржу»- на том же сайте) … О, а как же я забыл о первой после окончания Московского авиационного института (МАИ) встрече с однокурсниками в 1974 году, когда мы в здании Северного Речного вокзала отмечали 15-летие окончания МАИ (рассказ «Недаром кусочек лазурного неба …»- на том же сайте). Очень многое всплыло из Былого, а за его бортом осталось еще больше чудесных моментов, связанных с этими сказочно-прекрасными местами …               
Но, испытывая такие радостные чувства, нельзя забывать о тех людях, невероятно-тяжелым трудом, лишениями и страданиями которых создана эта красота, рождающая ощущение  Радости. Пусть чувство благодарности к этим труженикам постоянно живет в наших сердцах … 

               
Как же появился Северный Речной вокзал Москвы? Вы готовы к этой «Одиссее»? Тогда: «Отдать швартовы!» Но сначала отметим «вешками» основные пункты этого Плавания. Планета Земля Солнечной системы, Мировой океан Земли, Пангея- единственный первичный материк в этом океане; разделение и «расползание» материков, возникших из Пангеи; зарождение Жизни, эволюция растительного и животного мира, появление гоминидов; явление человека и освоение им окружающего мира, история цивилизаций, рождение государств; история России, история Москвы; эволюция систем жизнеобеспечения Москвы; задачи водоснабжения, канализации и судоходства; Генеральные планы развития Москвы …               
Не пугайтесь! «Одиссея»-путешествие будет короткой. Ведь каждому известны общие для всех народов ранние этапы пребывания человека на нашей такой маленькой хрупкой и совершенно зависимой от Вселенских и Земных процессов планете Земля. Начнем с зарождения и развития Москвы, и тоже- в «телеграфном» стиле.   

               
Первый человек, появившийся в незапамятные времена около холма, на котором возникнет Московский Кремль, и которого можно условно назвать «первым москвичом», никаких «проблем» с водоснабжением и канализацией не испытывал. Зачерпнув ладонями водички из реки, которая в дальнейшем будет названа «Москвой-рекой», он утолил жажду, наловил рыбки и, пожарив ее на костре, утолил голод. А проблема канализации решалась им за любым кустиком густо растущего здесь бора. Но менялись годы, десятилетия, столетия, а с ними- и условия жизни в Москве. «Кустиков», например, становилось все меньше, найти их становилось «проблематично» … Воду потреблять продолжали из Москвы-реки и многочисленных малых рек и речушек, ручейков, озер и прудов, находившихся на территории разраставшейся Москвы. Плавание по реке малых судов долго не испытывало затруднений. Да и канализация не являлась долго «проблемой»: нечистоты, как и во многих «развивающихся странах» просто выбрасывались и выплёскивались, иногда через окошко на улицу, или выливались и выбрасывались в реки, которые уносили своим течением эти «продукты жизнедеятельности». Но настало время, когда «благоухания» и эпидемии от этих «продуктов» стали уже нестерпимыми и крайне опасными … И тут-то и зародилась мысль: «Что делать?» Хороший вопрос, все время сопровождающий развивающееся человечество …

               
Когда же впервые вопросы водоснабжения и канализации всерьёз озадачили москвичей? Если бы тот самый «первый москвич», пройдя по берегу вдоль течения Москвы-реки своего времени, затем прогулялся по берегу нынешней, он не узнал бы свою реку: она не просто загружена, а перегружена всевозможными водохранилищами, плотинами, шлюзами, гидроузлами … Обилие гидротехнических сооружений теперь не только на Москве-реке, но и на огромной территории вокруг Москвы …                Простые способы водоснабжения были известны на Руси давно. Уже в XII веке существовали самотечные водопроводы и водостоки. В Москве со времен Ивана I Даниловича Калиты (1284 или 1288-1340) уже существовали системы забора и распределения воды, но они обеспечивали в основном Кремль. А ведь в то время, по оценкам историков, в Москве проживало около тридцати тысяч человек. И всем им нужна была вода. На территории Кремля существовал тайный колодец, в который воду подводили по деревянным трубам, поднимая ее с помощью большого колеса (так называемого ступального колодца), которое крутили мужики, наступая на широкие ступени-перекладины, расположенные на внутренней поверхности колеса.   

               
Первый самотечный водопровод появился при Иване III (1440-1505), он начинался от родника в основании Арсенальной башни Кремля. Первые гидротехнические  сооружения вокруг Кремля появились в начале XVI века, когда Василий III (1479-1533) в 1508 году повелел Алевизу Фрязину построить вокруг города каменный ров: «вкруг града Москвы ров делати каменем и кирпичём и пруды чинити вокруг града». И это было сделано: ров прошел через Красную площадь (его длина- 541 метр, ширина-36 метров, глубина- 8,5 метров, а максимальная- 13 метров- напротив Константино-Еленинской башни). Воду для рва-канала брали из реки Неглинки и удерживали в нем шлюзами. Получившееся круговое водное пространство вокруг Кремля превратило его в остров. В 1814 году «Алевизов ров» полностью засыпали и от него осталось упоминание в названии Храма Василия Блаженного: «Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву».               
В XVII веке самым распространенным на Руси способом водоснабжения были тайники воды. Они обычно устраивались в основании крепостных башен: здесь создавался колодец, в который вода подавалась из ближайшего источника или реки по деревянным трубам. Такие тайники делались на случай осады крепости. В Московском Кремле тоже возросла потребность в воде. Здесь располагались производства, требовавшие много воды: пивоварня, браговарня, квасоварня, медоварня, а также многочисленные заведения и мастерские: бочарная, воскобойня, прачечная, бани, конюшня … Воду для этих нужд доставляли на специальных водовозных телегах с бочками.

               
Второй Кремлевский водопровод построили в 1633 году при первом русском царе из династии Романовых- Михаиле Федоровиче Романове (1596-1645) по совместному проекту англичанина Христофора Галовея (который в 1626 году установил часы и шатер на Спасской башне, называвшейся тогда Фроловской) и русских мастеров Антипа Константинова и Трефила Шарутина. Вода из Москвы-реки сначала самотеком шла в колодец на нижнем этаже Свибловой (ныне- Водовзводная) башни, а затем поднималась на высоту 35-40 метров и поступала в напорный резервуар, выложенный свинцом. Из резервуара вода по свинцовым трубам подавалась в дворцы Кремля, мастерские и сады. Этот водопровод в дальнейшем много раз дорабатывался и совершенствовался, его трубопроводная сеть вышла за пределы территории Кремля, где возникли уличные водоразборы. В сутки этот  водопровод давал четыре тысячи ведер воды (около пятидесяти кубических метров, то есть пятидесяти тонн или пятидесяти тысяч литров воды). Конструкция его оказалась настолько удачной, что он проработал более века, пока не был разрушен страшным московским пожаром 1737 года.   
Население Москвы увеличивалось. При Петре I (1672-1725) москвичей стало около ста пятидесяти тысяч- в пять раз больше, чем при Иване Калите.

               
Московский городской водопровод появился лишь в XVIII веке. Он оказался первым городским водопроводом не только в Москве, но и во всей России. Официальной датой его возникновения считается 1779 год, когда Екатерина II издала указ о создании первого в Москве водопровода. Спроектировал его и построил военный инженер Фридрих Вильгельм Бауэр (1731 или 1734-1783). Вода подводилась в Москву самотеком из Мытищинских подземных грунтовых ключевых источников в верховьях реки Яузы- левого притока Москвы-реки. Эти источники были выбраны из-за высокого качества здешней воды. Население Москвы к этому времени- около 250 тысяч человек. По расчетам Бауэра водопровод должен был подавать около трехсот тысяч ведер воды в сутки, то есть примерно по ведру на одного москвича, но ведь горожане потребляли воду еще и из других источников.                Водопровод начал функционировать в 1804 году. Для подачи воды был сооружен подземный кирпичный водовод (галерея) протяженностью около 16 километров. Он шел через долину реки Яузы в район Сухаревской площади и далее, разветвляясь- к водоразборным бассейнам. Из пяти акведуков, находившихся на Мытищинском водопроводе, сохранился лишь один- Ростокинский акведук в московском районе Ростокино (с 2007 года его превратили в пешеходный мост). Из-за некоторых технических просчетов водовод в дальнейшем пришлось многократно перестраивать, дорабатывать и улучшать. Возрастали при этом и его возможности: в сутки он стал давать 500 тысяч ведер воды (в 1858 году), полтора миллиона ведер (в 1892 году), а максимум- четыре миллиона ведер воды в сутки был достигнут к 1903 году, то есть через столетие после открытия этого водопровода.                К этому времени Мытищинские ключи значительно истощились, качество воды ухудшилось, а Яуза обмелела. Москве срочно требовался новый надежный, качественный и обильный источник воды. Взоры изыскателей снова обратились к Москве-реке.

               
В 1900-1912 годы по проекту Николая Петровича Зимина (1849-1909) построили в два этапа Москворецкий водопровод. Он начинался от поселка Рублёво, где вода Москвы-реки была наиболее чистой. Этот водопровод, спроектированный с учетом роста населения Москвы, соединили с сетью Мытищинского водопровода. Но слабой стороной Москворецкого водопровода была его зависимость от водного режима реки. Москва-река, как и большинство других рек европейской части России, более чем наполовину питается снегом. Поэтому уровень воды в ней сильно колебался в зависимости от времени года. В то время паводки могли поднять уровень воды на восемь метров (вспомним наводнение 1908 года!), а летом река иногда так мелела, что покрывалась бродами.                К 1900 году в Москве проживали уже один миллион семьсот пятьдесят тысяч человек, то есть за столетие население увеличилось в семь раз! А если забегать вперед, то сегодня, в 2020 году, в Москве проживает около12 миллионов семисот тысяч человек: это в семь с лишним раз больше, чем в 1900 году! А что же будет дальше? Будем надеяться, что все будет хорошо, и все задачи будут успешно решены. 

               
А пока вернемся к началу XX века. Легко догадаться, что так быстро растущему городу все больше требовался какой-то очень мощный и надежный источник воды, который мог бы оставаться таким и на долгую перспективу. Москва-река уже не могла это обеспечить. От активного водозабора на подступах к Москве (50 километров от ее центра), она в пределах города сильно обмелела (глубина около метра). Кроме того, она и загрязнилась нечистотами.               
Тут и возникла идея привести в Москву воду Волги. При этом попытаться одновременно решить и задачу судоходства. О создании прямого водного пути из Балтийского  и Белого морей в центральные районы России мечтал уже Петр I. В 1722 году, после окончания Северной войны (1700-1721), он поручил разработать такой проект.  Намечалось соединить Истру, приток Москвы-реки, с притоками Волги- Сестрой и Дубной. Подготовили три разных проекта. По одному из них на водном пути длиной 128 верст надо было построить 123 шлюза. Но когда императору представили «смету расходов», он понял, что казна такого проекта не осилит. Но идея эта не умерла. К ней вернулись через столетие, в 1825 году, когда солдаты начали строить канал. За двадцать лет построили три канала и 38 каменных шлюзов. Этот водный путь протянулся на 292 километра и решал только транспортную задачу, но не выдержал конкуренции с железной дорогой между Санкт-Петербургом и Москвой, открывшейся в 1851 году. Судоходство по каналу постепенно затухало и практически исчезло к 1860 году (в этом году канал официально закрыли).               
В дальнейшем развитие центрального городского водоснабжения ускорялось, оно расширялось и совершенствовалось.   

               
К началу 1930 года Москва снова испытывала острую нехватку питьевой и технической воды.               
После рассмотрения на июньском (15 июня 1931 года) пленуме ЦК ВКП(б) вопроса об обеспечении Москвы водой и развитии водных судоходных путей было решено использовать воды из верховьев Волги, протекающей в 120 километрах к северу от столицы. А до этого, 18 февраля 1931 года, СТО СССР принял решение о строительстве Беломорско-Балтийского водного пути (ББВП). Позже эта стройка будет называться Беломорско-Балтийским каналом (ББК). Она была завершена в невероятно короткие сроки (между 1931 и 1933 годами). Ее официальное открытие произошло 2 августа !933 года. Всего за двадцать месяцев на канале было сооружено 120 объектов: 19 шлюзов, 15 плотин, 19 водоспусков, 49 дамб, 33 искусственных канала, 5 гидроэлектростанций и ряд других сооружений. Беломорско-Балтийский канал построили заключенные ГУЛАГА.

               
И вот, в самый разгар этого строительства начинается еще более грандиозная стройка: объем только земляных работ на ней был в семь раз больше. Все строительство (1932-1937 годы) осуществляли тоже заключенные ГУЛАГА. «Канал имени Москвы» длиной 128 километров проходит по Тверской и Московской областям и по территории Москвы. Его ширина по поверхности воды- 85 метров, а по дну- 45 метров, глубина- 5,5 метров. Заполнение канала водой по всей трассе произошло 17 апреля 1937 года. На пути воды находятся 11 шлюзов. Сначала вода поднимается шлюзами на 38 метров относительно уровня воды в Волге (шлюзы №№ 1-6), а затем спускается на такую же высоту (шлюзы №№ 7 и 8) до уровня воды в Москве-реке. Еще три шлюза (№№ 9-11) расположены не на самом канале, а по течению Москвы-реки, и входят в состав Карамышевского и Нагатинского (Перервинского) гидроузлов. На всем протяжении канала создано 240 объектов: 11 плотин, 11 шлюзов, гидроэлектростанции, насосные станции, мосты, заградительные ворота, грузовые и пассажирские причалы, тоннели, маяки …
Начинается канал от Иваньковского водохранилища (около города Дубны). От этого водохранилища трасса канала по пути к Москве проходит через водохранилища: Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское. Канал сегодня дает столице 60 процентов потребляемой питьевой и технической воды. Москва-река стала полноводной и судоходной, «портом пяти морей»: от Северного Речного вокзала можно приплыть в  Балтийское, Белое, Азовское, Черное и Каспийское моря.
С открытием в 1937 году «Канала имени Москвы» (до 1947 года он назывался «Канал Москва-Волга») в Москву пришла вода Волги. Специалисты подсчитали, что вынутый для создания канала грунт разместился бы в железнодорожном составе длиной более двухсот двадцати тысяч километров. Такой состав обернул бы земной шар пять с половиной раз!
Теперь есть много свидетельств о том, как проходили эти стройки и какой ценой выполнялись назначенные сроки- об этом и в «Архипелаге ГУЛАГ» Александра Солженицына. 

               
Сегодня, 30 октября 2020 года, прежде чем сесть за компьютер и поставить последнюю точку в этом рассказе, позавтракал: открыл на кухне водопроводный кран, и в чайник устремилась вода- не простая вода, а ВОЛЖСКАЯ … Здравствуй, Волга!               
И тут нахлынули еще воспоминания …  В 1962-1963 годы практически, но опосредованно, «по касательной», соприкоснулся с одной из решаемых в то время задач канализации Москвы. Можно сказать: «Смиренный игумен Пафнутий руку приложил» («Идиот» Федора Михайловича Достоевского). Во время работы в Подлипках (ныне- город Королёв) в Опытно-конструкторском бюро (ОКБ), которым руководил Сергей Павлович Королёв, я записался в молодежный строительно-жилищный кооператив, чтобы иметь возможность купить жилье с меньшим первоначальным взносом (двадцать процентов от полной стоимости вместо сорока процентов). Такую «льготу» молодым специалистам обещали за участие в так называемых «ударных стройках». Записавшихся в число претендентов на участие в таком кооперативе направляли на такие стройки. Трудились мы вечерами, после основной работы, и по выходным дням на строительстве станции аэрации в Люберцах: укладывали доски для опалубки, бетонировали, делали отстойники для воды, рыли канавы под прокладку кабеля. Особенно запомнился один из дней, когда приехал в Люберцы после основной работы. «Был сильный мороз» (как у Некрасова), а может быть сначала показалось очень холодно из-за сильного ветра и отсутствия перчаток. Разгрузили десять автомашин с бетоном. Работали остервенело, так как машины подъезжали одна за другой, и, чтобы бетон не пропал, нужно было очень быстро его разгружать. Чтобы бетон не замерзал, быстро втыкали в него электроды для обогрева. Устали зверски … А ведь на следующий день надо было очень рано вставать и ехать на работу в Подлипки. Работал и на Хапиловской канализационной насосной станции (около станции метро «Электрозаводская») … Приятно, что и для этих дел мой труд оказался востребованным: «Радуюсь я- это мой труд вливается в труд моей республики» (Владимир Маяковский, поэма «Хорошо!») …   

               
Юрий Жданов     30.10.2020


Рецензии